История Джеймса Эдвина Уайда
Мистер Джеймс Эдвин Уайд в конце 80-х годов XIX века трудился на железнодорожной станции небольшого городка Эйтенхахе в Южно-Африканской республике сигнальщиком. Среди коллег по работе его знали по кличке jumper – «прыгун». А все из-за того, что Джеймс любил лихо перепрыгивать с вагона на вагон во время движения поездов на перегоне возле его станции.
Не даром существует пословица, что все правила техники безопасности написаны кровью. Рано или поздно беспечный мистер Уайд должен был это ощутить «на своей шкуре». И ощутил. Правда, на своих лодыжках. Однажды он, неудачно прыгнув, попал под колеса движущегося вагона. Мужчине отрезало обе ноги.
Работу на железной дороге Джеймс любил, да и альтернативы зарабатывания на жизнь (чтобы уйти на «легкий труд») у него не было. Уайд собственноручно смастерил тележку для передвижения и протезы. Однако работать без своих ног было очень сложно.
Как купить на рынке помощника
Однажды уже начинающий падать духом Джеймс Эдвин Уайд отправился на своей тележке за продуктами на городской рынок Эйтенхахе. Там инвалид увидел обезьяну, которая искусно управляла тележкой с различными товарами своего хозяина-торговца, лавируя между посетителями рынка. Приматом был papio ursinus — павиан медвежий, или, как его еще называют, «чакма». И тут у Джеймса мелькнула идея.
Мистер Уайд прикинул, что умная обезьяна, которая умеет управлять движением повозки, вполне могла бы помогать и ему, толкая его инвалидную каталку. Джеймс обратился к хозяину примата с просьбой продать ему ловкое животное. Торг длился довольно долго. В конце концов владелец обезьяны, преимущественно из-за жалости к безногому человеку, согласился на сделку.
Отдав обговоренную сумму, вместе с обезьяной Джеймс Эдвин Уайд получил от ее бывшего хозяина и «инструкцию по эксплуатации» примата. Оказалось, что павиана зовут Джек и «за спасибо» он никогда не станет работать. За перемещение тележки с товаром по рынку животное всегда получало награду – два-три глотка настоящего бренди.
Хвостатый товарищ
Джеймс Эдвин Уайд жил один. До несчастного случая у мужчины было несколько друзей, которые, впрочем, впоследствии отвернулись от инвалида. Сначала павиан Джек, кроме своих «прямых обязанностей» по транспортировке сигнальщика из дома к месту работы на станции, выполнял нехитрую работу. Примат подметал пол и выносил мусор.
Так как на работе обезьяна вынуждена была находится вместе со своим хозяином, Джеймс Уайд стал поручать Джеку несложные задания. Например, примат очень быстро научился передавать проводникам или водителям грузовиков ключи от станционного склада с углем, которыми заведовал инвалид-сигнальщик.
Увидев, насколько смышленым является павиан, Джеймс со временем решил превратить его в своего коллегу. Мистер Уайд заключил с приматом настоящий контракт, по которому человек обязывался обеспечивать животное пищей и кровом. Джек взамен должен был помогать человеку не только дома, но и на работе. В контракте даже был прописан пункт об одежде и рабочей форме обезьяны. По договору павиану они не полагались, так как он мог «выращивать их самостоятельно»
Павиан-напарник
Каждый рабочий день Джеймса и Джека начинался с дороги длиной в полмили из дома к железнодорожной станции Эйтенхахе. Павиан помогал человеку выехать на тележке на горку, потом запрыгивал на ноги к мистеру Уайду, и вниз они вдвоем скатывались на инвалидной коляске. Примат был настолько смышленым и ответственным, что Джеймс решил обучить его всем премудростям работы сигнальщика.
И это оказалось весьма несложно. Поезда, которые подходили к станции, давали определенное количество свистков – число звуковых сигналов соответствовало номеру колеи, на которую следовало перевести состав. Павиан внимательно наблюдал за работой человека, запоминая весь «алгоритм действий» сигнальщика. Меньше чем через месяц Джек самостоятельно, без подсказок и помощи мистера Уайда (который в это время сидел в своей кабинке сигнальщика), начал управлять путевыми рычагами и стрелками.
Вполне естественно, что скоро павиан Джек стал местной достопримечательностью. На его работу специально приходили посмотреть приезжие, о «напарниках» писали не только местные, но и британские газеты. Все было хорошо, однако вскоре Джеймс и Джек стали причиной довольно громкого скандала. Инициатором «шумихи» и последующих служебных разбирательств стала одна богатая леди, которая увидела, как обезьяна переводит железнодорожные стрелки перед движущимся поездом.
Обезьяний экзамен
Дама, возмущенная увиденным на станции Эйтенхахе, немедленно написала жалобу в городскую администрацию. Чиновники тут же поспешили с проверкой. По документам они знали, что Джеймс Эдвин Уайд, будучи инвалидом, работает с помощником. Однако в администрации никто даже не догадывался что «помощник» этот – обезьяна.
Проверяющий приехал на станцию, где с удивлением увидел, что жалоба состоятельной госпожи оказалась правдой. Инспектор составил доклад своему начальству и «напарников» уволили.
Не имея возможности зарабатывать на жизнь, Джеймс Уайд начал «бомбить» городскую администрацию просьбами протестировать их работу и убедиться в полной компетентности павиана-сигнальщика. В конце концов руководство сдалось, и, собрав комиссию, согласилось принять у Джека «обезьяний экзамен».
Во время теста Джеймс имитировал своим свистком сигналы приближающихся к стрелкам паровозов. Джек спокойно и абсолютно точно «делал свою работу». Экзаменаторы даже провели практическое испытание, которое примат выдержал на отлично. Он не только верно перевел стрелки по сигналу поезда, но и «проследил», правильно ли был переключен рычаг.
Джек-сигнальщик на довольствии
Придраться инспекторам было не к чему. Кроме того, такой «тандем» не мог не впечатлить даже закостенелых бюрократов. Постановлением администрации в тот же день Джеймс Эдвин Уайд был восстановлен на работе. Павиана Джека же приняли на должность сигнальщика официально. По трудовому договору примату было назначено ежедневное жалование размером в 20 центов. Кроме того, Джек получил право на полпинты пива в конце рабочей недели.
С этого времени примата все стали называть не иначе, как Jack the Signalman – «Джек-Сигнальщик». Вместе со своим «бригадиром» павиан проработал на железнодорожной станции Эйтенхахе без малого 10 лет. За все время, пока Джек исполнял обязанности сигнальщика, он ни разу не ошибся. Несмотря на то, что постоянно был «навеселе» – Джеймс Уайд помнил, что лучше всего напарник работает после нескольких глотков бренди.
Умер Джек-Сигнальщик в 1890 году от легочного туберкулеза. Череп павиана до сих пор хранится в музее Олбани южноафриканского города Грехамстаун. На самой же железнодорожной станции Эйтенхахе одну из стен украшают фотографии Джека и его напарника Джеймса Уайда.
Свежие комментарии