Здравствуйте всем! Продолжу свой рассказ о Белорусском Полесье.
Предыдущие темы здесь:
http://davaipogovorim.mirtesen.ru/blog/43796753608/Belarus-m....
http://davaipogovorim.mirtesen.ru/blog/43433680583/Belarus-m....
http://davaipogovorim.mirtesen.ru/blog/43510926445/Belarus-m....
День 5-й. Рано утром теплоход "Белая Русь" прибывает в Стахово - это последний пункт участка регулируемого уровня воды на Днепро-Бугском водном пути. Далее путь проходит по свободному руслу реки Припять. В случае резкого падения уровня воды судоходство на дальнейшем участке приостанавливается до восстановления судоходного уровня. Так случилось и у нас - Припять обмелела, и до Турова мы ехали на автобусе. Экскурсия на целый день с обедом в ресторане в Турове.
По пути много всего интересного, но из окна автобуса фото не ахти какие. Вот проезжаем поселок Ольшаны. Все жители его заняты выращиванием огурцов и помидоров. Куда не кинь взгляд - всюду теплицы, теплицы, теплицы... Продукцию в основном отправляют в Россию. Так что если где у нас и продают белорусские огурцы и помидоры, то это ольшанские.
А вот такую "забугорную" теплицу устроил один ольшанский фермер - сложное там какое-то оборудование. Зато огурцы-помидоры растут с минимальным участием человека - сами поливаются, сами удобряются. Может даже сами и собираются?
Ольшаны, как и большинство населенный пунктов Полесья, это как бы государство в государстве. Тут свои законы, свои правила. Народ достаточно зажиточный, у всех большие каменные дома. Семьи в основном многодетные. Причем отец обязан каждой дочери выстроить дом. Хоть пять у него дочерей, хоть десять. Ну а сын сам себе должен дом построить. После этих слов экскурсовода одна наша туристка средних лет удивилась: "А зачем дочерям дом, если жених себе должен дом построить?" Тут мы, остальные туристы, не дожидаясь ответа экскурсовода, дружно закричали: "Чтобы со свекровью не жить.... Чтобы полноценной хозяйкой быть в своем доме...." Экскурсовод нам не перечила.
Так что перед ольшанскими мужчинами стоит непростая задача - и себе дом построй, и всем дочерям дома построй. Вот и работают, не покладая рук.
Ну а тем временем подъезжаем к окраине Турова.
На месте бывшего Борисоглебского монастыря, на Борисоглебском кладбище с недавних пор появились "растущие" чудотворные каменные кресты. Один из них появился в старой части кладбища в конце ХХ века. Он вышел из земли и продолжает расти. Местные жители считают его чудотворным. Рассказывают о многочисленных случаях исцеления, а также крест помогает бездетным парам обзавестись потомством.
Еще один крест появился совсем недавно недалеко от ограды и продолжает расти.
Церковь на территории кладбища
Икона меня в ней одна заинтересовала. Лицо у Богоматери не совсем привычное. Говорят, что икона чудотворная. Когда была обретена, то представляла собой почти черную доску. И вот постепенно просветляется.
Едем дальше, теперь уже в центр древнего Турова. Город впервые упоминается в 980 г. в «Повести временных лет»: «Этот Рогволод перешел из-за морья и держал власть свою в Полоцке. А Тур держал власть в Турове, от него же и туровцы прозвались». Благодаря свою расположению на "Пути из варяг в греки", Туров стал одним из центров христианства. С 988 по 1016 год Туровским княжеством правил Рюрикович Святополк Владимирович. А с середины XIII века там княжили Гедеминовичи.
Пустой совершенно город. Где все жители?
Лишь вот такие милые жаворонки резвятся:
Аисты везде, и на административно здании тоже.
Строительство кафедрального собора в Турове началось 50-70-х годах XII века. В 13 веке величественный храм был разрушен. С тех пор собор не восстанавливался. Предпринимались попытки его восстановить в начале ХХ века, но помешала Первая мировая война. И вот уже в XXI веке решено было собору быть! Два года местные власти не давали согласия на выделение земельного участка под строительство в Центральном парке – постоянно отсылали на окраину города. Но Батька сказал - строить! По личному указанию президента участок земли был выделен незамедлительно, сразу началось оформление всех необходимых документов.
5 ноября 2009 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл благословил строительство кафедрального собора в Турове в честь святителей Кирилла и Лаврентия Туровских. 11 мая 2010 года Митрополитом Минским и Слуцким Филаретом был заложен первый камень в основание будущего собора. И уже через три года, 11 мая 2013 г., состоялось торжественное освящение кафедрального собора в честь святителей Кирилла и Лаврентия Туровских.
Собор построен в древнем византийском стиле. Высота двухэтажного собора вместе с крестом – 32 метра. Верхний храм — обитель святителей Кирилла и Лаврентия, а нижний – преподобных Бориса и Мартина Туровских. На соборе установлены девять колоколов, отлитых в российском городе Воронеже. Самый большой из них весит 1,3 тонны.
В каплице, устроенной во дворе собора, помещен один из двухметровых туровских каменных крестов. До этого он хранился в туровской Всесвятской церкви, где по-прежнему находится еще один крест. Согласно легенде, каменные кресты когда-то по рекам Припять и Днепр против течения приплыли в Туров.
А это историко-археологический комплекс "Древний Туров".
Рядом - памятник Кириллу Туровскому - видному церковному деятелю, просветителю и проповеднику. Он был одним из послушников Никольского монастыря в Турове, а в 60-е годы XII века его избрали на епископскую кафедру. Свой славный путь известный проповедник закончил в Борисоглебском монастыре, в затворничестве. В 1993 году в городе установили памятник Кириллу Туровскому. Скульптура высотой в семь метров на фоне массивного византийского креста - визитная карточка Турова.
А теперь отправимся осматривать экспозицию "Древний Туров". Как уже говорилось, первое упоминания Турова относится к 980 году. А вот как долго Туров стоял до этого, доподлинно неизвестно. Равно как и нет единого мнения о происхождении названия, по поводу чего имеется несколько легенд. Согласно одной из них, как говорилось выше, город получил название по имени варяжского князя Тура, упомянутого в "Повести временных лет". Но гипотеза эта весьма сомнительная. Ведь "Тур пришел в Туров", то есть к тому моменту, видимо, город уже существовал. В другой версии фигурирует тур – животное-исполин, достигавшее роста 180 см в холке и длину туловища до трех метров. Тут же в музее мы видим и изображения этих вымерших животных.
А эта реконструкция в Музее Природы в Беловежской пуще. Вот так и выбили всех туров польские паны.
Макет древнего Турова, сделанный на основании раскопок. Город располагался на возвышенностях, окруженных реками и рвами.
В правой части города мы видим каменный кафедральный собор, о котором говорилось выше. Дату его постройки относят к 70-80-м годам XII века. Есть в музее и его макет:
Собор был одним из самых больших на территории Туровского, Полоцкого и Смоленского княжеств.
Вот что я вычитала на одном из белорусских сайтов: "К сожалению, ни в каких исторических источниках описания монументального сооружения нет. Что делает невозможным его реконструкцию даже на бумаге. А вот дата "падения" храма в одной из летописей указана точно. Несмотря на свое величие, прослужил храм недолго и был разрушен 3 мая 1230 года по новому летосчислению. Его остатки найдены во время раскопок в начале 1960-х годов. Поначалу рассматривались версии о причастности монголо-татарских завоевателей или пожаре. Но "победило" во всех смыслах – землетрясение. На туровской земле они описывались уже в 12-13 веках – в основном как незначительные. Однако тому, которое "снесло" храм, исходя из характера разрушений, сейсмологи поставили не менее 8 баллов. Роковую роль могла сыграть и выявленная ненадежность фундамента. Под подошву древние зодчие вырыли канаву на метровую глубину в рыхлый грунт, заполнив ее булыжником без связующего раствора". (http://museums.by/muzei/muzei-g-gomelya-i-gomelskoy-oblasti/...)
А вот и сами раскопки. Выяснилось, что храм был возведен на намоленном месте - тут раньше находилось языческое копище.
Тут находился алтарь.
Вокруг раскопа в витринах экспонируются многочисленные археологические находки - и оружие, и посуда, и другие предметы быта. Только сквозь стекло фотки неудачные получились, и показать нечего.
Вот саркофаг XII века.
Опять обращусь к белорусскому сайту (и фото оттуда же): "Отдельного рассказа заслуживают найденные при раскопках саркофаги. В одном из них была захоронена девушка. Изучив ее останки, специалисты провели реконструкцию, создав изображение туровчанки, жившей за много веков до появления первого фотоаппарата".
Такая вот несколько странная Богоматерь найдена при раскопках:
Некогда мощные валы древнего Турова теперь едва заметны.
Покидаем этот замечательный музей. Следующая наша остановка у церкви Всех Святых, построенной в 1801-1810 гг. на месте более раннего храма. До 1930 года служила для совершения заупокойных служб. Ныне церковь действующая, является памятником деревянного зодчества.
Многочисленные паломники приезжают в Всехсвятскую церковь, чтобы прикоснуться к одному из двухметровых чудотворных каменных крестов X века, которые, согласно легенде, приплыли в Туров из Киева по Днепру и Припяти в год Крещения Руси князем Владимиром. Второй такой крест мы уже видели во дворе кафедрального собора в честь Святителей Кирилла и Лаврентия.
А теперь мы едем на Туровский молочный комбинат. Комбинат полностью итальянский - в смысле все оборудование итальянское, технологии итальянские. Сырье и рабочая сила, понятно, местные. На комбинате производятся творожные и мягкие сыры. Я раньше думала, покупая их в Москве, что они и правда итальянские. Но если присмотреться, то на этикетках есть мелкая надпись: "Туровский молочный комбинат".
К сожалению, производство нам фотографировать не разрешили. А интересно наблюдать, как сыр из трубы шлёпается! И весь огромный цех обслуживают двое рабочих. Других мы не видели. Остальное делают автоматы. В сам цех нас не пустили - там же всё стерильно! Наблюдали сквозь огромные панорамные окна.
А после экскурсии была дегустация - чего не съели, то с собой нам отдали. Потом за ужином и доели.
А после дегустации тут же в магазинчике при комбинате и отоварились:
Следующая наша остановка на молочной ферме:
Тут всё тоже механизировано-автоматизировано. Людей и не видно. Одни коровы и телята.
А тут коров доят.
А это тёлочки на прогулке.
А теперь сытые и довольные, да еще и отоваривавшиеся отправляемся на теплоход. Дорога дальняя - 90 км. Любуемся ухоженными полями и садами слева и справа.
Еще какой-то молочный комбинат проехали.
А вечером в гидроузле Стахово нас ждал ужин-барбекю на природе. Рядом распоожена база отдыха, которую используют в основном охотники. Деревянные домики внутри оснащены по полной программе - и спутникове телевидение, и шикарный санузел, оборудованная кухня и т.д.
На этот раз помимо колбасок и сарделек барбекю нас накормили и душистой ухой, сваренной на костре.
В этот вечер нас развлекала команда теплохода. Вот наш кок и бармен поют "Олесю", а наш маленький турист Вова им подпевает.
Вечереет.
Возвращаемя на теплоход уже по темноте. А завтра нас ждет новый интересный день!
Всем спасибо за прогулку со мной!
Продолжение тут:
http://davaipogovorim.mirtesen.ru/blog/43901866041/Belarus-m....
Свежие комментарии