Истоки «волонтерства»
Термин «волонтер» (от лат. voluntarius — «добровольный») начали использовать еще в начале XVII столетия во многих европейских языках. Изначально это понятие применялось лишь к солдатам-добровольцам, так как во многих странах Европы в те годы не было постоянной армии. Похожая ситуация была и на территории России.
А вот уже ближе к завершению XVII столетия значение «волонтерства» начало претерпевать изменения. На просторах Англии это слово начали использовать и в ином значении, а именно, добровольчество, благотворительная деятельность, помощь всем нуждающимся. Хотя все равно оно больше всего использовалось в военном деле. Лишь в XIX столетия, когда появилось много добровольческих организаций, термин начал сопоставляться именно с филантропами, а не с воинами.
Самыми известными благотворительными организациями стали Общество Красного Креста, Армия спасения, Христианская ассоциация молодых людей и прочие. В нашей стране членов подобных объединений называли добровольцами вплоть до конца XIX столетия, хотя разновидности безвозмездной помощи начали существовать буквально сразу после крещения Руси.
Тогда по приказу великого князя Владимира около резиденций князей выдавали пищу и монеты нуждающимся, а тех, кто не имел возможности самостоятельно туда добраться, привозили на специальных телегах. В то время также начали появляться первые медучреждения и приюты для сирот, где сотрудники работали бесплатно. А при князе Ярославе Мудром были созданы училища, где могли учиться сироты. Средства на их обучение поступали в виде пожертвований жителей близлежащих городов и поселений.
Кстати, в деревнях и селах был особый порядок безвозмездной помощи, который имел различные названия: «помочи», «кануны», «толока». Помощь заключалась в следующем: строительство домов погорельцам; вспахивание полей людям, оставшимся без лошадей; заготовка дров и прочее. После окончания работ организатор «помочи» поощрял угощениями всех, кто принимал участие. Данные ритуалы существовали во многих селах до начала XX столетия.
Добровольчество царской России
Добровольчество поддерживало большинство правителей России. При царях нищие искали помощь в основном в храмах и монастырях. Петр Великий хотел снизить количество неимущих и беспризорников, поэтому приказал обустроить при церквях специальные госпитали для незаконорожденных детей. Также по его указу их отцов облагали штрафами, а сирот отправляли обучаться и работать в мануфактуры.
А с 1721 года по указу Петра I у людей с воинским, статским или духовным чином вычитали деньги на благотворительность. Кстати, именно при первом императоре число филантропов заметно увеличилось. А вот Екатерина Великая построила целую сеть воспитательных детских домов для незаконнорожденных, сирот и подкидышей. В этих домах работали исключительно на добровольных началах, а следил за всем этим опекунский совет. Содержали воспитательные дома на пожертвования, собранные попечителями.
С начала XIX столетия в России появилось большое количество благотворительных организаций, среди которых крупнейшим стало Императорское человеколюбивое общество, учрежденное Александром I в 1802 году. Спустя около ста лет это общество уже курировало по всей территории России более двухсот благотворительных организаций.
А в 1864 году благодаря реформам Александра II в губерниях и уездах появились новые органы местного самоуправления — земства, по предложению которых в селах были построены народные начальные и воскресные школы, а также больницы. В большинстве этих учреждений как учителя, так и врачи работали по своей воле безвозмездно. Также в эти годы студенты зачастую добровольно уезжали из городов в деревни, чтобы после окончания учебы лечить и учить людей, нуждающихся в этом.
Сестры милосердия
С 1840-х годов в России появились сестры милосердия. Эти женщины были с хорошей медподготовкой, они трудились в больницах и приютах, а в военное время отправлялись на фронт лечить раненых солдат. Во время правления Александра II было создано Российское общество Красного Креста, в котором состояли члены императорской семьи, представители аристократии и служители церкви. В мирное время они помогали людям с ограниченными возможностями; пострадавшим от эпидемий, голода и стихийных бедствий; семьям воинов, павших в бою. А в военное — помогали раненым солдатам.
Кстати, общины сестер милосердия входили в Российское общество Красного Креста. К концу XIX столетия это звание стало очень почетным, однако далеко не каждая могла его заслужить. В общину отбирали грамотных женщин от восемнадцати до сорока лет, с хорошим физическим и психическим здоровьем. После отбора они должны были два года обучаться, а после сдать экзамен.
В Первой мировой войне участвовало более сорока тысяч сестер милосердия, среди которых была и императрица Александра Федоровна со своими четырьмя дочерьми. Кстати, из-за нехватки госпиталей раненых свозили даже в Зимний дворец.
Тимуровцы и студотряды
Большинство благотворительных сообществ перестали существовать в России после революции. Но вот общество Красного Креста не прекратило свою деятельность. Чуть позже оно трансформировалось в Союз обществ Красного Креста и Красного Полумесяца, представители которого боролись с различными эпидемиями, подготавливали медсестер для военного времени, организовывали пункты безвозмездного донорства крови.
Идеи добровольного и безвозмездного труда на благо Родины и общества были одними из главных в идеологии коммунизма. Еще в 1919 году начали проходить первые субботники. Изначально их организаторами стали сотрудники Московско-Казанской железной дороги. А уже с 30-х годов субботники, где люди занимались уборкой или ремонтом, начали проводить по всей стране в обязательном порядке, вплоть до распада Советского Союза. Хотя и сейчас во многих школах, вузах и других организациях периодически проводят данные мероприятия.
Добровольческие движения развивались не только среди советских работников, но и среди учащихся. А с выходом повести Аркадия Гайдара «Тимур и его команда» (1940), которая вмиг обрела популярность, мальчишки и девчонки с еще большим рвением помогали взрослым трудиться на благо человечества. Они хотели быть похожими на главного героя книги, Тимура, который вместе со своими товарищами помогал семьям военных, отправившихся на войну.
Так в Союзе и появилось знаменитое тимуровское движение, которое во время ВОВ насчитывало более трех миллионов участников. В послевоенное время их труд также был очень важен, так как они оказывали помощь семьям погибших, ухаживали за могилами солдат-героев, обустраивали музеи при школах, помогали с благоустройством городов и деревень.
А советские студенты, объединенные в добровольческие отряды, работали на стройках, в медучреждениях, детдомах и так далее. Также появилось много экологических сообществ, которые помогали в борьбе с лесными пожарами и загрязнением окружающей среды, проводили в школах уроки об охране природы.
Большинство добровольческих сообществ СССР дошли и до нашего времени, но к ним добавились и новые организации. Сейчас в России проходят различные добровольческие акции, а число волонтеров ежегодно растет. По подсчетам прошлого года более трех миллионов человек официально зарегистрированы в подобных движениях, а количество добровольцев, работающих на базе некоммерческих или образовательных организаций превышает семь миллионов человек.
Свежие комментарии