Кто без кредитов, без финансовых проблем не читайте ЭТО! Остальным обязательно! Пьеса Максима Милованова «Ростовщики» - отличная инструкция по финансовой грамотности.
Инструкция острая, сатирическая с познавательным историческим экскурсом во времена Византийской империи, когда был создан первый в мире банк.
Как это обычно случается? Берешь первый кредит на какую-то «очень нужную вещь». Потом второй кредит на «еще более нужную». Затем третий, четвертый, пятый. И вот ты уже на крыше здания с надписью «Банк», с желанием прыгнуть вниз, разом покончить с долгами, со всей этой никчемной жизнью.
Так произошло с героем пьесы «Ростовщики» Григорием, который получил звание «заемщик года», точнее «должник года», то есть - набрал самое большое в мире количество кредитов.
И вот стоя на крыше и думая о смерти, Григорий вдруг знакомится с необычными «спасателями»: императором Византии Юлианом Отступником, его супругой Прекрасной Еленой, святителем и богословом Григорием Нисским, финансовым аналитиком Делькредере, первыми банкирами Иудеи и Генуи. И конечно же «с самой сутью и смыслом всего банковского дела» – Маржой.
In money we trust (Деньги наша вера)
Деньги – наша вера (In money we trust) - написано на обложке пьесы. А что, разве не так? Разве деньги не стали для нас религиозным культом?
Но оказывается, был момент, когда человечество могло пойти совсем другим путем. «Не путем денег, а путем веры», - так говорит один из трех «Великих Святых Каппадокийцев», главный герой пьесы Григорий Нисский. Его работа: собирать на земле самые грешные души – души ростовщиков.
«Ответственный за взаимодействие с банковским сектором», - так он в шутку себя называет. В «Ростовщиках» мы окунаемся в захватывающую «кредитную историю», которая началась еще во времена Византийской империи.
Мы попадаем в ту самую точку отсчета, когда под лязг копий и стрел войны Рима с Персией, во дворе византийского императора Юлиана Отступника рождается на свет первая в мире банковская лицензия, появляется первый на земле банк, возникает новый бог, имя которому - ссудный процент!
Слуги ссудного процента – ростовщики
«Праздна и своекорыстна жизнь лихоимца-ростовщика. Не знает он ни труда земледелия, ни искусства торговли, а сидит на одном месте, кормя у очага животных. Он хочет, чтобы для него все росло без посева, без пахоты. Его плуг – перо, земля – бумага, семя – чернила, дожди – время. Его серп – взыскание денег, его овин – отнятое имущество. Каждый день лихоимец – ростовщик считает прибыль и жадностью своей никогда не насытится».
Это не только цитата из пьесы, это еще и цитата из реально существующего трактата «Против ростовщиков» епископа Григория Нисского, который тот написал еще в трехсотых годах нашей эры. Кстати, ему же, как утверждает автор принадлежит и бессмертная реплика: «Благими намерениями услана дорога в ад».
Как же интересны все эти исторические параллели! Как узнаваемы мотивы, поступки, лица ростовщиков из прошлого и банкиров из настоящего. Прошли тысячелетия, но кажется ничто не изменилось, и никто не изменился. Даже фамилии те же!
Заоблачный грех
В пьесе, герои часто произносят шутливую фразу «заоблачный грех». Очень уместно и очень смешно. Фамилии первых ростовщиков прошлого, купцов-процентщиков из Иудеи и Генуи:
Заоблакофф и Грех. Именно по их души явился Григорий Нисский. В наши же дни – это преуспевающие банкиры, владельцы двух конкурирующих банков – «Заоблакофф-Банка» и банка «Отличный». Заоблакофф – всегда в желтом. Грех – всегда в зеленом. Никого и ничего не напоминает?
«Отдам с лихвою, заплачу с приращением, - как сладки тебе, лихоимец-ростовщик эти слова. Вместо того, чтобы помочь, умножаешь ты несчастия, раздеваешь нагого, язвишь уязвленного, к заботам прибавляешь заботы, к печалям печали. Как просящему пить, даешь ты, ростовщик, вино, а не воду, доставляя на малое время удовольствие, а потом причиняешь тому сильнейшую жажду. Так и ссужая деньгами, не прекращаешь нужду, а лишь усиливаешь несчастье…»
И это все о них – о ростовщиках. Григорий Нисский беспощаден в своих проповедях, ну а автор пьесы подобными цитатами недвусмысленно выражает свое личное отношение к ростовщичеству, как к социальному явлению.
«Думаете – они ростовщики. Мы ростовщики», - говорит главный герой пьесы в самый кульминационный момент.
В каждом из четырех действий пьесы есть развилка, когда герои могут пойти по иному пути – не по пути денег, а по пути веры, дружбы, любви, сострадания. Но деньги берут свое. Всегда возникает новая материальная потребность: шуба, кольцо, автомобиль или же диадема с бриллиантами.
Диадема королевы Византии
По непроверенным слухам (что почти всегда, верно) гибель Византийской империи случилась из-за диадемы на голове императрицы Елены. Точнее из-за отсутствия на диадеме самого крупного в мире бриллианта, владельцем которого был тогда персидский шахиншах Шапур Великий.
Якобы византийская королева Елена попросила своего мужа Юлиана Отступника добыть бриллиант из-за чего развязалась война между Византией и Персией. В результате Юлиан Отступник был предательски убит ударом копья в печень, а империя затем развалилась.
В руках автора пьесы данная версия заиграла новыми, яркими красками, в нее безоговорочно веришь. Переносящиеся то в наши дни, то в прошлое события, неожиданные то сатирические, то трагические перевоплощения героев, все это говорит о том, что наша современность все та же ростовщическая Византия, только с гаджетами вместо копий и стрел.
Коллекторы – кто они?
«Мой император, вы наверняка слышали, как в провинции Коллектория должников посадили на кол. Коллекторийский банк, конечно же, наказали, отозвали лицензию. Но их тоже можно понять. Количество отказников от выплат по процентам дошло до критического уровня. Необходимо было принимать непопулярные меры по оздоровлению финансовой ситуации…»
Так текст доклада о бунте «неплательщиков» в провинции Коллектория рассказал нам откуда взялись коллекторы и почему они так называются. К сожалению, действия современных коллекторов все больше похожи на тех, что взимали долги две тысячи лет назад.
Маржа: Деньги – мои стихи
Есть в пьесе неожиданные, новаторские штучки. Например, как только герои начинают говорить о деньгах, то речи их становятся похожими на стихи, а иногда они просто срываются на стих. Все кроме Григория Нисского. Только на него (ни в прошлом, ни в настоящем) не действуют чары колдуньи Маржи.
Образ Маржи в пьесе очарователен! «Сама суть и смысл всего банковского дела Маржа» то банковский клерк, то императрица с диадемой на голове, то погонщица верблюда шахиншаха, то убийца с копьем в руке. Маржа всегда там, где человек дает слабину, где идет на поводу у своих капризов и прихотей. Демон четвертого круга ада – вот ее настоящее имя.
Хорош и Делькредере, финансовый аналитик, прохиндей, завлекающий наивных граждан в кредитную кабалу. «Заоблакофф-Банк» - заоблачная выгода», - кричит он. А спустя несколько минут уже: «Все будет отлично – «Банк «Отличный». Нам простым, наивным гражданам главное не попасть под обаяние Маржи и Делькредере.
«Граждане, будьте финансово грамотны! Не доверяйте и не разговаривайте с незнакомцами!»
Почти Булгаковская реплика не случайна. Невозможно отделаться от ощущения, что пьеса по духу и стилю напоминает «Мастера и Маргариту». Не самое плохое сравнение, согласитесь. Такую «пьесу в кредит», инструкцию по финансовой грамотности точно стоит изучить поподробней.
Свежие комментарии