На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ДАВАЙ ПОГОВОРИМ

10 847 подписчиков

Свежие комментарии

  • Ирина Осипова
    Вы абсолютно правы.👍👍👍День неполного ос...
  • Ирина Осипова
    вот это действительно очень-очень мерзко и гадко!!!!🤮🤮🤮День неполного ос...
  • Traveller
    А не напомнить ли Вам, голубчик, кто открывал этот самый гадюшник - "ельцин-центр"? И кто носит подарочки на день рож...День неполного ос...

То ли сказка, то ли быль... рассказ "Золотая рыбка" в исполнении автора.

 

 (Посвящается всем, кто может любить, независимо от возраста, социального положения, межродственных отношений)

 

 

- Дедуль! - В его глазах искренность. – Расскажи мне сказку!

Он обнимает меня за шею и замирает, прижавшись ко мне.

Я улыбаюсь и откладываю в сторону недокрашенный поплавок.

- Какую? – Я смотрю на внука.

- Какую-нибудь! – Он живо разжимает свои объятия, считая, что на этом дипломатию можно и заканчивать.

- Я ж уже ничего не помню, внучек! - Я задумываюсь, а семилетний внук присаживается на край лавочки, на которой я возился со своими рыболовными снастями. – Я свое имя не всегда вспоминаю, а ты мне предлагаешь вспомнить сказку.

- А ты имя и не мучайся вспомнить! – У него округляются глаза. – Имя я тебе напомню, ты вспоминай сказку!

- Хитрец! – Я улыбаюсь в усы. – А что мама не рассказывает? - Пытаюсь спастись.

- Она сказала, что на то ты и дед, чтобы сказки рассказывать. Раз на рыбалку меня вчера не взял, то давай отрабатывай! Это мама сказала: «Отрабатывай»! – Он делает опять круглые и излишне искренние глаза.

- Отрабатывай! – Я качаю головой. – Сказки – это не работа! – Я поднимаю вверх указательный палец.

- Дед! – Внук чуть-чуть кривит губы. – Не получится! Мама сказала, чтобы я не отставал о тебя.

- Ох! А ты послушный сын?! – Теперь я округляю глаза.

- Как ты и учил меня – маму надо слушаться! – Он поднимает свои маленькие брови.

- А дед должен отдуваться! – Я качаю головой и с тоской смотрю на поплавки.

- Дед! А что значит отдуваться? Надуваться я знаю, сдуваться тоже, а вот отдуваться, не знаю.

- Э-э-э, как бы тебе сказать… - Пытаюсь объяснить, но как это сделать понятливо, не знаю. – А какую ты сказку хотел бы услышать?

- Эх! – Он машет рукой. – Давай сказку!

- Я и пытаюсь. Но вот что-то никак не вспомню ничего! – Я пытаюсь что-нибудь вспомнить из детства, но склероз встал перед хранилищем памяти с растопыренными руками и не позволяет мне туда зайти.

- Эх, дед! – Внучек сокрушенно качает головой. – Это я тебе должен рассказывать, или ты мне? Мама сказала, что ты много чего знаешь.

- Маме твоей только что-нибудь сказать, только бы дитю сказку не читать. – Я шутливо хмурю брови. – Как сказки читать, так я самый умный!

- Не-е, дед! Не самый! – Внук меня успокаивает. – Папа самый умный!

У меня от возмущения полезли брови на лоб.

- И почему ты так решил? – Я смотрю на беззаботно сидящего на лавочке и болтающего ногой внучка.

- Это не я. – Он не поднимая головы,  что-то рассматривает на земле. – Это мама сказала вчера. Она сказала папе: «Ну, ты и самый умный! Дедуля и тот до этого не додумался бы!»

- И с чего это мама так сказала? – Чувствую, что любопытство меня одолевает.

- А-а-а! – Он машет рукой. – Он вчера червей в холодильник положил. А они там замерзли. А мама доставала из холодильника мясо и их там увидела.

У меня аж дыхание сперло – мы этих червей с ним с таким трудом накопали, а он их в «морозилку»! Вот почему его глазки сегодня от моего взгляда убегали! Умный?!

- Да-а, уж… Умный твой папа, ничего не скажешь! – Я не могу прийти в себя и пытаюсь взять себя в руки. – Лучше бы он сам туда залез! – Не удерживаюсь в сердцах.

Внучек несколько мгновений удивленно смотрит на меня, а потом начинает смеяться.

- Он же не поместится в холодильник! – Он продолжает смеяться. – Туда и черви еле поместились. Папа их еле-еле туда запихнул!

Представляю своего зятька и чувствую, что хочется треснуть его по лбу за такую бестолковость.

- Ладно, дед! – Внук перестает смеяться. – Ты не уходи от своих обязанностей!

- Ну-у-у… - Только и могу произнести. – Что такое отдуваться, не знает, а такое слово, как обязанность - пожалуйста!

- Я ж дед в тебя – умный! Ты же сам это все время говоришь! – Опять его глазки становятся округлыми и наивными.

- Эх! Раз надо, так надо. – Я обреченно смотрю на хитровато посматривающего на меня внука.

- Надо, дед, надо! – Он согласно качает головой.

- Придумал, какую сказку надо рассказывать?

- Мама читала мне сказку про золотую рыбку и старика. Только это стихами-и…. – Он кривится. – Я, дед, не люблю стихи. И никогда не любил!

Я крякаю от подступившего смеха.

- И сколько ж годков ты это «не любишь стихи»? – Я передразниваю его.

- С садика, дед! – Он деловито смотрит на меня.

- Да, уж! Тяжелые у тебя были годы! – Я иронично смотрю на него.

- Ой, дед, и не говори! Но это уже прошло! – Он машет рукой. Потом хмурит брови, - ты, дедуля, давай вспоминай. Мама говорит, что дети могут правильно развиваться только тогда, когда они слушают сказки! Они тогда становятся добрыми и послушными!

Теперь он уже поднимает вверх указательный палец.

- Де-е! Ты хочешь, чтобы я был послушным, а? – Глаза переполнены озорной хитростью.

- Ох, хочу, внучек! – Я улыбаюсь уголками глаз. – Только вот боюсь, что тебе это не грозит!

Он делает вид, что не понял намека и продолжает мотать ногой, стараясь зацепить носком босоножек ползающего на земле муравья.

- Ну, так чё, дедуль?! Расскажешь мне про золотую рыбку? – Он поднимает взгляд с земли, где муравей каким-то чудом избежал трагической участи, скрывшись в трещине асфальта.

- Ну, что с тобой поделаешь?! – Я опять пытаюсь отпихнуть загораживающий мою память склероз. – Только я не очень помню, что там было! Будешь мне подсказывать!

- Ладно, дедуль, только начинай скорее! – Он нетерпеливо ерзает по лавочке.

- Ну, в общем, жили-были дед да бабка! – Со вздохом я приступил к своим «обязанностям».

- Ну, вот, дедуль, уже мне надо тебе помогать! – Внучек расстроено смотрит на меня.

- Что такое? – Я не понимаю.

- Не бабка там, а старуха была! – Его брови остаются приподнятыми от моей некомпетентности. – Не дед, а старик! Это ты уже с другой сказкой путаешь!

- Какая разница – бабка или старуха? – Я не понимаю.

- Ого! Большая! – Внук аж подскакивает с лавочки. – Бабка бывает молодой! Ты сам  иногда на бабулю говоришь «Бабка»! А она молодая! А вот моя учительница, которая поставила недавно мне двойку - старуха! Противная, страшная, и ее все называют старухой! Как ты этого не понимаешь? – Он вытягивает возмущенно губы и садится опять на лавочку.

Я качаю головой, удивляясь свое бестолковости – действительно, как можно спутать такие разные понятия, сравнив бабушку внучка, которая ему каждый день что-нибудь вкусненькое готовит и подарки часто дарит, и какую-то учительницу, которая влепила двойку, тем более, что это уже вторая двойка в этом году?!

- В-общем, жили старик со старухой, и жили они не где-нибудь, а у самого синего моря! – Я посмотрел на сделавшего удовлетворенное лицо внука – значит, правильной дорогой повествования пошли! – Старик ловил рыбу, бабка его ждала в это время около своей хибары, приготовив разбитое корыто для рыбы.

- Опять бабка? – Внучек нахмурил осуждающе брови.

- Тьфу, старуха, конечно! – Я исправился. – Куда ей до бабки, особенно нашей! Наша вон, молодая, а та злая и страшная! Старику, ох, и доставалось от нее. – Я вспомнил бедного старика.

- А что она его так не любила? – Внучек явно этого не понимает. – Он же ловил для нее рыбу?!

- А то для кого!? – Я утвердительно качаю головой.

- Тогда не понимаю! – Внук явно не согласен с действиями старухи, помня их по сказке, которую ему прочла мама.

- Может, от голода? – Я смотрю на внучка. – Рыбы-то было не много, прямо скажем. – Я чешу рукой за ухом, а сам думаю, что «немного», слишком скромно сказано.

- Дедуль! Старуха голодала? – Он внимательно смотрит на меня, вспоминая точное определение слова «голодала».

- Ну-у-у! Трудно мне сказать, внучек! Я ж там не был! Тем более, что это сказка!

- Тогда почему ты думаешь, что старуха голодала? – Он продолжает удивленно смотреть на меня.

- Ну-у, как это бы тебе сказать?! – Я морщу лоб. – Судя по сказке, старик-то не часто ловил рыбу. Можно сказать даже, что редко! Помнишь же, что он раз бросил невод – ничего, второй раз – так же?! И так каждый день до известного момента.

- Дедуль! Ты же рыбак! Ты же должен знать, почему он ничего не ловил! – Внучек смотрит с надеждой на меня.

- Да как тебе сказать?! – Я продолжаю морщиться. – Видимо, рыбы не было?!

- Дедуль! А почему рыбы не было? – Он не отстает.

- Экология, наверное, внучек?! – Я вздыхаю. – Сказка же! Кто там будет следить за экологией?! Браконьеры, отходы…

Внучек задумчиво сдвигает брови, не в состоянии понять смысл моих слов.

- А может…. _Я задумываюсь. – Может, он всю рыбу выловил, и ловить к старости уже нечего было?!

- Все море выловил??? – Внук не верит. – Это ты, дедуля, загнул!

- Что значит – загнул? – Я делаю возмущенный вид. – Говорю, как есть! Мы же не знаем, сколько там рыбы было, и сколько старуха съела?!

- Не много съела!- В голосе внука уверенность. – Что она такая дохлая?!

- Кто сказал, что дохлая? – Я пытаюсь вспомнить точные слова из сказки. – Там такого нет! Просто старуха и все!

- Так она же у разбитого корыта сидит все время! – Малыш анализирует. – Даже корыто рассохлось! Сам сказал, что рассохлось от того, что рыбы нет!

Я задумываюсь над ответом. Трудно отвечать подрастающему поколению, так стремительно развивающемуся.

- Де-е-е! – Внук проявляет нетерпение. – Давай дальше!

- Ты сам перебиваешь!  - Я делаю сердитый вид, в который ни я, ни внук не верим.

- Ну-у! – Он торопит. – Пошел он к морю!

- Ну, пошел он к морю! – Вторю ему. – Взял с собой, как полагается, невод. Надеялся на улов, значит. Хотел, бедный, старухе угодить – поймать ей рыбы, понимаешь!

- Де-е-е! А что она ела, если он мало так ловил рыбы?

Я задумываюсь и представляю жующую водоросли старуху.

- Это же сказка, внучек! Там было что кушать, видимо?! Иначе, как старуха выжила бы?!

- Дедуль! Выжила бы! – В голосе внука уверенность. – Мама говорит, что нашей соседке и кушать не надо, только бы кости перемывать мужу. Значит и старуха перемывала кому-нибудь! И ей этого хватало, чтобы не хотеть кушать! - Внук уверен.

- Ну-у! Может, оно и так. Правда там только старику и могла она мыть кости – людей-то маловато было. Ну, ладно! Это не совсем  то, о чем мы сейчас говорим! – Я наморщиваю лоб, стараясь найти правильные слова. – Тут дело другое. Тут сильно не накушаешься на костях! И вообще! – Я делаю грозный вид. – Мы же с тобой не старухин рацион рассматриваем, а пытаемся поймать рыбу! То есть, старик пытается! Старуху кормить он хочет, понимаешь?

- Понимаю! – В голосе внука неуверенность.

- В-общем, идет он, значит, к самому синему морю со своим неводом. Забрасывает его туда.

- Зачем? – В голосе внука удивление.

- Как зачем?! – В моем голосе тоже удивление – от его вопроса.

- Зачем забрасывать туда свои снасти? – Внук не понимает. – Они ему больше не нужны?

- Кто сказал, что больше не нужны? – Я все больше не понимаю внука.

- Ты сказал, что он пошел к морю и бросил туда свои снасти! – В голосе внука уверенность. – Конечно, так ничего не поймаешь, если будешь только бросать в море свои неводы!

- Забросил – это значит, что начал ловить ими рыбу, а слово «забросил» просто применяется, но это не значит, что он пошел и просто выбросил в море свой невод!

Я уже грозно смотрю на внука.

- Де-е-е! – Он начинает хитро улыбаться. – Ты не хочешь рассказывать мне сказку?

- Я рассказываю, но ты меня все время перебиваешь! – Я продолжаю хмуриться.

- Де-е-е! Ну, забросил он их в море, как ты говоришь, и что?

- Кстати, ты помнишь, что он поймал там рыбку! Тебе мама читала эту сказку! – Я говорю немного раздраженно. – Ты что, пытаешься издеваться надо мной?

Внук делает испуганный вид.

- Не-е, дедуль! Я просто уточняю! Наша учительница говорит, что всегда надо спрашивать, когда не понятно. – Он на секунду замолкает. – Но потом все равно ставит плохую отметку.

В словах внука неприкрытая грусть.

Мне становится его жалко.

- Ладно! – В моих интонациях слышится миролюбие. – Пошли дальше!

Внук успокаивается и садится поудобнее на лавочке.

- В-общем, закинул он раз невод в синее море – ни фига, э-э, то есть, ничего не поймал. Второй раз он закинул невод в это синее море, опять то же самое – ничего.

- Дедуль! А старуха голодная сидит, да?

- Наверное, раз ничего он пока не поймал!  - Я задумываюсь.

- Ох и влетит ему, если он не поймает, да?

- Влетит! – Я согласно киваю головой, а сам думаю, что для такой гадости я на месте старика  и не стал бы ловить ничего. Чтоб сил у нее поменьше было орать.

- А он вспомнил свою старуху, ее плохое настроение и решил еще раз бросить невод в море. – Глаза внука серьезные. - Это когда он поймал рыбку. Дед, помнишь?! – Он слегка «подталкивает» меня дальше.

- Ну, да! Бросил он невод в воду, тянет, его тянет, а вытянуть не может!

- Дед! Рыбка такая большая? Как репка? – Он удивленно смотрит на меня.

- Да как тебе сказать?! – Я опять задумываюсь. – Не-ет, не думаю, что большая.

- Почему? Нечем было питаться или она такая, как наши эти маленькие курочки? – Он показывает пальцем на бегающих во дворе декоративных кур.

- Может, оно и так! – Смотрю на стареньких кур и думаю, что их размер здорово им помог в их пернатой жизни. – Если бы она большая была, тот дед, может, и разговаривать бы не стал с ней – сразу бы в уху отправил. Бабку бы задобрил… да и рот ей занял бы чем-нибудь другим, чтоб меньше орала! А так пока ее рассматривал, вытаскивал из сети трясущимися от страха и голода руками, она и успела с ним перемолвиться, так сказать, заинтересовать его своим предложением!

Внук некоторое время после моих слов молчит – думает.

- Точно! – Он поднимает на меня глаза. – Съела бы!

- Ага! – Я согласно машу ему головой. – И не успела бы испытать все перипетии жизни.

Внук слово «перипетии» не понимает, но смысл улавливает.

- Ну ладно, де-е! Давай дальше!

- Ну-у, дальше, попав в плен к старику, она - в смысле рыбка, стала просить его о том, что ее надо отпустить на волю. – Я смотрю на внука.

- Ты забыл сказать, что рыбка была не простая, а золотая! И просить стала человечьим голосом, чтобы он мог понять, о чем она просит! – Внук поднимает указательный палец к верху.

- Точно! – Я шутливо бью ладонью себя по лбу. – Конечно. Золотая!

- Дед! А золото тяжелое? – Он смотрит на меня.

- Тяжелое! – Я утвердительно качаю головой.

- А как она плавала тогда? – Он не понимает.

Теперь я хмурю брови и закусываю губу.

- Может, как подводная лодка? – Меня озаряет мысль. – Или она вообще не плавает.

- Как это не плавает? – У внука брови полезли на лоб.

- А вот так! Ей тяжело плавать и она, например, ползает по дну. И здесь доползла до берега из любопытства и попалась в невод, потому что скорость-то уже не та!

Внук опять задумывается.

- Что-то дед сказка не такая получается. – Он продолжает думать. – Ты, по-моему, путаешь все!

- Почему? – Я делаю большие наивные, какие бывают иногда у внука, глаза.

- Потому что дальше будет сказано, что рыбка приплыла и человеческим голосом сказала: «Что тебе надобно, старче»! А так получается, что старик ее кликнул, и она выползла на берег, что ли?!

- Ага. С трудом волоча свое тяжелое от золота тело. И с придыханием в томном голосе, молвила. А почему бы и нет?! – Я развожу руки.

- Де-е! А ты эту сказку читал? – Внук подозрительно смотрит на меня.

- Конечно, читал! Это была моя любимая сказка в детстве! – Я беру его и сажаю себе на колено.

- Тогда дедуль ты точнее рассказывай! – Он прижимается ко мне.

- О-о-о! Родненькие! – Подошедшая дочка одаривает нас улыбкой. – Сказку, «дедуль», рассказываешь?! – Дочка не скрывает хитроватой улыбки. – Хорошо, когда дедуля такой есть – сказки любит рассказывать, все знает!

Она смотрит на внука и незаметно подмигивает ему одним глазом.

- Да-а! – Внук бросает мою шею и встает с коленок. – Дедуля сам не знает сказку!

Он машет пренебрежительно рукой.

- Это как? – Дочка удивлена. – Не может такого быть – он сказки всегда любил!

- Ага! Любил! – Внук надувает наполовину всерьез губы. – Ты спроси у него, как плавает рыбка в этом синем море!

- А как она плавает? – Дочка удивленно смотрит на меня.

- А никак она не плавает! Она у дедули плавать не умеет! Она у него пол-за-ет! – Внук протягивает вопрошающе ручки к своей маме.

- Как ползает?! Что вы говорите?! – Дочка совсем растерялась. – А ну-ка, объясняйте!

Она делает суровые глаза.

- Я что тут объяснять?! – Я смотрю на нее. – Она же золотая, вот и масса тела, во много раз превышающая массу воды, тянет ее ко дну. И выбившись из сил, она стала ползать, чтобы эти силы сэкономить.

Я сижу с невозмутимым видом.

Дочь на мгновение теряет дар речи.

- А еще, мамуль, старуха у него голодная сидит постоянно! – Внук хитро прищурился. – А старик ее не кормит! А почему, дедуля не говорит! А разве в книге такое было? А еще…

Он поворачивается ко мне и взглядом, полным смеха, говорит: «Будешь знать, как не отрабатывать свои обязанности»!

- Пап! Ты что ему рассказываешь?! Что это за сказка такая? А-а? – Дочка все не может понять, что здесь происходит.

- Сказ, так сказать, про золотую рыбку и все прочее. Ты же сама этого хотела. Внучка подослала! – Я пожимаю плечами.

- А про ползающую рыбку – это ты серьезно? Ты так сказал ребенку? – Она не может поверить.

- А что тут такого – рыбка-то золотая! Может, это она сама в ходе эволюции, спасаясь от желающих золотишко раздобыть, научилась ползать под камнями морскими, так сказать, пытаясь себя спасти в трудных для выживания условиях!

- Ой, па! Да ну тебя! – Она машет рукой и начинает смеяться. – Ну что ребенку голову забиваешь своими фантазиями?! А рыбка у тебя сама не поползла к старухе, чтобы желания прямо на месте исполнять?!

Я смотрю на свою смеющуюся дочь и внука, который не знает, что делать дальше – ябедничать с серьезным видом на деда или смеяться вместе с мамой.

- Не успела! Старуха издали увидала блеск презренного металла и сама сети потащила вместе с «недоеденным» ею же стариком. – Я смотрю на моих таких родных людей и улыбаюсь краюшками губ.

- А что, старуха у тебя голодала? – Дочка присела рядом со мной и внуком.

Внук тоже рядышком затих и прижался к маме, заинтересованно слушая наш разговор.

- Так сильно на одних водорослях не отъешься, как сама ты понимаешь! Старик был не промах, и держал её на голодном пайке. Для чего, только Пушкин и знает – то ли для того, чтобы сил не было кидаться на старика, то ли это была диета, так сказать, чтобы старуха была в форме и привлекательней?! Я же там не был. И мед, пиво со стариком не пил, а значит, в доверительной беседе он мне ничего рассказать не мог. Во, как! Поняла?!

- Ой, пап! – Дочка улыбается. – Ты лучше ему что-нибудь близкое к оригиналу расскажи. И желательно, сначала одну сказку, потом вторую, а не вместе все, где и не поймешь, что это за сказка-то такая!

- Вот-вот, дедуль! Ну, давай, расскажи мне нормально сказку! А то мама занята, папа – тоже, и ты вот… - Внук недоговаривает, от возмущения не находя слов и смотрит на меня.

- Так я и рассказываю! – Я убедительно смотрю на внука. – В-общем поймал старик эту рыбку, вытащил ее на берег, осмотрел ее оценивающим взглядом, представил в голове разные кулинарные излишества, а может быть, помечтал о золотых зубах для старухи – рыбка хоть и не велика была, но на зубы хватило бы!

- Пап! – Уже дочка возмущенным голосом обрывает меня. – Ну, что ты в самом деле?! Ты же знаешь эту сказку! Что ты фантазируешь?!

- Я ее не читал лет этак уже пятьдесят! – Я смотрю на дочку. – Но в плане зубов беру слова обратно! Согласен – было некорректно по отношению к сказке, старухе и Пушкину. Тем более, что мы точно не знаем ставили ли тогда золотые зубы.

- Он сказку не знает! Точно! – Внук смотрит на меня разочарованным взглядом. – А еще говорит, что я такой же умный, как он! А сам сказку рассказать не может.

- Так мы же только начали! – Я пытаюсь оправдаться. – Сейчас продолжим! Я просто детали вспоминал. Теперь вспомнил, и все пойдет, как по маслу! В-общем, так!

- Это ты уже рассказывал! – Внук так же разочарованно смотрит на меня. Явно не верит в своего дедулю.

- Из меня просто плохой сказочник! – Я развожу руки.

- Заметили! – Дочка улыбается.

- Но я стараюсь. Как могу.

- Плохо у тебя это пока получается. – Дочка продолжает улыбаться.

- У него вообще не получается! – Внук обиженно поворачивается к своей маме.

- Последняя попытка! – Я взглядом прошу дать возможность мне реабилитироваться.

Они с недоверием ждут, что я скажу дальше.

- А золотая рыбка стала молвить человеческим голосом: «Отпусти меня, старче!». А старик ей говорит: «Как же я тебя отпущу?! Меня же моя старуха со свету сживет! Она когда голодная, такая злая становится?! Ого!». А золотая рыбка смотрит на худого, запуганного бедненького старика, и так ей стало его жалко, что она и говорит ему, как потом оказалось, сгоряча: «Отпусти меня! А я исполню твои желания!»

Дочка улыбается, но ничего не говорит, только сидит, обнявшись с сыном, и ждет развития дальнейших событий. А внук смотрит на меня подозрительным взглядом, и видно, что не верит, хотя, вроде бы все правильно, но явно отличается от того, что читала ему его мама.

- А старик что-то расчувствовался, стало ему как-то: то ли жалко рыбку, то ли стыдно, что такую маленькую он хотел скормить старухе, да взял он и отпустил её. Даже желания не попросил никакого.

- И почему это он не попросил? – Внук косится на меня одним глазом и ждет какого-нибудь подвоха.

- Это я не знаю! – Я опять развожу руками. – Главное, что отпустил рыбку обратно в море.

- Надо было ему помидоры и огурцы попросить, чтобы она занялась заготовками на зиму. – Внук делает вывод. – Как ты, дед, бабушке приносишь помидоры и говоришь: « Вот, бабуля, теперь тебе есть чем заняться!», а сам на рыбалку уезжаешь, пока она занята!

- Это он не догадался! – Я взглядом поддерживаю вывод внука.

- Да, дед! До тебя ему далеко! – Внук говорит это серьезно.

- Это точно! – Я согласно машу головой.

- А если бы ты рыбу умел ловить, как старик в сказке - золотую! Не пескариков, как ты приносишь, а настоящую золотую рыбку! Вот было бы здорово! – Его глаза засияли. – И чистить не надо. И бабушка не ругалась бы на тебя, не говорила бы тебе: «Сам поймал, сам чисти! А я с такой мелочью возиться не буду!»  И только желания заказывай! Здорово, дед?!

- Э-э-э. – Я растерялся на секунду. – Но конец-то у сказки того…. Не очень…

Дочка смеется.

- А бабуля бы не стала все желания заказывать – она бы стала дворянкой и все. Бабуля же у нас скромная! Правда, мам? – Он посмотрел на маму в поисках поддержки.

- Правда! – Дочка говорит, еле сдерживая смех.

- Нет! Лучше царицей! – внук вдруг меняет решение. – Тогда бы она вызвала мою учительницу во дворец  и сказала бы: « Как ты смеешь ставить внуку царицы двойки?». И потом холопам приказывает: « Гоните ее в три шеи из моего царства!»

Внук аж подскочил!

- Здорово, де-е?! – В его глазах воинственный блеск – видать, сильно насолила ему учительница?!

Я как-то неопределенно пожал плечами. А внук вдруг задумался:

- Дедуль! А у моей учительницы одна шея! – Он почесал задумчиво лоб. – А как гнать ее в три шеи? Это значит, надо еще чьи-то шеи найти?

Он опять задумался.

- Это проблема! – Я посмотрел на него. – Кто его знает, чьи шеи попадутся под руку бабуле, когда она сердится. А если она узнает, что ее царевич еще и уроки не учит, а на велосипеде гоняет по улицам…

Внук присел опять на лавку и нахмурил брови. Дочка отвернулась в сторону и стала внимательно рассматривать сад, да так, чтобы ее лица не было видно.

- Не надо царицей бабуле быть. – Внук явно передумал. – И вообще, это в сказке старуха стала царицей, а в жизни так не бывает! Правда, де?

И он хитро посмотрел на меня.

- Точно! В жизни нам этого не нужно! – Я с ним полностью согласился.

- Ну, давай тогда дальше рассказывай!

Моя дочка явно решила задержаться с нами. Она внимательно слушала наш разговор, пряча улыбку.

- Ну, отпустил он рыбку обратно в синее море, а сам пошел домой. Приходит к своей избушке, а там старуха его сидит, смотрит на разбитое корыто, и, видимо, представляет в нем рыбу. Старик подходит к ней и начинает рассказывать про свой улов. А старуха как узнала, что он ничего не попросил у рыбки, так сильно разозлилась на старика, что просто жуть! Схватила она свое корыто и давай размахивать около головы старика им, при этом крича: « Простофиля ты, понимаешь! Я сказала бы даже – дурачина! Ты почему ее так просто отпустил?! В жизни ничего путного не поймал, а тут тебе повезло так не слыханно, а ты что натворил?!» А сама все размахивает корытом, и откуда у нее только силы взялись?

- Пап! – Дочка прищурила глаза. – Ты о каком старике рассказываешь сейчас?

- О том, который в сказке, конечно!

- А-а. А я подумала, что… - И она опять хитро улыбается одними глазами.

- А ты много не думай, а сказку слушай! Я стараюсь, видишь? – Я хмурю брови.

- Вижу. – Дочка отворачивается на мгновение в сторону, а потом спрашивает, - я не сильно перебиваю твое повествование?

- Не сильно. Я как раз до кульминации дошел – расправа дикой голодной старухи над бедным безвольным стариком!

- Мам! – Внук не выдерживает. – Я вот подумал – может в стихах тоже можно слушать сказки?

- О! Видала! – Я поднимаю указательный палец вверх. – Ребенок после некоторого общения со мной готов признать стихи. Так сказать, быть лояльнее к ним!

- Неудивительно! – Дочка машет головой.

- Может, на сегодня хватит? – Я смотрю на внука, потом украдкой на недокрашенные поплавки. – Сегодня, скажем, была первая часть сказки, а завтра другая. Время есть осмыслить первую часть, сделать правильные выводы!

Внук понимает меня и кривит губы:

- Эх, дедуль, даже сказку рассказать не можешь. – Он встает с колен мамы. – Пошли, мам. Лучше ты мне сказку почитай. Я потерплю стихи.

Дочка тоже встает и, глядя на меня, разочарованно качает головой.

- Пойдем, сынуля! Сегодня наш дед что-то не в ударе.

И они уходят.

Юрий Мочиевский... (несколько лет назад тихим вечером...)

Картина дня

наверх