Замечательной актрисе Маргарите Тереховой 25.08.2017 исполнилось 75 лет. Андрей Тарковский называл её «актрисой-подробницей» за огромное внимание к каждой детали. Большинство её героинь – натуры страстные и самодостаточные. Её манера существования и её интонации неповторимы и узнаваемы. Критики называли ее «женщиной-загадкой».
И даже режиссеры, работавшие с актрисой, не всегда могли эту загадку разгадать...
Маргарита Терехова не дает интервью. Это интервью 5-летней давности, его согласились коллеги Маргариты Борисовны и ее дочь, актриса Анна Терехова.
Сначала о семье. Мама Маргариты Тереховой, Галина Томашевич, родилась в начале прошлого века в Польше, в городе Радом. Ее мать — Анна Адамовна Шанявская, отец — Ян Станислав Гелиодор Томашевич, офицер царской армии. Анна Терехова рассказывает: «Бабушкины родители друг друга любили и безмерно ревновали. Бабушка вспоминала: «Мама чистила папин китель, находила на нем женские волосы, намотанные на пуговицы, и такие скандалы были. Они бегали друг за другом по всему дому, папа однажды даже стрелял в маму и легко ранил в руку». В годы Гражданской войны в России Ян Томашевич воевал на стороне белых и пропал без вести. Анна Адамовна пошла на фронт сестрой милосердия. Умерла от тифа.
Три маленькие дочки (Галя — самая младшая) попали сначала в Керчь, в пансион, потом, когда в Крыму укрепилась Советская власть, в детский дом в Евпатории.
После детского дома, в 16 лет, Галя устроилась в Симферополе на швейную фабрику. С утра до вечера пришивала пуговицы к мужским брюкам.
И мечтала стать актрисой. Увидела как-то в газете объявление о наборе в театральную студию при Симферопольском театре, пошла туда, и ее взяли».
Маргарита Терехова родилась 25 августа 1942 года в Туринске Свердловской области в актерской семье.
Там гастролировал, играя спектакли в госпиталях, Свердловский драматический театр, в котором служили ее родители: ведущая актриса театра Галина Томашевич и актер и режиссер Борис Терехов. Судьба свела их накануне войны в Москве, на актерской бирже.
Хотя родилась Маргарита на Урале, однако затем семья переехала в Узбекистан - из-за того, что болезненной девочке нужен был теплый климат. В детстве и юности занималась баскетболом, добилась неплохих успехов - даже была капитаном юношеской сборной Узбекистана. К слову, в одном дворе с Маргаритой Тереховой проживал известный в будущем режиссер Георгий Юнгвальд-Хилькевич. Он вспоминал, что уже тогда Маргарита сводила с ума парней своей красотой - высокая, стройная, эффектная.
Окончилa школу с золотой медалью. С 1959 года в течение двух лет училась на физико-математическом факультете в Ташкентском университете.
Пришла однажды домой и заявила маме: «Поеду в Москву поступать во ВГИК!» И мама сказала: «Конечно, поезжай». «Приехав в Москву летом 1961 года, — пишет в своей книге Маргарита Борисовна, — я стала поступать во ВГИК. Слышала, как про меня шепчут за спиной: «Вот эта девочка с русой косой проходит!» Но потом вдруг появились какие-то «свои девочки», и Рита поняла, что ее не берут... Такое было отчаяние. Что же теперь? Возвращаться в Ташкент? Собралась уж было домой, да деньги в общежитии украли. Студенты старших курсов, жившие в общежитии, приняли горячее участие в судьбе «девочки с косой» и предложили подработку: съемку в научно-популярном фильме. Там-то, на киностудии «Мосфильм», Рита и узнала случайно, что главный режиссер Театра имени Моссовета Юрий Александрович Завадский набирает курс. Маргарита пошла туда, и ее сразу допустили к последнему отборочному туру. Она прошла.
«В октябре 1961 года мы с приятелем совершенно случайно оказались в гуще поступающих в студию Завадского при Театре имени Моссовета, — вспоминает актер Вячеслав Бутенко. — И там я впервые увидел Риту Терехову. Вздернутый носик, длинная русая коса, а главное — она словно вся светилась. Тогда я в нее и влюбился».
На втором курсе Рита и Слава поженились. Свадьба была в крохотной комнатушке в коммуналке у Славы. Пришли все однокурсники и молодые актеры театра. Но семейной жизнью молодым заниматься было некогда. Учеба поглощала все время. После окончания студии Рита и Вячеслав даже не разошлись — разбежались. После выхода фильма «Здравствуй, это я!» в 1965 году о молодой дебютантке в кино Маргарите Тереховой сразу заговорили. «Когда она снялась в «Здравствуй, это я!», — вспоминает кинорежиссер Георгий Юнгвальд-Хилькевич, — это было потрясающе! Родилась молодая выдающаяся актриса. Ни на кого не похожая».
Следующая картина — «Бегущая по волнам» по роману Александра Грина и сценарию еще не опального, но уже известного Александра Галича. Партнером Тереховой по фильму был болгарский актер Сава Хашимов. «Как только мы начали сниматься, Сава сразу влюбился в меня и начал преследовать повсюду. Он был потрясающе красивым человеком, очень талантливым вдобавок, — пишет Маргарита Борисовна. — Он был женат, но так вышло, что после съемок он развелся и сделал мне предложение. Я была уже на четвертом месяце беременности». Маргарита жила в театральном общежитии, в комнатке 8 квадратных метров. Голые стены, умывальник на этаже. Но Риту быт тогда не волновал. Она была очень востребована в профессии и приходила в общежитие только ночевать. «Но когда в общежитие принесли новорожденную Анечку, — вспоминает подруга Тереховой Наталья Верова, — это был «караул!». Пока не приехала Ритина мама из Ташкента, я по возможности оставалась с Анечкой, но, вообще, боялась там находиться. Пустой дом под снос, телефона нет, кругом — никого. Актеры не появлялись дома с утра до вечера.
МАРГАРИТА C МАМОЙ. «В детстве, — вспоминает Маргарита Борисовна, — я могла легко изобразить любой мамин спектакль с начала до конца». Середина 1940-х годов.
МОЛОДАЯ АКТРИСА Маргарита Терехова в своей первой роли в Театре им. Моссовета.
Ее ввели в спектакль «Цезарь и Клеопатра», где Цезаря играл Ростислав Плятт. «Когда явилась я, еще тогда студентка, он сказал: «Ну все, совсем уже развращение малолетних!»
У Риты был очень счастливый брак с Савой Хашимовым. Помню, он прилетел из Болгарии. Мы позвонили на студию и сказали Рите. Шел проливной дождь. Она примчалась, мокрая насквозь — они бросились друг другу в объятия». «Иногда мы с Савой, посадив Анечку в коляску, отправлялись гулять на Страстной бульвар. Там фотографировались, сидели на лавочках, — пишет Маргарита Терехова. — Но работы у Савы в Москве не было, и уровень жизни в Болгарии сильно отличался от нашего. И он вернулся в Болгарию». Маргарита тяжело пережила разрыв с мужем. Семья не состоялась, а какое было многообещающее начало... Маргарита отправила полугодовалую дочку в Софию вместе с отцом к бабушке Наде, которая очень хотела, чтобы внучка росла с ней. Анечка пробыла там несколько месяцев, но потом приехала Галина Станиславовна из Ташкента и заявила свои права на внучку. Годовалую Аню привезли в Москву. Маргарите дали наконец однокомнатную квартиру.
После развода Маргарита изменилась. Характер у нее стал жестче, она стала требовательнее к мужчинам. Галина Станиславовна сетовала, что дочку не узнать. Дома была такая покладистая, спокойная, аккуратная. А Москва ее испортила. «Мама и бабушка часто выясняли что-то друг с другом на повышенных тонах, — вспоминает Аня. — При этом не помню ни одного плохого слова о папе в нашей семье. Когда папа приезжал в Москву, всегда приходил к нам. Он любил борщ, и бабушка специально для него варила.С мамой он не встречался, они уже перестали рваться друг к другу.
НА СТРАСТНОМ БУЛЬВАРЕ С САВОЙ И МАЛЕНЬКОЙ АНЕЙ.
МАРГАРИТА С ДОЧЕРЬЮ.
«Своей жилплощади у нас тогда не было, — вспоминает Маргарита Борисовна, — приходилось ютиться в актерском общежитии на Каретной улице, возле театра «Эрмитаж»
Встреча Маргариты Тереховой в 1972 году с кинорежиссером Андреем Тарковским стала судьбоносной. Сыграв в его фильме «Зеркало», Терехова стала актрисой особого сорта — актрисой Тарковского.
«Для пробы в «Зеркало» Тарковский вызвал меня на «Мосфильм», — пишет Маргарита Борисовна. — Помню, бегу через небольшой садик, волосы на ветру развеваются, платье трепещет. Вхожу и вижу двух красивых мужчин: Гошу Рерберга (кинооператор) и Андрея Тарковского. Я тогда и не знала, что меня приглашают пробоваться на главную роль... Это время я сейчас вспоминаю как сказку, сплошное наслаждение. Андрей никому не давал читать сценарий, нам выдавались только маленькие листочки со словами. А с того момента, как Гоша Рерберг меня убедил, что снятый материал удачен, я поняла, что могу у Тарковского что- то спрашивать, уточнять мои действия в следующем кадре. Наконец Андрей не выдержал и поручил своему ассистенту Марии Чугуновой выдать мне бумагу, где было написано: «Актрисе-подробнице Маргарите Тереховой. План ближайших съемок». И когда в очередной раз я попыталась что-то выяснить, он посмотрел на меня вдумчиво, прищурив зеленый глаз, и сказал: «А по хохотальнику?» Я начала неудержимо смеяться. При всем своем величии, при всей своей гениальности он был в общении человеком удивительно нежным, легким».
ПРОБА к фильму Андрея Тарковского «Зеркало». До утверждения на главную роль в «Зеркале» Маргарита Терехова пробовалась в фильм Тарковского «Солярис», но роль досталась Наталье Бондарчук. Тарковский позже говорил, что если бы утвердили Терехову, то «Солярис» был бы совсем другим фильмом. 1973 год.
По вечерам Тарковский с Рербергом и художником картины Николаем Двигубским уединялись и обсуждали предстоящий день съемок. Рита присутствовала при этом, слушала с наслаждением. Она всеми фибрами души ощущала, что находится рядом с необычными людьми, большими художниками. Это была такая школа мастерства. Но однажды Тарковский ей сказал, чтобы она больше не приходила, что, когда она рядом, он думает о другом. А позже признался: «Хорошо, что я влюбился в Риту только к концу съемок, а то фильма могло и не быть».
Были такие разговоры, что Терехова была необыкновенно близка к Андрею Арсеньевичу. Аня говорит: «Нет, там было совсем другое.Была, конечно, близость, но духовная.
В 1970-х Терехова оставалась самой востребованной в кино актрисой, хотя среди мифов о ней в актерской среде ходил и такой, что, мол, человек она сложный, непредсказуемый, невероятно требовательный не только к себе, но и к коллегам.
Актер Михаил Боярский встретился с Маргаритой на «Ленфильме», на съемках «Собаки на сене». Это была его первая большая работа в кино. «Маргарита Терехова, — вспоминает Боярский, — это женщина, в которую я был влюблен, влюблен сейчас и буду влюблен всегда. Да, она непредсказуема. Она — фурия! И вместе с тем трогательная, ранимая, нежная. По сути, от нее зависела моя актерская судьба: в «Собаке на сене» я снимался потому, что Маргарита Терехова настояла!
ФИЛЬМ «СОБАКА НА СЕНЕ».
«Влюбленность мне всегда мешала в работе, — признается Терехова в воспоминаниях. — Так что с моей стороны к Мише Боярскому был интерес, но о любви речи и не было».
Маргарита Терехова в фильме "Д`Артаньян и трех мушкетера"
Наибольшую известность и популярность ей принесли картины конца 1970-х - «Собака на сене», «Благочестивая Марта» и «Д`Артаньян и трех мушкетера». После этих фильмов за Маргаритой Тереховой закрепился статус одного из советских секс-символов.
В 1981 году Маргарита родила сына Сашу и ушла из Театра им. Моссовета, где была ведущей актрисой. «У меня Саша был совсем маленьким, когда театр уехал на гастроли. Я поехать не смогла — не с кем было оставить моего мальчика. Вдруг получаю срочную телеграмму, мол, Рита, немедленно приезжай, нужно заменить заболевшую коллегу. А как я могла оставить грудного ребенка и уехать на другой конец страны? — вспоминает Маргарита Борисовна. — Разразился скандал... Меня вынудили уйти из театра, в котором я прослужила двадцать лет».
Никто даже в близком окружении Маргариты не знал, кто отец ребенка. Она держала это в тайне от всех. Видно было только, что она вся светится от счастья, будто вторую молодость переживает, и что она влюблена. Молва приписывала отцовство кинорежиссеру и продюсеру Георгию Гаврилову, с которым у Маргариты был в этот период гражданский брак, вскоре распавшийся. Георгий Гаврилов младше Маргариты. В своих интервью он признавал, что он отец Саши и что Маргарита препятствует их общению. Однако Анна опровергает это: «Нет, это не так. Но они нормально общаются. Саша работал у Гаврилова на его картине ассистентом режиссера». Уволившись из театра, оставшись без зарплаты и с маленьким сыном на руках, Маргарита не пала духом. Организовала на базе Росконцерта музыкальный коллектив «Балаганчик». Было начало 1980-х. Вскоре она познакомилась с молодым музыкантом и исполнителем Игорем Тальковым. Разглядев в нем талант, Маргарита пригласила его в свой коллектив, стала покровительствовать Игорю, знакомить его с нужными людьми. Она-то знала, как трудно пробиться на большую сцену начинающему. Они стали ездить по стране с концертами. В репертуаре коллектива был мюзикл Раймонда Паулса «Сестра Керри» по роману Драйзера, и Маргарита пела вместе с Тальковым.
C АНЕЙ НА СЪЕМКАХ фильма «Санта Эсперанса»
Это были не лучшие времена для искусства. Но, когда Аня сообщила, что собирается стать актрисой, Маргарита постаралась не давить на дочь и никак не влиять на ее выбор. Аня еще в детские годы близко познакомилась с актерской профессией, путешествуя с мамой по киноэкспедициям, и Маргарита надеялась, что Аня сделала осознанный выбор. Правда, к экзаменам она дочь не готовила. «Я не могла с мамой заниматься, — вспоминает Анна, — очень зажималась». В первый год после школы Аню не взяли в Училище имени Щепкина. «Я читала Чехова, такая скромная, с косичкой, в голубом платье, — рассказывает Анна. — И меня пропускали, пропускали. А на конкурсном показе решила всех удивить. Читала цыганскую сказку о ветре, влюбленном в девушку. Туфли сбросила, волосы распустила, танец исполнила. У комиссии челюсти попадали. И не взяли. Как потом выяснилось, обсуждали не меня, а маму, что, мол, дочь такая же будет, взбалмошная, и весь курс за собой поведет. Может быть, поэтому у меня и в кино не сложилось. Не могло быть двух Тереховых на экране».
На следующий год Аня поступила в ГИТИС и уже на первом курсе вышла замуж, а вскоре выяснилось, что она беременна. «У меня таких планов не было, — рассказывает Анна, — ведь только что с таким трудом поступила. Но мама сказала: «Будешь рожать». И хотя у 44-летней Маргариты сын был еще первоклассником, а теперь ей предстояло помогать воспитывать внука Мишу.
Перестройку Маргарита Борисовна встретила с радостью и не ждала от этого ничего плохого лично для себя. Наоборот, «гнилое болото», по ее собственному выражению, которое столько лет стояло и не двигалось и в котором задыхались — и задохнулись таки лучшие люди страны: Тарковский, Кайдановский, Высоцкий, Рерберг, — наконец-то провалилось в тартарары. Терехова ждала от перестройки только обновления, ее не пугали перемены, она была уверена, что будет новое замечательное кино. «Если только свободу не отнимут», — говорила она.
Но время «нового замечательного кино» все никак не наступало. В 1990 году Терехова снялась у эстонского режиссера Арво Ихо в фильме «Только для сумасшедших, или Сестра милосердия». Картина получила много наград, четыре из которых за исполненную Тереховой главную женскую роль, но в России ее почти никто не видел. Маргарита взялась за режиссуру. В 1994 году на экспериментальной сцене «Под крышей» родного Театра имени Моссовета она поставила спектакль по пьесе Гарсия Лорки «Когда пройдет пять лет», в который на каком-то этапе ввела Аню и 12-летнего Сашу. «Я горжусь, — пишет она в своих мемуарах, — что мы успели сделать и обкатать этот спектакль к 100-летию Лорки.
С ДОЧЕРЬЮ АННОЙ И СЫНОМ САШЕЙ.
Много легенд ходило о роковой красавице Маргарите Тереховой, ей приписывали множество романов и разбитых сердец. Но сама она однажды сказала: «От мужчин прок в том, что дети рождаются. Мужчины приходят и уходят. И Бог с ними».
В 1996 году не стало Галины Станиславовны. Ее смерть была ударом и для Маргариты Борисовны, и для Ани. Мама Маргариты была крепким тылом семьи, сохраняла традиции.
Это были очень трудные годы для актрисы Тереховой. Она уходит в тень. Наотрез отказывается давать интервью. «Мама вовсе не капризничала, — поясняет Аня.
— Когда Володя Алейников предложил ей небольшую роль в сериале «Короли российского сыска», она с удовольствием согласилась. Она была согласна сниматься, если ей самой нравился материал. А просто ради денег не хотела».
Премьера «Чайки» состоялась в 2005 году. В роли Аркадиной — Маргарита Терехова, в роли Треплева — Саша, в роли Нины Заречной — Аня. «Ты ведь не играла таких ролей в кино», — говорила она дочери, радуясь, что смогла подарить ей счастье сыграть Нину Заречную. В прокат фильм не взяли: убыточный...
На премьере «Чайки» Маргарита вывела в свет и впервые представила публике взрослого сына- актера: Александра Тураева. Чуть позже приоткрыла завесу тайны его рождения: «Меня часто спрашивают об отце Саши. Могу сказать только, что это восточный человек, с которым я познакомилась в Таджикистане».
«Чайка» — последняя работа Маргариты Тереховой. Вскоре пошли разговоры о том, что актриса больна. «Да, — говорит Юнгвальд-Хилькевич, — она подорвала все свои силы на этом проекте. Жаль, что у нас не ценят людей...»
МАРГАРИТА С ДЕТЬМИ на съемках «Чайки». «Я поставила «Чайку» в первую очередь о Треплеве, о его несчастной любви. Этот фильм в некоторой степени стал для меня попыткой искупить свою вину перед детьми, которым я не всегда могла уделять достаточно внимания. Ведь актрисе очень сложно быть хорошей матерью, она живет иной, сценической жизнью».
В августе 2012 года Маргарите Тереховой исполнилось 70. В Доме кино прошел вечер-концерт, на котором собрались коллеги Маргариты Борисовны, друзья и поклонники. Гостей в фойе Дома кино встречали молодые артисты в костюмах мушкетеров. Весь вечер звучали песни из кинофильмов, поздравления коллег, признания в любви и поклонении. Среди гостей была и сестра Тарковского — Марина. «Мы устроили маме грандиозный праздник, — говорит Анна. — Она была очень счастлива. Она всех узнала, всем была искренне рада». Аня со сцены объявила гостям, что на прошедшем летом кинофестивале «Московская премьера» Маргарита Борисовна была удостоена почетного диплома и что это ее первая отечественная награда. Зал при этих словах ахнул: как такое может быть? Первая награда за всю жизнь?!
Сейчас Маргарита Борисовна живет своей жизнью под опекой дочери, внука и сына. С ней постоянно находится помощница, старшая единокровная сестра по отцу Юля. Маргарита Борисовна не утратила своего оптимистического отношения к жизни. И ни на что не сетует. Любит пересматривать на видео свои фильмы, приходит к дочери в Театр Луны и на антрепризные проекты. «Когда я выхожу на поклоны и вижу маму в первых рядах в зале, вижу, что она плачет и улыбается, что она тронута игрой, — говорит Анна, — я понимаю, что в эти моменты в ней вновь воскресает актриса.
МАТЬ И ДОЧЬ. «Мы повторяемся и продолжаемся в наших детях, — написала Маргарита Терехова в своей книге «Из первых уст...». — В этом, наверное, и заключается высший смысл жизни. С помощью детей мы сами постигаем эту жизнь иначе, словно душу свою открываем».
Всего актриса снялась почти в 50-ти фильмах. Кроме упомянутых, успешными работами были ее съемки в таких лентах как «Синяя птица», «Монолог», «Моя жизнь», «Давай поженимся», «Дневной поезд», «Расписание на послезавтра».
С 1983 по 1987 годы игралa в организованном eю и Игорем Тальковым театральном коллективе «Балаганчик».
За участие в фильме «Только для сумасшедших или Сестра милосердия» (1990) актриса удостоилась Гран-при Международного кинофестиваля за лучшую женскую роль в Сан-Ремо-91, Руане-92, Норд-Плайде-93 (Бельгия), Брюгге-93 (Бельгия).
В 1996 году Маргарита Терехова получила звание Народной артистки РФ. С того же года она перестала сниматься.
В 2005 году дебютировала в качестве режиссёра, сняв фильм «Чайка» по произведению А. П. Чехова.
Источник:
Свежие комментарии