ДАВАЙ ПОГОВОРИМ

10 841 подписчик

Свежие комментарии

  • Ирина Осипова
    Вы абсолютно правы.👍👍👍День неполного ос...
  • Ирина Осипова
    вот это действительно очень-очень мерзко и гадко!!!!🤮🤮🤮День неполного ос...
  • Traveller
    А не напомнить ли Вам, голубчик, кто открывал этот самый гадюшник - "ельцин-центр"? И кто носит подарочки на день рож...День неполного ос...

Почему у Пушкина русалка на ветвях сидит? Забытый факт о славянских русалках, который многих удивит

Представьте русалку. Что, если я скажу, что образ, который возник в вашей голове, навеян западной культурой? Да, дева с рыбьим хвостом — плод чужой мифологии. Потому и сидеть на ветвях такая русалка не смогла бы: попробуй-ка взобраться на дерево с рыбьей половиной туловища. Не поскользнуться, удержаться, да и вообще пристроить там мягкую точку.

А у Пушкина красавица сидела. В чём же дело?

Как представляли русалок на Руси

В русском языке слово «русалка» впервые было замечено в 1740-х годах. Зато с XII—XIII веков в памятниках встречается древнерусское слово «русалия». В. М. Мокиенко пишет, что оно обозначало праздник Троицы и сопровождавшие его языческие обрядовые игры. Слово «русалка» — производное от названия этого праздника, если перевести буквально, «существо, чествуемое в праздник русалий».

У славян были и другие имена для русалок: водяная, шутовка, водяница, берегиня, мавка, майка. Считалось, что это один из самых опасных видов нежити, поскольку ими становились неупокоенные мертвецы. Обычно девицы-утопленницы, просто погибшие до свадьбы девушки или дети.

Русалок представляли нагими или одетыми в белую рубаху и с венком на голове, но обязательно с распущенными волосами. Как правило, зелёного цвета. Традиции по отношению к женщинам в этом смысле были непреклонны: незамужняя девица всегда носила косу, вышедшая замуж — две косы, собранные венком. Ходить с распущенными волосами себе никто не позволял.

Русалки же легко могли это делать, причём жили они не обязательно в воде. Согласно славянской мифологии, наткнуться на них было реально и в поле, и в лесу. Эти создания качаются на деревьях, нападают на людей, чтобы защекотать их до смерти, или поджидают путников на берегу реки, расчёсывая свои шикарные волосы.

Заметьте, ни о каком рыбьем хвосте речи не идёт. Потому что в русском фольклоре это атрибут других существ — фараонок, полудев-полурыб. Своё название они получили под влиянием библейского сюжета о затонувших египтянах, войске «фараона лютого», погнавшегося за Моисеем и евреями.

Море сомкнулось над головами египтян, а пострадавшие люди превратились в мифических существ с рыбьим хвостом. Даже коней не обошла эта участь. Девушек, воплощавших привычный нам образ русалки, прозвали фараонками, но отождествлять их с уже имевшейся в фольклоре девицей стали не сразу.

Напротив, в некоторых областях ничего не знали о фараонках. И у Пушкина на ветвях сидит традиционная славянская русалка — девушка с распущенными волосами и без рыбьего хвоста. Взобраться на дерево и расположиться там не составило для неё труда, ведь у нашей русалки есть то, чего не хватает западному аналогу. У неё есть ноги.

Русалка в традиционном представлении, рис. И. Билибина

Современный образ мифической девы, конечно, далёк от исконных представлений. Зато теперь вы знаете, зачем Александр Сергеевич поместил на дерево магическое существо.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх