ДАВАЙ ПОГОВОРИМ

10 838 подписчиков

Свежие комментарии

  • Ирина Осипова
    Вы абсолютно правы.👍👍👍День неполного ос...
  • Ирина Осипова
    вот это действительно очень-очень мерзко и гадко!!!!🤮🤮🤮День неполного ос...
  • Traveller
    А не напомнить ли Вам, голубчик, кто открывал этот самый гадюшник - "ельцин-центр"? И кто носит подарочки на день рож...День неполного ос...

«Ах, Одесса, жемчужина у моря…»

 

Здравствуйте всем!!! Сподобила меня создать эту тему наша mannya. . , которая еще не успела побывать в Одессе. Ну, дело времени… А пока покажу немного фото. Оговорюсь сразу, что на «цифре» у меня только два последних крайне кратковременных визита в Одессу – в мае 2011 года и в мае 2012 года. Тема огромная, неохватная.

Поэтому я ограничусь прогулкой по историческому центру, стараясь захватить основные достопримечательности города.

Вот таким маршрутом мы пойдем: от Одесского морвокзала по Потемкинской лестнице к памятнику Ришельё. Далее по Приморскому бульвару до Оперного театра. Выйдем на Дерибасовскую, через Пассаж пройдем на Соборную площадь. Далее через Городской сад выйдем к Екатерининской площади, а оттуда вернемся к исходной точке – памятнику Ришельё.

Это я тут попыталась изобразить маршрут.

Не могу обойтись без кратенького исторического экскурса.

14 (25) сентября 1789 г. генерал-майор Осип Михайлович Де-Рибас, командовавший авангардом (отдельным отрядом) армии Гудовича, взял штурмом турецкое укрепление Гаджибей (Хаджибей).

Замок размещался на территории современного Приморского бульвара, недалеко от того места, где позднее был построен Воронцовский дворец. 

За взятие Хаджибея Де-Рибас был 3 (14) октября 1789 г. награжден орденами св. Владимира 2-й степени и св. Георгия 3-й степени.

Саму крепость Хаджибей через месяц после взятия князь Потемкин приказа срыть, что и было исполнено.

Ясским миром 1791 года закончилась русско-турецкая война, и Россия получила Очаковскую область между Бугом и Днестром. Местность там была почти пустынна.

Екатерина Великая поручила екатеринославскому губернатору Каховскому объехать и изучить область, разделить ее на уезды, наметить места для постройки городов и предоставить обо всем этом план. Затем Каховский должен был отвести земли под казенные слободы и для помещиков по норме, установленной для Екатеринославской губернии, с обязательством заселить эти земли.

Строителями крепости Гаджибей были назначены Де-Рибас и инженер-полковник Де-Волан, которым и был составлен проект крепости, основной задачей которой являлась оборона рейда.

Закладка крепости состоялась 10 июня 1793 г. Крепость находилась на территории нынешнего парка им. Шевченко. Работы шли быстро, и к концу 1793 г. крепость была в основном готова, а в следующем 1794 году построили первую церковь. Кроме большой крепости, примерно в 3 км западнее ее, был возведен малый форт.

К началу XIX века крепость числилась во 2-м классе, но была достаточно запущена. Формально крепость была упразднена в 1811 г., но фактически она прекратила свое существование в сентябре 1803 г., когда по приказу градоначальника герцога Ришелье ее строения были использованы под карантин.

Укрепления крепости были окончательно уничтожены в 1875 г. при закладке парка. Парк получил название Александровского в честь императора Александра II, который 7 сентября 1875 г. лично посадил там дуб. 30 апреля 1920 г. парк был переименован в им. Т.Г. Шевченко, хотя Тарас Григорьевич в парке ничего не сажал и вообще в Одессе не бывал.

Уже в конце 1793 г. Дерибас, Деволан и подполковник инженерной службы Андрей Шосток предложили построить большой город и порт рядом с крепостью.

Взвесив все аргументы, Екатерина II 27 мая 1794 г. издает рескрипт о строительстве города и порта в Хаджибее.

22 августа (2 сентября) 1794 г. состоялась торжественная закладка нового города и порта.

Первыми поселенцами в Одессе кроме русских стал «греческий дивизион» — выходцы с Архипелага, эвакуированные оттуда после окончания «архипелажной экспедиции» русского флота. К ним присоединились и греки из Крыма, получившие значительные льготы. Они-то и положили начало одесской торговле. Рассчитывая на большие барыши, в Одессе стали селиться как русские купцы, так и еврейские, болгарские, молдавские и даже польские, получившие «открытые листы» на все усадьбы, а с 1803 г. — десятилетнюю льготу от податей, денежные ссуды на обзаведение и т. д. В предместье города Пересыпи поселились черноморские (бывшие запорожские) казаки.

В 1796 г. в Одессе насчитывалось 2349 душ обоего пола, а в 1802 г. — уже 9 тысяч.

Как вы думаете, где в России появился первый автомобиль? Конечно, в Одессе!

В сентябре 1891 года  одесский журналист и издатель популярной газеты «Одесский листок» Василий Навроцкий при большом стечении народа впервые прокатился по Дерибасовской на французском авто марки «Панар-Левассор». Для пущей безопасности впереди автомобиля Навроцкого бежал мальчишка с флагом, громким криком предупреждая зевак об опасности.

 Ну а где полетели первые самолеты? Тоже в Одессе.

8 марта 1910 г. вся Одесса собралась на ипподроме Бегового общества, чтобы посмотреть полет Михаила Ефимова на аэроплане системы Фармана.

Первый сеанс синематографа в России, понятно, тоже состоялся в Одессе 11 июля 1896 г. В Александровском парке аппаратами братьев Люмьеров показывали фильмы «Выход рабочих с завода Любмера», «Прибытие поезда на вокзал Ла Сюта» и другие.

В 1863 г. в Одессе проживало 119 тыс. человек, а в 1915 г. — 655 тысяч. Город по численности населения занимал 4-е место в Российской империи (после Москвы, Петербурга, Варшавы) вплоть до революции. А на 1979 год население Одессы перевалило за миллион – 1 046 613 человек. К 1989 году возросла до 1 115 371 человек, а на 1 октября 2015 года составляла 992 337 человек.

 Одесса на почтовых открытках в начале ХХ века.

Хмурым утром 3 мая 2011 г. подходим к порту Одесса. Накануне в Херсоне была 30-градусная жара, а тут вдруг холод собачий, дождь и ветер.

Итак, пойдемте на экскурсию.

 Морской вокзал Одессы является крупнейшим и современнейшим на Украине. По своему дизайну и техническому арсеналу вокзал не уступает схожим пассажирским терминалам Европы и мира. Это солнечное фото сделано мной уже жарким днем 8 мая 2012 года.

На территории Морского вокзала есть памятник жене моряка («Морячка»).

На парапете имеется бронзовая табличка со стихами одесского поэта Ивана Рядченко:

 Той, что в нелегкий час печали,

Когда уходят корабли,
Вся остаётся на причале
У соблазнительной земли.

 

От Морвокзала в город ведет Потёмкинская лестница — Бульварная лестница, построена в 1837—1841 годах.

Что-то у меня не нашлось своего фото лестницы снизу. Вот вид сверху, от памятника Ришельё.

Можно подняться пешком, а можно и на фуникулере. Одесский фуникулёр — фуникулёрная система (ранее вагончики с зубчатой передачей, сейчас наклонные лифты) рядом с Потёмкинской лестницей в городе Одессе (Украина). Один из первых фуникулёров в Российской империи. Вот так он выглядел в начале ХХ века.

А это современный вид павильона верхней площадки фуникулера. Ни разу на нем не каталась. По какой-то странной закономерности во время всех моих визитов в Одессу, а это порядка 10 раз, он предательски не работал!

И вот мы у памятника герцогу де Ришельё. Еще его называют памятником дюку, герцогу, бронзовый дюк. Это первый памятник, установленный в Одессе.

Это бронзовый монумент в полный рост, посвящённый Арману Эмманюэлю дю Плесси, герцогу де Ришельё, открыт в 1828 году. В 1803 году Ришельё стал градоначальником, а с 1805 по 1814 г. генерал-губернатором Одессы. Одесситы называли его «наш Дюк» и считали основателем города, хотя к тому времени Одессе было уже 8 лет. 

Надо обязательно к денюшкам прикоснуться, чтобы деньги водились. Вон как денюшки-то блестят! Кто мимо пройдет, тот обязательно денюшку потрет.

Это памятник в ночи.

На таком экипаже можно прокатиться по всему историческому центру Одессы.

И вот мы на Приморском бульваре, бывшем Николаевском.

Одесса всегда была русскоязычной. Поэтому различные акции в поддержку русского языка были не редкость. Это 8 мая 2012 года.

На Приморском бульваре можно поразглядывать остатки древнегреческого поселения, накрытые стеклянным куполом. Древние греки облюбовали берега Северного Причерноморья еще в VI веке до нашей эры.

Замыкает Приморский бульвар памятник А. С. Пушкину, сооружённый в 1887—1889 годах в на средства, пожертвованные одесситами. Это третий памятник, возведенный в Одессе.

За спиной Александра Сергеевича возвышается здание Городской думы. Раньше в нем располагалась Городская биржа. Здание построено в 1837 г.

Пушка на Приморском бульваре — памятник, посвящённый успешному отражению нападения англо-французской эскадры на Одессу во время Крымской войны 1854—1855 годов. Памятник был открыт в 1904 году.

Проходим мимо музея Одесского морского торгового порта им. Де-Волана. Памятник первому архитектору Одессы Ф.П. Де-Волану.

Далее на нашем маршруте Археологический музей. Основан в 1825 году как Одесский городской музей древностей.

И вот мы наконец у моей самой любимой достопримечательности - Одесского национального академического театра оперы и балета. Это первый театр в Одессе по времени постройки, значению и известности. Первое здание было открыто в 1810 и сгорело в 1873 году. Современное здание построено в 1887 году архитекторами Фельнером и Гельмером в стиле нового венского барокко. Интерьер зрительного зала стилизован под архитектуру позднего французского рококо. Уникальная акустика подковообразного зала позволяет доносить даже шёпот со сцены в любой уголок зала. Полная реставрация здания театра была завершена в 2007 году.

В театре дирижировали П. И. Чайковский, Н. А. Римский-Корсаков, С. В. Рахманинов, пели Фёдор Шаляпин, Саломея Крушельницкая, Леонид Собинов, танцевали Анна Павлова и Айседора Дункан. Александр Пушкин упоминает Одесский театр в романе «Евгений Онегин». Журнал «Forbes» включил одесский театр в список самых необыкновенных достопримечательностей Восточной Европы.

Далее по Дерибасовской идем к Пассажу. Проходим гостиницу «Большую Московскою» на Дерибасовской улице. Это великолепное здание было спроектировано в 1904 году архитектором Львом Влодеком. В 2010 г. началась его реконструкция.

Торговый комплекс «Пассаж в Одессе» находится на пересечении Дерибасовской и Преображенской улиц. Он был открыт 23 января 1900 года. Пассаж помимо торговых точек включал в себя гостиницу, рестораны и кафе. На момент сдачи в эксплуатацию «Пассаж» был оборудован по наиболее современным на тот момент стандартам — электрическое освещение, которое обеспечивалось собственной электростанцией, паровое отопление, телефоны, лифт. В гостинице насчитывалось 162 комфортабельных номера. Архитектура и профиль здания Пассажа — гостиница с торговыми помещениями - сохранены по настоящее время в оригинальном виде и внесены в реестр памятников архитектуры.

Проходим сквозь здание Пассажа и выходим на Соборную площадь, где возвышается памятник М. С. Воронцову, Новороссийскому и Бессарабскому генерал-губернатору (1823—1854), воздвигнутый на этом месте в 1863 году. Это второй памятник Одессы.

 Площадь названа Соборной по находящемуся на ней Спасо-Преображенскому кафедральному собору. Это крупнейший православный храм Одессы. Заложен (первоначальное здание) в 1794 году, освящён в 1808 году, разрушен в 1936 году. После воссоздания на прежнем месте в начале 2000-х освящён (по чину великого освящения) 21 июля 2010 года Патриархом Московским и всея Руси Кириллом.

А теперь пройдем Городским садом на Дерибасовской улице. Красота-то какая! Иудино дерево (Багрянник европейский) в самом цвету.

И каштаны цветут

В Городском саду много всего интересного. Вот скульптурная группа «Лев и львица».

 Это львица

с двумя львятами

А рядом – лев

Музыкальный фонтан в центре Городского сада. Вечером сияет и переливается всеми цветами радуги.

Так и хочется возле него потанцевать!

Тут же Бронзовая скульптурная композиция, установленная в память об одессите, советском эстрадном артисте Леониде Утёсове. Можно присесть рядом на скамеечку.

Там же в Городском саду памятник Ильфу и Петрову (двенадцатый стул, памятник стулу). Открыт 1 апреля 1999 г.

Эти безвкусные (на мой взгляд) пародии на Остапа Бендера и Кису Воробьянинова находятся у входа в какой-то ресторанчик в Городском саду.

А это исторический дом на Екатерининской улице, 47, где работал управдомом Остап Бендер.

 

 

Вернемся в Городской сад. Дерево любви – памятник установлен 14 февраля 2006 г. Существует поверье, что если влюблённая пара, взявшись за руки, прикоснётся к стволу дерева, то их любовь будет крепкой, как бронза.

Покидаем Городской сад и идем дальше – на Екатеринискую площади, где возвышается памятникак основателям Одессы. Памятник Екатерине Великой и её сподвижникам — де Рибасу, де Волану, Потемкину и Зубову. Воздвигнут в 1900 году.

Кран всю картинку портит.

И возвращаемся к исходной точке – к дюку.

На том хотела закончить, а то и так уже, наверное, утомила. Но ведь Одесса – это ж еще и море!!! Не могу обойтись без пляжа! В холодном мае 2011 г. вода была +12 град. Но быть на море и не искупаться! Ни за что! Конечно же я, подумав немного…

всё же окунулась!!!

Но это же юг и май! Едва разбежались тучки и засветило солнышко – уже хоть загорай! Поэтому душевненько посидели на пляже «Аркадия», вдыхая ароматы Черного моря и знаменитого Одесского шампанского!

А вот в мае 2012 г. стояла летняя жара. Море теплое – не только окунуться, но и поплавать можно.

 

Вот теперь закончу! Всем спасибище большущее за прогулку!!!!

Картина дня

наверх