4 ноября 1612 г. воины народного ополчения под предводительством Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов и продемонстрировав образец героизма и сплочённости всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе.
1603 г. Расцвет Смутного времени. На престоле царь Борис Годунов, а на земле Российской лютует голод. Царские указы и меры, принятые государем для уменьшения голода, не увенчались успехом. Обострялась борьба между боярами и царской властью.
Смерть Бориса Годунова в 1605 году открыла вход в Кремль тем, у кого была могущественная поддержка среди бояр. С этого момента и до 1610 г. на Руси наступил период Лжедмитриев и боярского предательства. А народ покорно ждал от боярской думы разумного и справедливого решения. И безмолвно дождался, когда в августе 1610 г. бояре тайно от народа призвали на московский трон польского короля Владислава. Владислав в Москву так и не прибыл, но в сентябре интервенты уже вошли в Кремль. По всей Руси гремят набаты — будущее Московского государства под угрозой. Москва оказалась захваченной польско-литовской шляхтой. Шведы вступили в Великий Новгород. Русь разваливалась на глазах.
И в это время в Нижнем Новгороде произошли истинно великие события, имевшие значение для утверждения силы и славы русского государства.
В феврале 1611 г. нижегородская рать из 1200 человек, в которую входили воины из Казани, Ярославля, Чебоксар, двинулась на Москву. В рядах ратников был и нижегородский доброволец Козьма Минин.
Памятник Козьме Минину в Нижнем Новгороде
Однако первый поход ополчения потерпел поражение, которое не давало покоя патриоту земли русской Козьме Минину.
Решив перейти от мысли к действию, Козьма указывал на необходимость создать казну и предлагал сделать пожертвования. Так он собрал первую сумму на снаряжение ополчения. Но этих денег было недостаточно, и Минин решил обратиться с воззванием ко всему нижегородскому народу. Никто не остался равнодушным к обращению земляка: «Захотим помочь Московскому государству, так не жалеть нам имени своего! Не жалеть ничего, свои дворы продавать, жен и детей закладывать, бить челом тому, кто бы вступился за истинную православную веру и был бы у нас начальником». Широкой волной потекли пожертвования. Многие приносили последнее.
К.Маковский. Воззвание Минина к народу
К.Е.Маковский. Воззвание Кузьмы Минина к нижегородцам в 1611 году
На этой площади Козьма Минин призывал народ к пожертвованиям
Предводителем похода был выбран опытный воин князь Дмитрий Пожарский (потомок Стародубских князей). 28 октября 1611 г. Пожарский прибыл в Нижний Новгород.
Ядром ополчения стали закаленные в сечах смоляне. Соединились с ними вязьмичи, дорогобужане, служилый люд из Коломны, Гороховца и других городов. Вместе с русскими вступали в ополчение татары, чуваши, мордва, черемисы. Вся великая Русь по зову нижегородцев встала на защиту Москвы. «Купно за едино. Вместе за одно!» — эти слова стали девизом войска.
Когда ополчение из ворот Ивановской башни Нижегородского кремля выступило в поход на спасение веры и Отечества, оно было небольшим: всего несколько тысяч человек. По дороге к ополчению примыкали все новые ратники. Самые большие отряды присоединились к войску в Ярославле.
С иконой Казанской Божьей Матери ополчение вступило в Москву. Кровопролитная сеча длилась два дня. Летописец рассказывает, как «Минин, не искусен воинским стремлением, но смел дерзновением», в критический момент битвы попросил у Пожарского три конные дворянские сотни. Перебрался через крымский брод Москвы-реки и ударил врага с тылу. Гетманское войско не успело подготовиться к отпору. Поляки отступили к Донскому монастырю.
На исходе октября 1612 г. они с позором оставили окраины Москвы.
Победа народного ополчения над поляками. Барельеф с памятника Минину и Пожарскому
Подвиг гражданина Минина и князя Пожарского золотыми буквами вписан в историю России. Их имена всегда ассоциировались с истинным патриотизмом и самоотверженностью.
«История назвала Минина и Пожарского спасителями Отечества: отдадим справедливость их усердию, не менее и гражданам, которые в сие решительное время действовали с удивительным единодушием». Н. Карамзин
Памятник Минину и Пожарскому в Нижнем Новгороде
На Красной площади в Москве
Свежие комментарии