«Зачем читать Платона, если любой саксофон способен приоткрыть нам дверь в мир иных идей?»*
Этот провокационный вопрос эссеиста и философа Эмиля Сиорана (Emil Cioran) показывает, как сильна власть музыки над нами, как глубоки чувства, которые она пробуждает в нас. Но о каких эмоциях идет речь?
Психологи Женевского университета выясняли это целых восемь лет**.
Клаус Шерер и Марсель Центнер (Klaus Scherer, Marcel Zentner) задавали сотням меломанов вопрос о том, что те испытывают, когда слушают свои любимые произведения. В ответах лидировали девять эмоций: восхищение, печаль, радость, нежность, грусть, чувства покоя и могущества, возбуждение и ощущение выхода за грани реальности. А вот вину, стыд или отвращение – негативные эмоции– не упомянул никто.
Музыка стимулирует зоны удовольствия
«Самые солнечные звуки в мире звучат в Cкрипичном концерте Чайковского, – уверена 40-летняя Инна. – Слушая его, я каждый раз получаю такой заряд энергии, что чувствую себя, как после недельного отдыха на море!»«У меня бегут мурашки по спине от песни «Group Four» Massive Attack, а еще от «Nothing's Impossible» из последнего альбома Depeche Mode, – признается 32-летний Игорь. – Я ощущаю грандиозный подъем, сразу хочется что-то делать!»
Некоторые мелодии, ритмы, голоса воодушевляют нас, успокаивают, помогают сменить атмосферу, настроиться на работу или, как 24-летней Марине, начать новый день. «По утрам я всегда вставала с трудом, – рассказывает она. – Но с тех пор, как вместо будильника у меня включается диск Луи Армстронга, уже после первых тактов «What a Wonderful World» я улыбаюсь, и день начинается радостно».
«Музыка очень телесна, – поясняет доктор психологических наук и музыковед Дина Кирнарская, – именно поэтому мы так легко входим с ней в резонанс, подпеваем, качаемся в такт, отбиваем ритм, чувствуем душевное волнение. Мы буквально пропускаем ее сквозь себя. И эта интимность делает музыку для многих из нас любимым видом искусства». Кроме того, мы проецируем на нее свое напряжение, свои неприятные ощущения, вместо того чтобы злиться на себя или на других. Мелодия не только защищает нас отстресса, но и умиротворяет.
Психологи канадского Университета Макгилла доказали, что музыка стимулирует в нашем мозге активность центров удовольствия, которые обычно сигнализируют нам о приятных вкусовых или сексуальных ощущениях***.
«Музыка – это то, что нравится, а значит, переживается как «то, что делает меня более живым», – объясняет экзистенциальный психотерапевт Светлана Кривцова. – Она заставляет кровь бежать быстрее. Начинают блестеть глаза, теплеют руки, на щеках появляется румянец. Вы не замечали, что люди выходят с концерта раскрасневшимися, оживленными, помолодевшими? В этом смысле музыка действует так же, как любовь или хорошая еда. Это один из мощнейших источников удовольствия».
Григорий Померанц, философ: «Я слушаю божественные звуки
«Мне доставляет огромное внутреннее удовлетворение слушать Баха или Моцарта. Хотя это не было дано мне от рождения, этого не было в традициях семьи. Отец имел образование всего шеcть классов, а мама окончила женскую гимназию – и все. И вот, посмотрев впервые фильм «Чапаев» – мне было тогда шестнадцать лет, – я был потрясен фрагментом из «Лунной сонаты» Бетховена, которую там играл белогвардейский полковник. Он, конечно, был совершеннейший мерзавец, но «Лунную сонату» играл хорошо. И в этот момент я понял, что есть огромный мир, дающий человеку массу радостей, в который я обязательно должен войти. Это оказалось непросто: к этому надо приучать в детстве, а мне уже 16 было. Я увидел, что ничего не понимаю: прихожу на концерт и первые минуты слушаю, а потом все ускользает.
Процесс втягивания в классическую музыку был очень сложным и долгим, он продолжался до тридцати с чем-то лет. Причем, как это ни странно, помог мне лагерь*. Потому что там было ограничение всех возможностей – кроме возможности слушать по радио симфонии Чайковского. И на морозе градусов 35 – Архангельская все-таки область – я ходил взад и вперед с еще одним человеком, я даже не знал его имени, просто нашелся еще один меломан. И вот мы с ним ходили взад-вперед между бараками, пока из репродуктора на столбе не прослушали на этом морозе всю симфонию. Потом, вернувшись в Москву, я уже легко двигался дальше...
Музыка хороша еще и тем, что ее можно тиражировать, ведь она почти не портится на хорошем диске. И значит, можно ложиться спать, поставив концерт Моцарта, и засыпать под божественные звуки его музыки».
* После ареста в 1949 году Григорий Померанц был осужден на пять лет по ст. 58-10, с 1950 по 1953 год находился в Каргопольлаге, освобожден по амнистии, впоследствии реабилитирован.
Музыка преобразует страдание в печаль
Музыка сопровождает нас и в менее счастливые моменты. «Это может показаться странным, но, когда мне особенно грустно, я не люблю слушать веселые вещи, – продолжает Игорь. – Я выбираю что-нибудь потрясающе грустное, вроде «I Am a Bird Now» в исполнении Antony and The Johnsons или «Последнюю осень» ДДТ. Все происходит так, как будто мне надо побороть одну печаль другой». «В моменты депрессии и апатии человек перестает чувствовать, он не может плакать, а эмоции возникают лишь в ответ на что-то, созвучное печали, – поясняет Светлана Кривцова. – И такая мелодия (как и грустная история в кино) помогает почувствовать себя живым, она становится музыкой очищения, запускающей благотворный процесс – печаль, которая в конечном итоге размыкает круг страдания и примиряет человека с жизнью».
Музыка делает нас умнее
«Без музыки жизнь была бы ошибкой», – писал Ницше****. Она, как муза и вдохновительница, сопровождает многих творцов и исследователей. «Мелодия заставляет меня мыслить и дышать по-новому, – отмечает психоаналитик и музыко-терапевт Эдит Лекур (Edith Lecourt). – Новые идеи часто приходят ко мне именно в те минуты, когда я слушаю музыку». Знаменитый фониатр Альфред Томатис (Alfred Tomatis), исследуя влияние звуков высокой частоты на психику человека, обнаружил, что после десятиминутного прослушивания Сонаты ре мажор для двух фортепиано Моцарта студенты повысили свои результаты теста IQ на девять пунктов. Неужели музыка действительно делает нас умнее?
«В ее основе лежит разная высотность, – объясняет Дина Кирнарская. – В ней легко считываются пространственные процессы – это высоко, а это низко. А когда одновременно звучат три звука, мы уже слышим объем. Определение высоты, сопоставление, запоминание – все это запускает активную работу мозга». Светлана Кривцова подтверждает эти наблюдения последними данными из области нейропсихологии: «Сегодня мы точно знаем, что мышление – это эмоциональный процесс. Рациональное нельзя отделять или противопоставлять чувственному. Научиться новому можно только при определенном эмоциональном настрое, который в том числе создает и музыка». Одно несомненно: музыка пробуждает наше сознание, открывает нам пространство, в котором испытываемые нами эмоции способны расширить горизонт нашего мышления.
Наталья Зимянина, музыкальный критик: «Один раз случается чудо – и все внутри нас меняется»
Музыка – как религия: один раз случается чудо, и все внутри нас меняется. Я знаю немало абсолютно немузыкальных людей, которые, услышав какое-то классическое сочинение, на него «западали». Одному понравился когда-то Второй концерт Рахманинова (причем в фильме «Весна на Заречной улице») – и он за полвека переслушал всего Рахманинова и уверен, что нашел своего композитора. Другая считает, что вся ее душа, все, что она не может выразить словами, – в Скрипичном концерте Мендельсона. И это люди, далекие от музыки: спортсмен и врач. Я и сама, будучи ученицей музыкальной школы, никак не могла по-настоящему полюбить музыку.
Однажды в восьмом классе меня сильно обидели, я заперлась в комнате и громко включила радио всем назло. И вдруг из него полились такие прекрасные звуки, что я всем все простила, почувствовала себя красивой и уверенной. И что самое удивительное – мне удается возрождать в себе это ощущение и сейчас. Что же мне попалось? Это Святослав Рихтер играл концерт Грига для фортепиано с оркестром! Я купила пластинку и заслушала ее до дыр. Почему некоторые из нас никогда не слушают музыку? Потому что считают себя неспособными ее чувствовать. Так думают те, кто никогда не слышал музыки, которая обладала бы для них смыслом.
Есть слушатели, которые ходят только на свой любимый «Реквием» Моцарта и, слушая его, в сотый раз остро переживают историю с «черным человеком», «отравителем Сальери» и «общей могилой для бедных», где похоронили Моцарта. Один физик говорит, что для него нет более адекватной картины холодного космоса, чем вторая часть Седьмой сонаты Прокофьева. А слушая Пятый этюд Скрябина из опуса 42, он переживает сотворение мира. И это человек, который не может насвистеть даже «чижика-пыжика»! Так что почувствовать музыку могут все. Просто кому-то пока не посчастливилось.
(Интервью Мария Филиппенко)
Музыка нас защищает
«К нам в отдел пришел на работу «человек-мегафон»: он постоянно и очень громко что-то говорит, – вспоминает 36-летняя Оксана. – Мне пришлось купить наушники, и теперь я слушаю в них легкий лаунж, который не отвлекает от дел». Музыка, словно шапка-невидимка, способна мгновенно оградить от излишнего общения. Почему на улице многие из нас ходят в наушниках? Почему подросток после ссоры с родителями громко включает в своей комнате музыку? «Слушая плеер в метро или автобусе, я защищаюсь от случайных разговоров, – признается 32-летний Дмитрий. – Включаю что-нибудь погромче, например электронную французскую группу Daft Punk. А однажды дома, когда соседи мучили меня русским «шансоном», я им поставил «Трубадура» Верди. Сработало блестяще – через десять минут было тихо».
«Музыка помогает нам приблизиться к себе, – анализирует Светлана Кривцова. – В людных местах – например, в метро – мы часто переживаем неясное чувство потери себя. Мелькание людей, переключение внимания с одного на другое – нам кажется, что мы болтаемся в пустоте. Самый простой способ уединиться и вновь ощутить внутреннюю устойчивость – включить плеер. Кстати, одно из следс твий такого возвращения к себе – терпимость к окружающим».
Музыка приближает нас к бессознательному
Музыкальные гармонии затрагивают самые глубины нашего бессознательного. «Вчера по радио я услышала увертюру Дунаевского к фильму «Дети капитана Гранта», – рассказывает Елена. – Это вызвало у меня прямо-таки флеш-бэк: я увидела себя десятилетней девочкой в зале кинотеатра «Сокол», где я впервые посмотрела этот фильм. Мне было так хорошо! Мне 56 лет, но такого ощущения счастья я не испытывала с детства». «Музыка способна возвратить нас в прошлое, подобно тому, как вкус печенья «Мадлен» погрузил в воспоминания Марселя Пруста, – полагает психоаналитик Дидье Ларю (Didier Larue). – Когда мы слышим мотивы, знакомые с детства, мы непроизвольно возвращаемся к давно минувшим переживаниям. Это происходит потому, что наши эмоции, часто без нашего ведома,оказываются навсегда привязаны к определенным мелодиям и звукам. Немного есть видов искусства, которые бы позволяли настолько полно погрузиться в свое бессознательное».
«Музыка, которая нравится и подходит нам в данный момент, – самый короткий путь к своей индивидуальности, – убеждена Светлана Кривцова. – Это возможность почувствовать: я такой, какой я есть. Она требует открытости и сама эту открытость усиливает. Музыка – это полотно для проекции нашей личности. Поэтому в ней мы так пристрастны». Она – драгоценная возможность глубоко прочувствовать эмоции, которые мы обычно подавляем в нашей повседневной жизни.-----------------------------------------------------------------------------------------------------
* Э. Сиоран «Горькие силлогизмы». Эксмо; Алгоритм, 2008.
** Исследование Клауса Шерера, Марселя Центнера «Эмоциональные эффекты музыки: правила возникновения» (Emotional eUects of music: production rules) можно найти на сайте Женевского университета: www.unige.ch. С помощью опросов психологи определили, как влияет классическая европейская музыка на наши эмоции, вегетативную нервную систему, отношения с людьми, способность к сопереживанию.
*** Результаты исследования подробно описаны на научном сайте www.sciam.ru
**** Ф. Ницше «Сумерки идолов». Мысль, 1990.
Свежие комментарии