8 лет назад, 8 октября 2012 г. ушел из жизни один из самых известных отечественных сценаристов и драматургов, заслуженный деятель искусств РСФСР Эдуард Володарский.
Однажды Эдуард Володарский прочитал в газете статью об эшелоне с золотом, реквизированном у буржуазии во время Гражданской войны, который по пути из Сибири в Москву несколько раз захватывали то «белые», то «красные». Этот сюжет вдохновил его на создание повести «Красное золото», написанной в соавторстве с Никитой Михалковым. На основе этой повести они решили подготовить киносценарий с рабочим названием «Полмиллиона вплавь, пешком и волоком».
Одну из главных ролей в фильме сыграл Юрий Богатырев, для которого это была дебютная главная роль и всего вторая работа в кино. С Михалковым они познакомились еще в Щукинском училище, и Богатырев снялся в его дипломном короткометражном фильме «Спокойный день в конце войны». С тех пор они сотрудничали на протяжении многих лет, Михалков считал этого актера своим талисманом, снял в 6 фильмах, и все самые яркие кинообразы Богатырева были именно в них.
Правда, на тот момент выбор Михалкова многих удивил – никто не представлял тонкого, мягкого, интеллигентного Богатырева в образе крепкого, отчаянного чекиста. Да и внешне он был мало похож на своего героя – актер был слишком крупным и неспортивным для персонажа, которому предстояло выполнять множество лихих трюков. Но ради этой роли Богатырев был готов на многое – он занялся спортом, освоил верховую езду, сбросил лишние килограммы. В итоге в кадре он выглядел вполне презентабельно, но главная проблема оказалась не в этом.
Юрий Богатырев был абсолютно миролюбивым человеком и ни разу в жизни не дрался. А по сценарию его герой должен был ударить по лицу персонажа Александра Кайдановского. Когда актер испортил очередной дубль, замерев, как вкопанный, перед своим «противником», у всех начали сдавать нервы. Богатырев оправдывался: «Я просто не могу ударить Сашу!» Тогда Михалков взорвался: «При чем тут ты?! При чем тут Саша?! Встречаются чекист и белогвардеец! Это единственное, что должно тебя интересовать!»
Атмосфера на съемках была очень теплой, ведь все участники были не только коллегами, но и друзьями, заинтересованными в том, чтобы работа над общим делом была максимально эффективной. Кроме того, этот фильм стал знаковым для друзей Никиты Михалкова и Александра Адабашьяна и потому, что во время съемок они устроили свое личное счастье: режиссер женился на манекенщице Татьяне Соловьевой (по первому мужу – Шигаевой), которая сыграла в этом фильме свою единственную роль в кино, снявшись в одном из эпизодов в специально придуманном для нее образе девушки из грез атамана Брылова в исполнении самого Михалкова. О дне их бракосочетания режиссер рассказывал: «Свадьба была, прямо скажем… кинематографическая. Ни белого платья, ни смокинга. Паша Лебешев дал нам свой операторский ЗИС, на нем мы и приехали в загс, странный, деревенский. Вошли – и вдруг под ноги мышь шмыгнула. Таня как запрыгнула на стул, так и оставалась там, пока нас расписывали. Потом я ее на руках вынес…». Еще одну эпизодическую роль сыграла художница Екатерина Шадрина, которая впоследствии стала женой Александра Адабашьяна.
Съемки фильма проходили в Чечено-Ингушетии, в окрестностях Грозного: натура идеально подходила для места действия – горы, лес, река. Создатели фильма не учли только одного – крутого нрава местных жителей. При первом же столкновении со съемочной группой им устроили выяснение отношений «стенка на стенку». Правда, после этой «пробы пера» местные охотно участвовали в массовке. Из них состояла вся банда атамана Брылова, и перед началом съемок они подошли к Михалкову и поинтересовались: «Оружие вы будете давать, или нам свое принести?»
Когда местным предложили сняться в образах пассажиров поезда и грабителей, все они выбрали разбойников: «Нас – грабить?! Да вы что!» С их участием в съемках было связано немало забавных эпизодов. Михалков рассказывал: «В обеденный перерыв группа каскадёров обсуждала сцену ограбления поезда: как надо прыгать на поезд, с какой скоростью он должен идти, как лошади должны скакать. И всё это долго, обстоятельно. А моя «банда» состояла вся из местных. Там был молодой такой красавец с пышными усами. Услышал он разговор, вскочил на коня, догнал поезд, который шёл в депо «на обед». Прыгнул с седла на поезд, потом обратно прыгнул в седло и, усмехаясь, вернулся на место. Каскадёров это подкосило абсолютно».
В этом фильме Михалков дебютировал в качестве режиссера и с тех пор не раз говорил о том, что обязан своим успехом в дальнейшем именно тому, что работал с Эдуардом Володарским и талантливейшими актерами, которых после не раз приглашал в свои фильмы. Об этой картине режиссер говорил: «А что касается нашей работы, то она была азартной, веселой, наглой во многом, абсолютно раскованной – я имею в виду «Свой среди чужих...». И эта работа для меня как бы стала первым шагом в большом кино, и я могу абсолютно искренне сказать, что этот шаг был бы, наверное, невозможен, если бы рядом не было Эдика».
А ещё прекрасная музыка Эдуарда Артемьева
Свежие комментарии