Кристиан Фридрих Хайникен – "Младенец из Любека" - 6 февраля 1721 - 27 июня 1725
Любек, Германия
В годовалом возрасте, когда обычный ребенок только произносит «мама» и «папа», Кристиан Фридрих знал основные события из пяти первых книг Библии. К двум годам он цитировал целиком фрагменты Священного Писания.
Ещё через год мальчик добавил к своим познаниям мировую историю и географию, сочетая это с изучением латыни и французского языка, математики и биологии. В неполные четыре года Кристиан Фридрих прочёл лекцию ученикам любекской гимназии. Малыш начал с анализа биографий римских и германских императоров – от Цезаря и Августа к Константину, Птолемею и Карлу Великому. Потом плавно перешел к израильским царям, от них к особенностям географии Германии. Закончил рассказом о строении человеческого скелета.Родители мальчика, любекский художник и архитектор Пауль Хейнекен и владелица магазина художественных изделий и алхимик Катарина Елизавета Хейнекен, целенаправленно стремились к тому, чтобы о маленьком гении узнал весь мир, поэтому Кристиан постоянно встречался с людьми, заинтересовавшимися этим мальчиком. Общественность встречала эти выходы с воодушевлением, для семьи и, в частности, ребёнка они были однако большой нагрузкой.
Кристиан Хейнекен. Аллегорический портрет. Художник Christian Fritzsch, 1726
Слух о чуде дошел до короля Фридриха IV Датского. Тот не поверил, когда ему сообщили, что малыш трёх лет свободно владеет четырьмя языками, тогда как сам король слабо знал родной датский и с трудом расписывался. Кроху было решено доставить в Копенгаген. Юный Хейнекен прочёл перед королём и придворными несколько лекций по истории, причём со ссылками на авторитетные источники, за что был немедленно удостоен прозвища Mirakulum (в переводе с латыни «чудо»). Единственное, от чего отказался малыш, – отобедать вместе с королём: он как можно учтивей заметил, что не ест ничего, кроме каш и блюд из зерна и муки.
Гравюра работы Иоганна Бальтазара Пробста, 1724
Путешествие к датскому престолу и обратно заняло несколько месяцев. Едва вернувшись домой, Кристиан заболел.
Кристиан был очень слабым, держать перо по несколько часов в день было для него чудовищной нагрузкой. Он испытывал сильнейшие боли в мышцах и суставах, страдал бессонницей, и у него совсем пропал аппетит. Мальчика кормили только кашей, что стало позже отражаться на его здоровье и постепенно переросло в болезнь целиакию (нарушение пищеварения, требующее исключения из пищи продуктов из злаков, содержащих глютен), на то время ещё неизвестную. Кроме того, у него возникла экстремальная восприимчивость к любым звукам, они причиняют ему боль. Мальчик постоянно плачет и требует тишины… У него развивается невротическая чистоплотность. Он всё время просит, чтобы его помыли и переодели… Но даже в этом состоянии к нему всё ещё допускают посетителей, которые одолевают всевозможными вопросами.
Кристиан с видимым спокойствием предсказал собственную смерть. «Vita nostra fumis …» («Жизнь догорает, истлевает...» Судьба отмерила ему чуть больше четырёх лет...
"...преждевременно развитый эфемерный ум вундеркинда — это отклонение природы от своих правил, это редкости для кабинетов естественнонаучных коллекций; хотя их преждевременной зрелости можно удивляться, но часто об этом глубоко жалеют те, кто этому содействовал." — Кант И. Сочинения.
Свежие комментарии