ДАВАЙ ПОГОВОРИМ

10 840 подписчиков

Свежие комментарии

  • Ирина Осипова
    Вы абсолютно правы.👍👍👍День неполного ос...
  • Ирина Осипова
    вот это действительно очень-очень мерзко и гадко!!!!🤮🤮🤮День неполного ос...
  • Traveller
    А не напомнить ли Вам, голубчик, кто открывал этот самый гадюшник - "ельцин-центр"? И кто носит подарочки на день рож...День неполного ос...

Беларусь моими глазами: Полесье. Часть 4.

Здравствуйте всем! Продолжу свой рассказ о Белорусском Полесье.

Предыдущие темы здесь:

http://davaipogovorim.mirtesen.ru/blog/43796753608/Belarus-m....

http://davaipogovorim.mirtesen.ru/blog/43433680583/Belarus-m....

http://davaipogovorim.mirtesen.ru/blog/43510926445/Belarus-m....

День 5-й. Рано утром теплоход "Белая Русь" прибывает в Стахово - это последний пункт участка регулируемого уровня воды на Днепро-Бугском водном пути.

Далее путь проходит по свободному руслу реки Припять. В случае резкого падения уровня воды судоходство на дальнейшем участке приостанавливается до восстановления судоходного уровня. Так случилось и у нас - Припять обмелела, и до Турова мы ехали на автобусе. Экскурсия на целый день с обедом в ресторане в Турове.

По пути много всего интересного, но из окна автобуса фото не ахти какие. Вот проезжаем поселок Ольшаны. Все жители его заняты выращиванием огурцов и помидоров. Куда не кинь взгляд - всюду теплицы, теплицы, теплицы... Продукцию в основном отправляют в Россию. Так что если где у нас и продают белорусские огурцы и помидоры, то это ольшанские.

А вот такую "забугорную" теплицу устроил один ольшанский фермер - сложное там какое-то оборудование. Зато огурцы-помидоры растут с минимальным участием человека - сами поливаются, сами удобряются. Может даже сами и собираются?

Ольшаны, как и большинство населенный пунктов Полесья, это как бы государство в государстве. Тут свои законы, свои правила. Народ достаточно зажиточный, у всех большие каменные дома. Семьи в основном многодетные. Причем отец обязан каждой дочери выстроить дом. Хоть пять у него дочерей, хоть десять. Ну а сын сам себе должен дом построить. После этих слов экскурсовода одна наша туристка средних лет удивилась: "А зачем дочерям дом, если жених себе должен дом построить?" Тут мы, остальные туристы, не дожидаясь ответа экскурсовода, дружно закричали: "Чтобы со свекровью не жить.... Чтобы полноценной хозяйкой быть в своем доме...." Экскурсовод нам не перечила.

Так что перед ольшанскими мужчинами стоит непростая задача - и себе дом построй, и всем дочерям дома построй. Вот и работают, не покладая рук.

Ну а тем временем подъезжаем к окраине Турова.

На месте бывшего Борисоглебского монастыря, на Борисоглебском кладбище с недавних пор появились "растущие" чудотворные каменные кресты. Один из них появился в старой части кладбища в конце ХХ века. Он вышел из земли и продолжает расти. Местные жители считают его чудотворным. Рассказывают о многочисленных случаях исцеления, а также крест помогает бездетным парам обзавестись потомством.

Еще один крест появился совсем недавно недалеко от ограды и продолжает расти.

Церковь на территории кладбища

Икона меня в ней одна заинтересовала. Лицо у Богоматери не совсем привычное. Говорят, что икона чудотворная. Когда была обретена, то представляла собой почти черную доску. И вот постепенно просветляется.

Едем дальше, теперь уже в центр древнего Турова. Город впервые упоминается в 980 г. в «Повести временных лет»: «Этот Рогволод перешел из-за морья и держал власть свою в Полоцке. А Тур держал власть в Турове, от него же и туровцы прозвались». Благодаря свою расположению на "Пути из варяг в греки", Туров стал одним из центров христианства. С 988 по 1016 год Туровским княжеством правил Рюрикович Святополк Владимирович. А с середины XIII века там княжили Гедеминовичи.

Пустой совершенно город. Где все жители?

Лишь вот такие милые жаворонки резвятся:

Аисты везде, и на административно здании тоже.

Строительство кафедрального собора в Турове началось 50-70-х годах XII века. В 13 веке величественный храм был разрушен. С тех пор собор не восстанавливался. Предпринимались попытки его восстановить в начале ХХ века, но помешала Первая мировая война. И вот уже в XXI веке решено было собору быть! Два года местные власти не давали согласия на выделение земельного участка под строительство в Центральном парке – постоянно отсылали на окраину города. Но Батька сказал - строить! По личному указанию президента участок земли был выделен незамедлительно, сразу началось оформление всех необходимых документов.

5 ноября 2009 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл благословил строительство кафедрального собора в Турове в честь святителей Кирилла и Лаврентия Туровских. 11 мая 2010 года Митрополитом Минским и Слуцким Филаретом был заложен первый камень в основание будущего собора. И уже через три года, 11 мая 2013 г., состоялось торжественное освящение кафедрального собора в честь святителей Кирилла и Лаврентия Туровских.

Собор построен в древнем византийском стиле. Высота двухэтажного собора вместе с крестом – 32 метра. Верхний храм — обитель святителей Кирилла и Лаврентия, а нижний – преподобных Бориса и Мартина Туровских. На соборе установлены девять колоколов, отлитых в российском городе Воронеже. Самый большой из них весит 1,3 тонны.

В каплице, устроенной во дворе собора, помещен один из двухметровых туровских каменных крестов. До этого он хранился в туровской Всесвятской церкви, где по-прежнему находится еще один крест. Согласно легенде, каменные кресты когда-то по рекам Припять и Днепр против течения приплыли в Туров.

А это историко-археологический комплекс "Древний Туров".

Рядом - памятник Кириллу Туровскому - видному церковному деятелю, просветителю и проповеднику. Он был одним из послушников Никольского монастыря в Турове, а в 60-е годы XII века его избрали на епископскую кафедру. Свой славный путь известный проповедник закончил в Борисоглебском монастыре, в затворничестве. В 1993 году в городе установили памятник Кириллу Туровскому. Скульптура высотой в семь метров на фоне массивного византийского креста - визитная карточка Турова.

А теперь отправимся осматривать экспозицию "Древний Туров". Как уже говорилось, первое упоминания Турова относится к 980 году. А вот как долго Туров стоял до этого, доподлинно неизвестно. Равно как и нет единого мнения о происхождении названия, по поводу чего имеется несколько легенд. Согласно одной из них, как говорилось выше, город получил название по имени варяжского князя Тура, упомянутого в "Повести временных лет". Но гипотеза эта весьма сомнительная. Ведь "Тур пришел в Туров", то есть к тому моменту, видимо, город уже существовал. В другой версии фигурирует тур – животное-исполин, достигавшее роста 180 см в холке и длину туловища до трех метров. Тут же в музее мы видим и изображения этих вымерших животных.

А эта реконструкция в Музее Природы в Беловежской пуще. Вот так и выбили всех туров польские паны.

Макет древнего Турова, сделанный на основании раскопок. Город располагался на возвышенностях, окруженных реками и рвами.

В правой части города мы видим каменный кафедральный собор, о котором говорилось выше. Дату его постройки относят к 70-80-м годам XII века. Есть в музее и его макет:

Собор был одним из самых больших на территории Туровского, Полоцкого и Смоленского княжеств.

Вот что я вычитала на одном из белорусских сайтов: "К сожалению, ни в каких исторических источниках описания монументального сооружения нет. Что делает невозможным его реконструкцию даже на бумаге. А вот дата "падения" храма в одной из летописей указана точно. Несмотря на свое величие, прослужил храм недолго и был разрушен 3 мая 1230 года по новому летосчислению. Его остатки найдены во время раскопок в начале 1960-х годов. Поначалу рассматривались версии о причастности монголо-татарских завоевателей или пожаре. Но "победило" во всех смыслах – землетрясение. На туровской земле они описывались уже в 12-13 веках – в основном как незначительные. Однако тому, которое "снесло" храм, исходя из характера разрушений, сейсмологи поставили не менее 8 баллов. Роковую роль могла сыграть и выявленная ненадежность фундамента. Под подошву древние зодчие вырыли канаву на метровую глубину в рыхлый грунт, заполнив ее булыжником без связующего раствора". (http://museums.by/muzei/muzei-g-gomelya-i-gomelskoy-oblasti/...)

А вот и сами раскопки. Выяснилось, что храм был возведен на намоленном месте - тут раньше находилось языческое копище.

Тут находился алтарь.

Вокруг раскопа в витринах экспонируются многочисленные археологические находки - и оружие, и посуда, и другие предметы быта. Только сквозь стекло фотки неудачные получились, и показать нечего.

Вот саркофаг XII века.

Опять обращусь к белорусскому сайту (и фото оттуда же): "Отдельного рассказа заслуживают найденные при раскопках саркофаги. В одном из них была захоронена девушка. Изучив ее останки, специалисты провели реконструкцию, создав изображение туровчанки, жившей за много веков до появления первого фотоаппарата".

drevniy_turov_015

Такая вот несколько странная Богоматерь найдена при раскопках:

Некогда мощные валы древнего Турова теперь едва заметны.

Покидаем этот замечательный музей. Следующая наша остановка у церкви Всех Святых, построенной в 1801-1810 гг. на месте более раннего храма. До 1930 года служила для совершения заупокойных служб. Ныне церковь действующая, является памятником деревянного зодчества.

Многочисленные паломники приезжают в Всехсвятскую церковь, чтобы прикоснуться к одному из двухметровых чудотворных каменных крестов X века, которые, согласно легенде, приплыли в Туров из Киева по Днепру и Припяти в год Крещения Руси князем Владимиром. Второй такой крест мы уже видели во дворе кафедрального собора в честь Святителей Кирилла и Лаврентия.

А теперь мы едем на Туровский молочный комбинат. Комбинат полностью итальянский - в смысле все оборудование итальянское, технологии итальянские. Сырье и рабочая сила, понятно, местные. На комбинате производятся творожные и мягкие сыры. Я раньше думала, покупая их в Москве, что они и правда итальянские. Но если присмотреться, то на этикетках есть мелкая надпись: "Туровский молочный комбинат".

К сожалению, производство нам фотографировать не разрешили. А интересно наблюдать, как сыр из трубы шлёпается! И весь огромный цех обслуживают двое рабочих. Других мы не видели. Остальное делают автоматы. В сам цех нас не пустили - там же всё стерильно! Наблюдали сквозь огромные панорамные окна.

А после экскурсии была дегустация - чего не съели, то с собой нам отдали. Потом за ужином и доели.

А после дегустации тут же в магазинчике при комбинате и отоварились:

Следующая наша остановка на молочной ферме:

Тут всё тоже механизировано-автоматизировано. Людей и не видно. Одни коровы и телята.

А тут коров доят.

А это тёлочки на прогулке.

А теперь сытые и довольные, да еще и отоваривавшиеся отправляемся на теплоход. Дорога дальняя - 90 км. Любуемся ухоженными полями и садами слева и справа.

Еще какой-то молочный комбинат проехали.

А вечером в гидроузле Стахово нас ждал ужин-барбекю на природе. Рядом распоожена база отдыха, которую используют в основном охотники. Деревянные домики внутри оснащены по полной программе - и спутникове телевидение, и шикарный санузел, оборудованная кухня и т.д.

На этот раз помимо колбасок и сарделек барбекю нас накормили и душистой ухой, сваренной на костре.

В этот вечер нас развлекала команда теплохода. Вот наш кок и бармен поют "Олесю", а наш маленький турист Вова им подпевает.

Вечереет.

Возвращаемя на теплоход уже по темноте. А завтра нас ждет новый интересный день!

Всем спасибо за прогулку со мной!

Продолжение тут:

http://davaipogovorim.mirtesen.ru/blog/43901866041/Belarus-m....

Картина дня

наверх