14 августа — первый Спас, Спас медовый, Спас на воде.
Это — первый из трех Спасов. В этот день Православная Церковь отмечает праздник Происхождения (изнесения) древ Креста Господня. Праздник приходится на первый день Успенского поста.
В русских православных деревнях первый Спас справляли без особой пышности — в эту пору крестьянину не до гуляний: нужно и косить, и пахать, и сеять. Но целый ряд традиций соблюдался.
С 14 августа начинали собирать мак.
По традиции в этот день совершается малое освящение воды, а также мёда нового сбора, благословляется его употребление в пищу.
Пекут медовые пряники, блины с маком и мёдом, пироги, булочки, плюшки с маком. В большинстве районов начинался сев озимой ржи.
На Первый Спас «бабьи грехи» замаливаются: женщинам прощаются все их невымоленные грехи.
В этот день начинался строгий двухнедельный Успенский пост.
Устраивали так называемые «сиротские и вдовьи помочи», когда всем миром помогали самым бедным и слабым жителям деревни. Многого за работу не спрашивали, трудились «за угощение», а то и сами приносили на вдовий двор всяких припасов.
«Спасом на воде» медовый Спас именован в честь малого водосвятия. Традиционно именно в это время на Руси освящали новые колодцы и чистили старые, а также совершали крестный ход на естественные водоёмы и родники для освящения воды.
После крестного хода купались в воде и купали домашний скот, чтобы смыть грех и быть здоровее.
После «мокрого Спаса» или Макавея уже не купались: лето клонится к закату, вода «цветёт», птицы замолкают, пчела не носит сборы, грачи собираются в стаи и готовятся к отлёту. Для селянина страдная пора, полевые работы, сенокос, жатва. Крестьяне готовят гумны, овины для хлеба нового урожая, пашни под озимые.
В этот день повсеместно совершались крестные ходы к воде. Конечно, с особой торжественностью действо совершалось в Москве, где в обряде принимал участие сам государь. Царские выходы с древнейших времен были важной стороной государственной жизни. Каждый большой праздник ознаменовывался ими. Сохранилась точная роспись правил: в каком наряде на какой праздник выходить венценосцу, какую иметь при этом свиту. Не оказался исключением и день первого Спаса.
Напротив Симонова монастыря на Москве-реке строился специальный помост и устраивалась «иордань» — возводился над водой навес на четырех изукрашенных столбах, увенчанный золоченым крестом. На помосте ставились два «места» — государево (в виде пятиглавого храма) и патриаршее. Их огораживали раззолоченной решеткой, помост застилали алым сукном. Царское место было покрыто резьбой, утверждалась «на пяти точеных столбцах, стоящих на пяти золотых яблоках, и задергивалось изнутри тафтяной, занавесью».
Симонов монастырь в Москве
Под колокольный звон в положенное время появлялись царь с боярами, идя перед крестным ходом. Начиналось торжественное освящение воды. Все, начиная с государя, получали из патриарших рук зажженные свечи. По прочтении молитв царь сходил под навес «иордани» и оттуда — в воду. Был он в обычном ездовом платье, но перед погружением возлагал на себя драгоценные кресты. Их было по традиции три — унизанных жемчугом и украшенных драгоценными камнями. Вот, например, как выглядел один из крестов: «...Посредине образ Спаса резной стоящий, по бокам образы Пречистой Богородицы да Иоанна Богослова, позади Архангел Михаил. На кресте изумруд, по бокам двадцать восемь жемчужков, а в середине двенадцать жемчужков да восемь камушков в гнездах, да два яхонта и два рубина...»
Царь Алексей Михайлович
Пока царь, выйдя из воды, переоблачался в сухое платье, царское место задергивалось алым сукном. Затем государь принимал патриаршее благословение и под благовест возвращался в свои палаты. В этот день народу строго — настрого запрещалось подавать самодержцу челобитные: в Спасов праздник должно блюсти покой государев.
Духовенство кропило святой «иорданскою» водой войска и знамена. Простой люд устремлялся к «иордани», где особо приставленные люди разливали желающим освященную воду в заранее припасенную посуду. Во дворец же, на царицыну половину, отправлялись две наполненные доверху серебряные чаши.
А у Симонова монастыря продолжались народные гуляния — чинные, без плясок и без песен, без винопития: начинающийся Успенский пост строг, позволяет угощаться только медом и квасом.
Назывался первый Спас еще и медовым, и вот почему. Считалось, что с этого дня пчелы перестают носить медовую взятку с цветов. Строгие блюстители народных обычаев только с первого Спаса начинали есть мед, освятив его предварительно в церкви.
С утра пчеловоды старательно высматривали, осеняясь крестным знамением, ульи, выбирая среди них самый богатый по медовому запасу.
Облюбовав улей, «выламывали» из него соты и, отложив часть их в новую, не бывшую в употреблении деревянную посудину, несли в церковь.
После обедни священник благословлял «новую новину» и начинал святить принесённый в сотах мёд. Дьяк собирал «попову долю». Часть освящённого мёда передавалась тут же «нищей братии», поздравляющей пчеловодов с Медовым Спасом.
А затем большая половина этого праздника происходила на пасеке. Вечером обступала каждый пчельник толпа ребят и подростков, с тряпочками или листом лопуха в руках. Они получали «ребячью долю», после чего пели.
Народные приметы:
***
У Спаса всего в запасе: и дождь, и ветер, и ведро, и разнопогодье.
****
По народным поверьям сегодня заканчивается лето. И начинается осень. Если верить погоде, то так оно и есть. Впереди у православных еще два спаса — «Яблочный» и «Ореховый». Кстати, пчеловоды, по обычаю в «Медовый Спас» должны угощать всех желающих свежим медом, чтобы получить богатый урожай в следующем году. Так что не упустите еще и случай полакомиться.
***
На первый Спас и нищий медку попробует.
***
В большинстве районов начинался ранний посев озимой ржи. В сырую погоду и в дождь не должно сеять рожь.
***
Если во время созревания малины первые ягоды бывают крупные, рожь следует сеять раньше; при мелких же ягодах - средний или поздний посев ржи лучше.
****
На Первый Спас защипывай горох. Поспевает малина. Начинается заготовка лесной малины, ягод черемухи. Дождь на Макавея - мало пожаров бывает. На Макавея собирают мак.
****
Первый Спас - начало Успенского поста (до 28 августа), о котором говорят: Спасовка - лакомка, а Петровка (Петровский пост) - голодовка. На Первый Спас отлетают ласточки и стрижи.
***
Отцветают розы, падают холодные росы. Этот день еще называли Мокрым Спасом, повсеместно шли крестные ходы на воду, а после водосвятия купаются сами и последний раз в этом году купают весь домашний скот.
***
На Первый Спас святи колодцы.
***
Спешили собрать поспевшие ягоды черемухи - прекрасное средство, обладающее вяжущим,мочегонным и потогонным свойствами, употребляемой при желудочно-кишечных заболеваниях.
***
На Урале и в Сибири с первого Спаса начинают шишковать кедры.
***
«Во что Макавеи, в то и разговенье» (28 августа). Дождь на Макавея - мало пожаров бывает.
***
Тем, кто опасается ведьм: в этот день нужно собрать семена дикого мака и обсыпать ими дом - ни одна ведьма в дом не проникнет.
ИСТОЧНИК: «Википедия», http://www.liveinternet.ru/users/leykoteya/post108310855/
Свежие комментарии