ДАВАЙ ПОГОВОРИМ

10 841 подписчик

Свежие комментарии

  • Ирина Осипова
    Вы абсолютно правы.👍👍👍День неполного ос...
  • Ирина Осипова
    вот это действительно очень-очень мерзко и гадко!!!!🤮🤮🤮День неполного ос...
  • Traveller
    А не напомнить ли Вам, голубчик, кто открывал этот самый гадюшник - "ельцин-центр"? И кто носит подарочки на день рож...День неполного ос...

Внуки Айвазовского, ставшие художниками: их картины и судьбы

У Ивана Айвазовского и Юлии Гревс,его первой жены,было четыре дочери. Ни одна из них не избрала живопись своей стезей. Других детей у Айвазовского нет. А ему,конечно же,хотелось кому-то передать свою фамилию(и он даже кое-что предпринял для этого,оставаясь в рамках верности жене,уже второй на тот момент), хотелось учить своего,родного живописи,передать ему тайны мастерства. Пришлось рассчитывать на внуков,и расчет себя оправдал.
На фото вверху: Иван Айвазовский с внуками и зятьями. Слева направо: Константин Арцеулов с маленьким Костей Арцеуловым на руках,Иван Айвазовский,Михаил Латри. Сзади Александр Латри. Крайний справа — Николай Лампси,внук Айвазовского и сын его третьей дочери Александры.

Михаил Пелопидович Латри (31 октября 1875 год, Одесса – 11 февраля 1941 год, Париж)

Михаил Пелопидович Латри. Выгрузка рыбы
Михаил Пелопидович Латри
XIX век, 102.5×101.5 см
Михаил Пелопидович Латри. Храм над морем
Михаил Пелопидович Латри
XX век, 117×137 см
Михаил Пелопидович Латри. Свежий ветер
Михаил Пелопидович Латри
XX век
Михаил Пелопидович Латри. Восход луны
Михаил Пелопидович Латри
1890-е , 66×90.5 см
Михаил Пелопидович Латри. Кипарисы
Михаил Пелопидович Латри
1896, 66×116 см
Михаил Пелопидович Латри. Выгрузка рыбы
Михаил Пелопидович Латри
XIX век, 102.5×101.5 см
Михаил Пелопидович Латри. Храм над морем
Михаил Пелопидович Латри
XX век, 117×137 см
Старшая дочь Айвазовского,Елена,вышла замуж за Пелопида Латри. У них родилось трое детей: Михаил,Александр и София.

Первым учителем Михаила Латри стал дедушка. От него мальчик и перенял любовь к морским пейзажам и тонкий художественный вкус. По настоянию деда Михаил Латри поступил в Академию художеств,в пейзажный класс к Архипу Куинджи. В 1895 году художник сам отвез внука в Петербург. Константин Богаевскийвспоминал о приеме Михаила в класс к Куинджи:

— Латри,захватив всё,что привёз,пошёл в академию,в мастерскую Архипа Ивановича,и так волновался,что не в силах был показывать этюды сам.

Куинджи,окружённый учениками,сел на стул перед мольбертом,на который один из учеников начал ставить этюды Латри один за другим; сам же автор от страха и волнения отошёл подальше,стараясь не смотреть на свою работу и не спуская глаз с Куинджи. Архип Иванович рассматривал каждый этюд долго и очень внимательно. Иногда,когда показывающий хотел уже заменить этюд следующим,Архип Иванович делал рукой знак,чтобы не спешил,но всё время молчал.

Это молчание было невыносимо тягостным для«испытуемого», и он уже решил,что сейчас Куинджи попросит забрать всё и идти домой.

И вдруг Куинджи,посмотрев последний этюд,повернулся к ученикам и сказал: «Вот,господа,как надо относиться к этюдам,с такой любовью и так добросовестно работать».

Проучившись два года,Михаил прервал свои занятия,вернее,разнообразил их поездкой в Западную Европу. В течение двух лет в Мюнхене обучался у Шимона Холлоши. Посетил Грецию,Францию,Италию и Турцию и вернулся в Ялту сложившимся художником. Впрочем,учебу он на этом не прервал,а попросился в Академии в пейзажный класс профессора Александра Киселева. Знаменитый дед составил подобающее случаю рекомендательное письмо. Получив академическое образование,Латри увлекся созданием прогрессивного«Нового общества» молодых художников-выходцев из мастерской Куинджи. Предполагалось,что это будет актуальное направление в противовес как устаревшему академизму,так и дягилевскому модернизму. Грандиозным планам не удалось осуществиться,хотя работы Латри имели успех. При поддержке Куинджи общество продержалось три года.

Подобно Ивану Айвазовскому,Михаил Латри проводил зимы в Петербурге,а чуть потеплеет — устремлялся в Крым. В начале 1900-х мать подарила ему небольшой земельный участок вблизи Феодосии,в экономии Баран-Эли,там он и обустроился. В столицу Латри уезжал лишь после того,как установит для крестьянских ребятишек елку. Как тут снова же не вспомнить Ивана Айвазовского,о котором шутили,что он крестил половину феодосийской ребятни? Своих детей у Латри не было,хотя детей он очень любил.

В Баран-Эли Михаил Латри построил две мастерские — для живописи и занятий керамикой. Причем керамика среди его интересов возобладала,он всерьез увлекся этим видом искусства и оказался по сути единственным художником в дореволюционном Крыму,всерьез занимавшимся художественной керамикой. В 1900-е годы Михаил Латри исполнял функции общественного директора Феодосийской картинной галереи. Впрочем,занятия живописью он тоже не оставил. В начале 1917 года по собственной инициативе передал свое имение крестьянам,отказал их просьбам остаться с ними за старшего и уехал в город,чтобы целиком посвятить себя искусству. На все занятия,которые хотелось охватить,его не хватало,нередко он не успевал доводить начатое до логического конца. К примеру,после него осталось множество недописанных картин.

В 1920 году Михаил Латри эмигрировал в Грецию,где продолжил заниматься живописью и керамикой,а спустя четыре года обосновался в Париже. Единственная прижизненная персональная выставка за границей состоялась в 1935 году в Реймсе.

Михаил Латри удачнее всего писал с натуры — и в этом же его принципиальное отличие от Айвазовского,который с натуры не писал. Дарование Михаила Латри было реалистическим,но с очевидной склонностью к поэтизации природы. Художник использовал широкие кисти,плотные мазки,густо замешивал краски. Виртуозная легкость Айвазовского к Латри по наследству не перешла,все картины ему давались тяжелым трудом,хотя он тоже предпочитал заканчивать работу в один сеанс.

Брат Михаила Латри,Александр Пелопидович Латри(19 декабря 1883 год,Одесса — 1958 год) не был художником,но мы не можем обойти его в таком материале. Ведь с его помощью Иван Айвазовский реализовал свою мечту о наследнике фамилии,а не только о наследнике-художнике. В трехлетнем возрасте маленький Саша поселился у дедушки в Феодосии. Айвазовскому удалось уговорить родителей внука,чтобы ему позволили усыновить мальчика и дать тому свою фамилию. Художник направил прошение государю: «Не имею сыновей,но Бог наградил меня дочерьми и внуками. Желая сохранить свой род,носящий фамилию Айвазовский,я усыновил своего внука,сына старшей дочери — Александра Латри,ребенка мужского пола доктора Латри,о котором я уже сделал объявление. Осмелюсь просить усыновленному внуку Александру дать мою фамилию,вместе с гербом и достоинствами дворянского рода». Разрешение было получено через месяц после смерти Ивана Айвазовского…

Алексей Васильевич (Вильгельмович) Ганзен (2 февраля 1876, Одесса — 19 октября 1937, Дубровник, Хорватия)

Фото Алексея Ганзена с сайта hanzen.ru.
Алексей Васильевич Ганзен. Корабль в сумерках
Алексей Васильевич Ганзен
75.5×94.5 см
Алексей Васильевич Ганзен. Морской пейзаж. Бухта
Алексей Васильевич Ганзен
XX век, 50×67.3 см
Алексей Васильевич Ганзен. В сумерках
Алексей Васильевич Ганзен
76×92 см
Алексей Васильевич Ганзен. Домик на Далматинском побережье
Алексей Васильевич Ганзен
1900-е , 35×43.5 см
Алексей Васильевич Ганзен. Корабль в сумерках
Алексей Васильевич Ганзен
75.5×94.5 см
Алексей Васильевич Ганзен. Морской пейзаж. Бухта
Алексей Васильевич Ганзен
XX век, 50×67.3 см
Алексей Ганзен — сын второй дочери Ивана Айвазовского,Марии(или Мариам), и действительного статского советника Вильгельма Ганзена. Алексей получил в Одессе юридическое образование. Но юрисдикция юрисдикцией,а живописью внук главного русского мариниста тоже весьма интересовался,а потому отправился в Мюнхен учиться у Эжи Брехта. В Германии он окончил две Академии изящных искусств,Берлинскую и Дрезденскую. Его учителями по классу марины и пейзажа были Карл Зальцман и Поль Мейергейм. Ганзен успешно участвовал в Большой берлинской выставке. Ненадолго вернувшись в Петербург,Алексей Ганзен вскоре снова отправился в Европу — на этот раз его привлекла Италия,а затем последовал Париж,мекка всех художников. Учителями в Париже для него стали Тони Робер-Флёри и Жюль Лефевр. Как и его прославленного деда,Алексея Ганзена столица мировой живописи приняла благосклонно. Его картины охотно покупали,он имел успех на выставках и вернисажах. От Ивана Айвазовского Ганзен унаследовал быстроту исполнения и легкость кисти,его муза была легка,и творческий процесс для Ганзена,как и для Айвазовского,был радостным,а не мучительным.

Художественный критик Яковлев писал о Ганзене: «Его вода прозрачна и зыблется,суда и лодки в ней сидят и колышатся,а не похожи на безжизненные куски дерева,вставленные в желе или в вату…». Имел основания!

От деда Алексей Ганзен перенял и стремление помогать неимущим. Айвазовский был крестным отцом половины феодосийских детишек. Алексей Ганзен,в свою очередь,состоял почетным членом трех попечительств детских приютов и на протяжении всей жизни помогал бедным и престарелым художникам.

Вернувшись в Россию в 1909 году,Ганзен,подобно Айвазовскому,занял должность художника Морского министерства России. Результатом этой деятельности стал изданный в 1916 году альбом«Российский Императорский флот». В него вошли 25 факсимильных цветных репродукций с акварелей художника.

В советской действительности художнику Морского министерства не нашлось места. В 1920 году Ганзен вместе с женой Олимпиадой Васильевой эмигрировал в Югославию. Забегая вперед,отметим,что детей у них не было. Семья поселилась в Дубровнике. Ганзен продолжал много писать и регулярно выставлялся. География его персональных выставок широка: Загреб,Белград,Бухарест,Прага,Париж,Рим,страны Южной Америки. Корабельная тема не была забыта. Вместе с эмигрировавшим контрадмиралом Александром Бубновым Алексей Ганзен выпустил«Историю военно-морского искусства». Вернее,выпустил-то ее Бубнов,а все иллюстрации были сделаны Ганзеном. Издание вышло в трех томах на хорватском языке. Последняя прижизненная выставка художника в Белграде тоже была посвящена кораблям: по ней отслеживалась история югославского флота,начиная от первых парусников и заканчивая новейшим на тот момент крейсером«Дубровник».

Николай Константинович Арцеулов (11 июня 1889 год, Одесса — 20 июня 1956 год, Нью-Йорк, США)

Младшая дочь Айвазовского Жанна вышла замуж за кораблестроителя Константина Арцеулова и родила троих детей: Елену,Николая и Константина. Дело деда в той или иной степени продолжили сыновья Жанны.

Николай Арцеулов перенял способности и деда,и отца. Продолжая дело отца,он отучился в Морском инженерном училище Императора Николая I. Окончив учебу,работал на судостроительных верфях,строил первые русские дредноуты. Николай Арцеулов в 1921 году эмигрировал в США.

Не только от отца,но и от деда он перенял любовь к корабельной теме. Его картины хранятся в Центральном Военно-морском музее в Санкт-Петербурге.

Константин Константинович Арцеулов (17 (29) мая 1891, Ялта — 18 марта 1980, Москва)

Константин Константинович Арцеулов. Три парусника
Константин Константинович Арцеулов
XX век, 53×75 см
Константин Константинович Арцеулов. Обложка журнала "Техника - молодежи", №2. - Молодая гвардия. 1954
Константин Константинович Арцеулов
XX век
Константин Константинович Арцеулов. Обложка журнала "Техника - молодежи", №4. - Молодая гвардия. 1954
Константин Константинович Арцеулов
XX век
Константин Константинович Арцеулов. Обложка журнала "Техника - молодежи", №8. - Молодая гвардия. 1951
Константин Константинович Арцеулов
XX век
Константин Константинович Арцеулов. Три парусника
Константин Константинович Арцеулов
XX век, 53×75 см
Константин Константинович Арцеулов. Обложка журнала "Техника - молодежи", №2. - Молодая гвардия. 1954
Константин Константинович Арцеулов
XX век
Первые уроки живописи Константин Арцеулов получил от своего деда,в доме которого провел детские годы. Младший внук Костя был у Айвазовского самым любимым. По воспоминаниям двоюродного брата Михаила Латри,Айвазовский мог подшутить над покупателем,вручив ему работу Кости,которую сам подписал,а иногда внес еще и пару правок. Чтобы угодить и отцу,и деду,Константин после реального училища стал курсантом Морского кадетского корпуса,а параллельно посещал рисовальный класс лейтенанта(и довольно известного графика) Павла Павлинова. По окончании корпуса он отправится учиться в летную школу.

В Москве учителем Константина Арцеулова был Юон, в Петербурге — Бакст, Лансереи Добужинский. Продолжая совмещать две страсти — небо и живопись, — Арцеулов работал на авиационном заводе. В августе 1910 года совершил свой первый полет. Уже через год он получил звание пилота-авиатора и диплом Международной федерации воздухоплавания. В Первую мировую войну Константин Арцеулов награжден пятью боевыми орденами.

Карьера иллюстратора для Константина Арцеулова началась с выпуска в 1914 году сборника Никандра Маркса«Легенды Крыма». Позже он будет иллюстрировать журналы«Техника — молодежи», «Крылья Родины», «Юный техник».

Константин Арцеулов — первый в мире человек,выполнивший преднамеренный штопор(1916 год). Он самозабвенно отдавался занятиям авиацией,принимал участие в соревнованиях планеристов в Германии. Разрабатывал и строил по своим проектам планеры,преподавал в Первой Московской высшей школе красвоенлётов(кстати,Валерий Чкалов был учеником Арцеулова). Страшные советские 30-е годы не прошли мимо Арцеулова. В 1933 году по доносу он был осужден и выслан в Архангельск. Эта история для тех лет типична,а вот продолжение радует и даже удивляет: в 1937 году Арцеулов был реабилитирован,после чего оставался в Москве. В ссылке Арцеулов вступил в Северное отделение Союза художников РСФСР.

Константин Арцеулов был летчиком,самолетостроителем,художником,иллюстратором. Не будем обобщать насчет«талантлив во всем», но уж в этих сферах талант ему был отсыпан щедро.
Еще одна дочь Айвазовского,Александра,вышла замуж за Михаила Лампси. Их дети — Николай и Иван. След в искусстве дети Александры не оставили,но старший сын Николай с 1907 по 1909 год возглавлял Феодосийскую картинную галерею.

Картина дня

наверх