Морозы, что ли, навеяли… захотелось соляночки!
Назову солянку СТАРОМОСКОВСКОЙ и постараюсь приготовить, пусть не точно, но, близко к тому, как варили ее в Москве XVII века.
Читаю у Вильяма Васильевича Похлебкина:
«Древнерусской кухне, как и всему патриархальному быту Руси, был нанесен удар в начале XVII в.
— польско-шведской интервенцией и крестьянской войной, приведшими к хозяйственному упадку в течение почти четверти века и к резкому изменению социальных условий в России. Именно этот период и служит демаркационной линией между древнерусской кухней и кухней Московского государства XVII века, или так называемой старомосковской кухней.
...…
В XVII веке окончательно складываются все основные типы русских супов, причем появляются неизвестные для средневековой Руси солено-пряно-кислые супы — кальи, похмелки, солянки, рассольники, — обязательно содержащие квашения, лимон и маслины. Появление этих супов вызвано чрезвычайным распространением пьянства, потребностью в опохмеляющих средствах».
Да уж, пьянство — больной вопрос и поныне!
Действительно, выпить на Руси любили с незапамятных времен. По легенде, в 986 году, киевский князь Владимир Красное Солнышко, будущий православный святой, а тогда еще язычник, отказался принять мусульманство, запрещавшее потреблять вино, резонно заявив: «Веселие Руси есть питие, без пития Руси не быти».
Но пиры устраивались только по большим праздникам, т.е., не чаще 10 раз в год, а у простого люда — и того реже. Так что в общем, образ жизни русского народа можно охарактеризовать как трезвый.
Однако, вернувшись из Казанского похода в 1552 г., Иван Грозный открывает для своих опричников на территории Кремля первый «царев кабак». Теперь можно было в любой момент, что в будни, что в праздник, прийти в кабак и напиться. Идея понравилась, и как грибы после дождя начинают расти тайные корчмы. Пьянство быстро набирает обороты, как среди мужчин, так и среди женщин.
Возьмем тот же «Домострой» XVI века. Поп Сильвестр многократно поминает о женском пьянстве, например: «…а особо беречься жене пьяного пития: муж пьян — дурно, а жена пьяна — и в миру непригоже». А вот целая глава: «Женам наказ о пьянстве и пьяном пятие…»: «А у жены бы отнюдь ни в какие дни, никаким образом пьяное питие не было… Пила бы бесхмельную брагу и квас, дома и в людях».
Да только всё не в прок…
В апреле 1644 г. царь Михаил Федорович решил выдать свою 17-летнюю дочь за датского королевича Вальдемара. По датским источникам, бояре говорили королевичу: «Быть может, он думает, что царевна Ирина не хороша лицом; так был бы покоен, будет доволен ее красотою, также пусть не думает, что царевна Ирина, подобно другим женщинам московским, любит напиваться допьяна; она девица умная и скромная, во всю жизнь свою ни разу не была пьяна». (Соловьев С.М. История России с древнейших времен. Кн. V. М., 1960. С. 242.)
То есть - выпивала понемножку, но меру знала, под стол не сползала.
Ладно, хватит о пьянстве, вернемся к солянке.
Итак, перенесемся в Древнюю Москву…
Морозное утро 11 февраля 1668 года. Замоскворечье. Звон колоколов. Снег хрустит под ногами, скрипит под полозьями саней. С Красной площади доносятся крики торговок: «Сбитень горячий!... Пироги горячие…»
У боярина Афанасия Лаврентьевича Ордина-Нащёкина накануне был пир горой по случаю святых именин. А наутро, боярыня Наталья Андреевна повелела, чтобы боярское здоровье поправить, наварить солянки.
Фантазировать, так фантазировать. Представляю себя одновременно боярыней и бабой-поварихой.
Опять процитирую В.В. Похлебкина:
«Солянки – густые острые супы, соединяющие в себе компоненты щей (капуста, сметана) и рассольников (солёные огурцы, огуречный рассол), со значительно усиленной кисло-солёно-острой основой в результате добавления таких приправ, как маслины, каперсы, помидоры, лимон, лимонный сок, квас, солёные или маринованные грибы…
Жидкости в жидких солянках мало (на 1/3 меньше, чем в супах других видов), причём жидкость эта концентрированная и острая».
Итак, какого-то конкретного рецепта солянки и быть не могло. В солянку шло всё, что подавалось на пир — мясо, птица, субпродукты печеные, копченые, верченые. Главное, что бы вкус был гармоничный, всего в меру, ни одни продукт не должен забивать остальных.
Поэтому, не буду взвешивать, сколько - чего грамм класть. Лучше - покажу.
Не знаю, что Бог послал в тот день боярину Афанасию, мне же Бог послал ветчинку, курочку копченую, говядину варено-копченую, буженину, грудку от курочки запеченой, колбаску домашнюю говяжью цельнорубленую.
Стоп! Русская кухня не признавала измельченные продукты. Птица и некрупные животные готовились целиком, крупные — целыми частями туши.
Но очень я люблю такую колбаску в солянку класть.
Иноземцев в Москве проживало много. Первая Немецкая слобода в Москве появилась еще при Василии III (годы правления 1505—1533). Немцами называли не только германцев, но и шведов, датчан, голландцев и других иноземцев, по-русски не говоривших, то есть «немых».
Около 1652 года царь Алексей Михайлович повелел немцам продать свои дома русским; иностранные церкви были снесены и всем иноземцам было предложено переселиться в местность Немецкой улицы (ныне — Бауманская улица), на берегу Яузы, близ ручья Кукуй. В простонародье получила название — слобода Кукуй.
Естественно, немцы готовили и потребляли свои любимые колбасы. Так что рискну предположить, что «продвинутые» москвичи постепенно привыкали к этому деликатесу.
А наш Афанасий Лафрентьевич возглавлял Посольский приказ, говоря современным языком, был министром иностранных дел. Он много поездил по Европе с дипломатическими миссиями, да и дома по долгу службы постоянно общался с иноземцами. Скорее всего, к колбаске он уже пристрастился. Так что, колбаску оставлю.
А теперь - овощная часть.
В современных рецептах солянок редко встретишь капусту. Но я ж делаю Старомосковскую, так что капуста будет. Какой же русский стол без капусты. А еще лучок и морковка, которые спассирую на подсолнечном нерафинированном масле, под конец добавив туда и капусту, что б немного протушилась.
Теперь соления и квашения. Лимон и лимонный сок незаменимы в рыбных солянках. В мясной же злоупотреблять лимоном не стоит, разве что для красоты ломтик в тарелку положить. Так что я лимон класть не буду.
Огурчики соленые режу соломкой. Грузди соленые мельчить не буду, оставлю, как есть, что на зуб чувствовались.
Закладываю в кастрюлю мясную часть солянки и огурцы, грибы, добавляю стакан огуречного рассола и рассол из-под оливок (предварительно прокипятив и сняв пену), заливаю кипящим крепким мясным бульоном до отметки «3 литра».
Пусть немного покипит, а потом добавляю спасированные лук, морковь и капусту. Теперь солянка должна вариться на медленном огне минут 15—20.
Маслины, оливки, каперсы, лимоны известны на Руси как минимум с IX века. Их привозили к нам по «пути из варяг в греки». Так что в Москве с этими заморскими деликатесами проблем не было, и даже небогатый человек мог раскошелиться на праздник на крыночку маслин или каперсов.
Минут за 10 до окончания варки, кладу пряности: сушеный корень петрушки, раздавленные горошины черного перца, лавровый лист. Под конец варки кладу маслины. Мне нравится, когда они немного проварятся. А каперсы кладу уже в тарелки вместе со свежей зеленью.
Итого, у меня получилось 3,5 литра густого наваристого супа. Арома-а-а-т! На весь дом!
Есть мнение сметану класть сразу в кастрюлю и проваривать. Но мне не нравятся свернувшиеся шарики сметаны и мутный бульон. Поэтому, кладу сметану прямо в тарелку.
Ну всё! Можно приступать к трапезе!
ВКУСНО-О-О-О!!!!
Свежие комментарии