23 мая исполнилось 100 лет со дня рождения знаменитого кинорежиссера, сценариста и педагога, народного артиста СССР Григория Чухрая. Первые же его работы – фильмы «Сорок первый» и «Баллада о солдате» – принесли ему не только всесоюзную славу, но и мировое признание, ведь они были отмечены премиями на Каннском кинофестивале. При этом на родине режиссеру пришлось отстаивать их с боем, так как чиновники считали их провальными. «Балладу о солдате» называли фильмом, порочащим честь советской армии, а «Сорок первый» и вовсе заклеймили после доноса, в котором работу фронтовика Чухрая нарекли «белогвардейской стряпней»…
Если у кого-то и было моральное право говорить о событиях военного времени, то у Григория Чухрая, ведь он знал о войне не понаслышке. В 19 лет он ушел на фронт, стал десантником, не раз бывал в тылу врага, защищал Сталинград, дважды переходил линию фронта, трижды был ранен. После этого он всю жизнь верил в то, что выжил на войне не случайно: «Меня всегда удивляло, что война кончилась, а я остался жив. Почему именно мне такой подарок судьбы? Может быть, для того, чтобы продолжать дело, за которое отдали свои жизни миллионы моих сверстников? Эта мысль не кажется мне пустой. А служение этому делу и составляет цель моей жизни».
«У войны свои законы»
В 1953 г. Григорий Чухрай окончил режиссерский факультет ВГИКа и начал свой путь в кино с работы ассистента режиссера, а затем – второго режиссера на Киевской киностудии. Спустя 2 года он перешел на «Мосфильм», а еще через год снял свою дебютную режиссерскую работу – фильм «Сорок первый». Теме Великой Отечественной войны он посвятит свою следующую картину – «Балладу о солдате», а начать свой путь в кино Чухрай решил с темы Гражданской войны.
Основой сценария послужила одноименная повесть Бориса Лавренева о женщине-снайпере из Красной армии, которая уничтожила 40 белогвардейцев, а того, кто должен был стать 41-м, – полюбила. Произведение было написано еще в 1924 г. и уже было экранизировано Яковом Протазановым в 1926 г. Чухрай впервые прочитал эту повесть в 17 лет, а замысел снять по ней новую экранизацию возник у него во время войны, когда он лежал в госпитале после третьего ранения. Восстановление было продолжительным, в руки будущему режиссеру попалась книга Лавренева, и он долгое время размышлял над сюжетом и образами.
Изольда Извицкая в фильме *Сорок первый*, 1956 | Фото: vokrug.tv
Позже он вспоминал: «Л. Н. Толстой сказал, что если полюбишь женщину, потом охладеешь к ней, а потом поймешь, что не можешь без нее жить, – это настоящее. Нечто подобное произошло и со мной… Повесть «Сорок первый» произвела на меня глубокое впечатление. Писатель, его отношение к жизни, были мне не только симпатичны, но в чем-то даже родными по духу. Я перечитывал повесть несколько раз и думал. Думал над проблемами войны вообще и гражданской войны в частности. Благо времени для размышлений было достаточно. Трагическая судьба красноармейки Марютки, влюбившейся в своего врага – белого офицера, а потом застрелившей его, сегодня может показаться неправдоподобной, но у войны свои законы, которые непонятны тем, кто этого ада не прошел».
Скользкая тема
Фильм Протазанова казался Чухраю тенденциозным, снятым с «классовых позиций», ведь белогвардейцы там были злодеями, а красные – благородными героями. По своему собственному опыту он знал, что на войне все не так однозначно, что негодяи встречаются и среди врагов, и среди своих, что настоящие чувства не знают этого разделения на своих и чужих. При этом режиссер понимал, какие подводные камни скрывает подобная интерпретация событий. «Фильмы, как тот, о котором я начал думать теперь, в те времена назывались фильмами «на скользкую тему». На такой теме можно было поскользнуться, упасть и больше не подняться. Я знал это. И тем не менее засел за сценарий. Я не мог поступить по-другому», – говорил Григорий Чухрай.
Опасения режиссера оказались не напрасными. Сценарий пришлось переписывать 6 раз, прежде чем его утвердили. Над ним Чухрай работал в соавторстве с Григорием Колтуновым, который совсем по-другому видел главную идею фильма: он стремился сгладить острые углы и осудить главную героиню Марютку за ее преступную любовь, а Чухрай отстаивал правду человеческих чувств. На худсовете обе версии вызвали большие сомнения: мол, советское кино должно воспитывать зрителя, а не внушать ему мысль о том, что можно полюбить врага. Тем более, белый офицер выглядел благородным и интеллигентным, и зрительские симпатии могли оказаться на его стороне. Судьбу фильма решил Михаил Ромм, заявив о том, что Марютка все же выполнила свой долг.
Чухрай убрал из сценария несколько эпизодов, написанных Колтуновым, и сценарист ему этого не простил. Об этом режиссер узнал позже, когда привез уже готовый материал на «Мосфильм». Его вызвал к себе директор киностудии Иван Пырьев и устроил разнос за то, что некоторые сцены были сняты не по утвержденному сценарию. При этом Чухрай знал, что Пырьев фильма еще не видел. Как оказалось, он основывался на словах Колтунова – тот написал на режиссера донос, обвинив его в сочувствии к белым и заявив о том, что не поставит свое имя «под этой грязной белогвардейской стряпней». Чухраю удалось убедить Пырьева посмотреть отснятый материал, прежде чем отправлять его на переработку. И тот пришел в восторг и дал добро на выпуск «Сорок первого» в прокат.
Мировое признание и проверка временем
Премьера фильма не принесла режиссеру признания и популярности. О дебютанте тогда еще никто не знал, и он даже не мог попасть в Дом кино, где состоялась премьера. Билетерши остановили его на входе и потребовали предъявить билет, не поверив в то, что этот молодой человек в стареньком костюме действительно может быть режиссером. За помощью пришлось обратиться к известному оператору Сергею Урусевскому, который снимал «Сорок первый», – только после его вмешательства Чухрая пустили на премьеру собственного фильма. А его успех на «Мосфильме» приписали не режиссеру, а оператору – лауреату двух Сталинских премий.
Когда фильм одобрил сам Никита Хрущев, «Сорок первый» отправили в Канны. Только после того, как в 1957 г. на Каннском кинофестивале Чухрай получил специальную премию «За оригинальный сценарий, гуманизм и романтическое величие», о нем наконец заговорили на родине и признали его талант. В Европе «Сорок первый» произвел фурор, его называли «красным чудом», не преследующим никаких дидактических целей, кроме утверждения величия и силы любви. А в СССР его назвали «фильмом о мужестве и долге».
С момента выхода картины на экраны прошло уже 65 лет, и время показало, кто был прав в этом споре. Как ни менялось в обществе за этот период отношение к белогвардейцам и красноармейцам, фильм Чухрая не утратил своей актуальности, ведь в нем было главное – правда чувств и характеров.
А значит, в первой же своей работе режиссеру удалось реализовать кредо всей своей жизни, о котором он говорил: «Я считал, что фильм – это поступок, и стремился снимать так, чтобы не стыдиться своих поступков. Я думал, что у меня все впереди, надо только не врать своим зрителям, разговаривать с ними доверительно и честно, не брать на себя роль учителя, а рассказывать о жизни, о людях правду. Люди, считал я, живут в обстановке быта. Быт заедает их, и они не замечают красоты, таящейся вокруг. За деревьями не видят леса, не понимают, как прекрасен мир, не умеют отличить добро от подлости, а искусство очищает жизнь от быта и, не украшая ее, говорит о жизни правду. Вот почему правда искусства выше правды жизни». Взгляды на «правду жизни» со времен распада СССР изменились кардинально, а вот правда искусства осталась незыблемой и нетленной.
Свежие комментарии