Здравствуйте всем! Продолжу свой рассказ о путешествии Александра Сергеевича по Крыму.
Итак, в прошлой теме мы остановились на том, что 5 сентября 1820 года Пушкин вместе с Раевским выехали верхом из Гурзуфа в Бахчисарай.
http://davaipogovorim.mirtesen.ru/blog/43623761793/Pushkinsk....
Генерал, поэт и несколько сопровождающих следуют из Гурзуфа через айданильский лес по тропе до Никитского сада. Минуя Ялту, в то время представлявшую собой маленькую деревушку на берегу моря, поднялись к Аутке (поселок Чехова на окраине современной Ялты), а оттуда через Ореанду, Кореиз, Мисхор следуют до Алупки.
Остановлюсь немного на Ялте. В те годы Ялта действительно была маленькой деревушкой.
В 1800 г., по свидетельству русского литератора Павла Ивановича Сумарокова (1767—1846), в Ялте было только «13 избушек чинов греческого Балаклавского батальона, а также редут на мысе Св. Иоанна, построенный А.В. Суворовым».
В 1823 г. граф М.С. Воронцов, будучи генерал-губернатором Новороссийского края, в состав которого входил тогда Южный берег Крыма, раздал в Ялте 200 десятин земли с условием строительства на этой земле и разведения садов и виноградников.
В 1838 г. было решено выделить южное побережье Крыма в отдельный уезд Таврической губернии, а уездным центром сделать Ялту. Тогда же Ялта получила статус города. Правда, новый город состоял всего из одной улицы — Елизаветинской (ныне улица Игнатенко) — и насчитывал лишь 30 дворов и 130 жителей. Такой Ялта оставался еще достаточно долго. В конце 30-х — начале 40-х годов XIX века в городе все еще была одна единственная улица.
Ялта сегодня:
К вечеру первого дня путники прибыли в Алупку, где заночевали в придорожной сакле.
В 1820 г. не было в Алупке еще ни знаменитого Воронцовского дворца (начат постройкой в 1828 г.), ни парка (заложен в 1824 г.)
Из Алупки выехали на рассвете, поскольку дорога предстояла долгая и трудная. Между Симеизом и Кикенеизом (ныне Оползневое) был самый опасный переезд. За скалами Дива и Монах узкая тропа шла через опасные пропасти и подъемы, и пробираться приходилось медленно и осторожно. За деревней Кикенеиз через 12 верст надо было преодолеть так называемую Чертову лестницу (или Шайтан-Мердвен).
«По горной лестнице взобрались мы пешком, держа за хвост татарских лошадей наших. Это забавляло меня чрезвычайно и казалось каким-то таинственным восточным обрядом», — писал Пушкин. Но больше его поразила одинокая береза, которую он увидел на горе: «...северная береза! Сердце мое сжалось: я начал уж тосковать о милом полудне, хотя все еще находился в Тавриде...»
Татарские лошадки среди березок на Ай-Петри.
С Яйлы путники спустились в живописную Байдарскую долину.
У нас на сайте есть замечательная тема Наталии Пузыревой "КРЫМ. БАЙДАРЫ. МАЛЫЙ КАНЬОН КРЫМА"
http://davaipogovorim.mirtesen.ru/blog/43057155000/Kryim.-Ba....
И тема Елены "...И СНОВА КРЫМ! ФОРОС. БАЙДАРСКИЕ ВОРОТА. ХРАМ СВЯТОГО АРХИСТРАТИГА МИХАИЛА В ОРЕАНДЕ"
http://davaipogovorim.mirtesen.ru/blog/43616451441/6.-...I-s...
А я что-то давненько там не была, может, даже на цифре и фото нет. Вот нашла позапрошлогодние фото Форосской церкви - ездили в кафе чебуреков поесть, со смотровой площадки у кафе и засняли. Но построена церковь была в 1888-1892 гг., так что Александр Сергеевич ее не видел.
Из Байдарской долины путники двинулись к Георгиевскому монастырю, расположенному на крутой скале у мыса Фиолент. Лестница, вырубленная в обрыве, вела прямо к морю. «Георгиевский монастырь и его крутая лестница к морю, — вспоминал поэт, — оставили во мне сильное впечатление».
Лестница к морю сейчас.
А внизу - Яшмовый пляж
Георгиевский монастырь на старинной литографии:
И мы идем к Георгиевскому монастырю дорогой, которая, наверное, мало изменилась с Пушкинских времен.
По легенде монастырь был основан в 891 году таврическими греками-мореплавателями, которых у Фиолента настигла буря.Судно едва не разбилось о прибрежную скалу, но моряки взмолились святому Геогрию Победоносцу, и буря утихла, а на скале они нашли икону святого Георгия. В благодарность за спасение моряки основали на береговом склоне обитель с пещерной церковью во имя Георгия Победоносца. На самой скале был установлен крест.
Крест на Георгиевской скале:
На подходах к монастырю установленая Пушкинская смотровая площадка-ротонда.
А это - местный житель. Говорят, что кот находится на этой площадке почти постоянно.
А этот Рыжик бегал по территории самого монастыря
И эта Киса тоже
Монастырские ворота
Саятой источник с купелью
Вырубленные в скале монастырские постройки.
Георгиевский собор
После осмотра монастыря Пушкин отправился на мыс Фиолент, где по преданию, находились остатки храма богини Дианы или Артемиды.
И.К. Айвазовский. Георгиевский монастырь. Мыс Фиолент (1846 г.)
Пушкин позже напишет: «Тут же видел я и баснословные развалины храма Дианы. Видно, мифологические предания счастливее для меня воспоминаний исторических, по крайней мере тут посетили меня рифмы».
К чему холодные сомненья?
Я верю: здесь был грозный храм,
Где крови жаждущим богам
Дымились жертвоприношенья...
Здесь успокоена была
Вражда свирепой Эвмениды:
Здесь провозвестница Тавриды
На брата руку занесла!
На сих развалинах свершилось
Святое дружбы торжество,
И душ великих божество
Своим созданьем возгордилось...
На следующий же день путники верхом выехали из Георгиевского монастыря. По дороге Пушкин простудился и в Бахчисарай приехал совсем больным.
Тем не менее, поэт посетил знаменитый Ханский дворец: «Я обошел дворец с большой досадою на небрежение, в котором он истлевает, и на полуевропейские переделки некоторых комнат». (Комнаты были переделаны по приказу Потемкина к приезду Екатерины II в 1787 г.). Пушкин также упоминает об «Испорченном фонтане», развалинах гарема и ханском кладбище.
Бахчисарайский дворец сегодня:
О Бахчисарае у нас на сайте есть подробный и интереснейший рассказ Елены:
http://davaipogovorim.mirtesen.ru/blog/43965488471/Obzornaya...
В поэме «Бахчисарайский фонтан» Пушкин пишет:
Над ним крестом осенена
Магометанская луна
(Символ, конечно, дерзновенный,
Незнанья жалкая вина).
Еще в Петербурге Пушкин слышал старинную легенду о любви хана Гирея к польской княжне Марии Потоцкой — его пленнице в роскошном бахчисарайском дворце. Хан был пленен ее красотой. Но Марию убили по приказу любимой жены хана, которую он забыл ради новой пленницы. Гирей жестоко расправился с женой, а над могилой Марии воздвиг мраморный памятник-фонтан, который стали называть «фонтаном слез». Уже и тогда этот рассказ взволновал воображение Пушкина.
Пушкин не придавал значения достоверности легенды. Само предание послужило ему толчком к оригинальной разработке сюжета. О той таинственной женщине, которую Пушкин «безумно любил» и от которой услышал легенду, он говорит: «Признаюсь, что одною мыслью этой женщины дорожу я более, чем мнением всех журналов на свете и всей нашей публики».
В 1822—1823 гг. Пушкин написал поэму «Бахчисарайский фонтан», впервые опубликованную в марте 1824 в Петербурге.
Из Бахчисарая Пушки отправился в Симферополь, куда и прибыл 20 сентября 1820 г. Город не особо понравился поэту. Во всяком случае, он ничего не написал о посещении этого губернского города.
У меня тоже даже и толком фото Симферополя нет - ж/д вокзал, да аэропорт. Поэтому интересующихся опять отправляю к теме Елены:
http://davaipogovorim.mirtesen.ru/blog/43717924950/Obzornaya...
В Симферополе поэт жил в усадьбе француза Феликса де Серра. Позже это строение стали именовать «домом Щедрина» (современный адрес: ул. Кирова, 29). В октябре 2014 г. (!) местные власти распорядились снести этот красивый особняк.
Из Крыма Пушкин отправился в Кишинев, куда его непосредственного начальника в ссылке генерала Инзова перевели генерал-губернатором Бессарабской области.
В советское время в Крыму три населенных пункта получили название Пушкино. Поэту были воздвигнуты памятники в Симферополе, Ялте, Гурзуфе (два), Бахчисарае (два), Феодосии и Керчи. Не менее двадцати улиц в Крыму названы в честь Пушкина.
В 1980-х годах в доме Ришелье на территории санатория «Пушкино» был открыт музей Пушкина.
Памятник Пушкину в санатории "Айвазовское" в Партените.
СПАСИБО ВСЕМ ЗА ПРОГУЛКУ СО МНОЙ!
Свежие комментарии