На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ДАВАЙ ПОГОВОРИМ

10 848 подписчиков

Свежие комментарии

  • Ирина Осипова
    Вы абсолютно правы.👍👍👍День неполного ос...
  • Ирина Осипова
    вот это действительно очень-очень мерзко и гадко!!!!🤮🤮🤮День неполного ос...
  • Traveller
    А не напомнить ли Вам, голубчик, кто открывал этот самый гадюшник - "ельцин-центр"? И кто носит подарочки на день рож...День неполного ос...

Всемирный день фотографии. Что снимали первые русские фотографы

12 июля отметили День фотографа,
а сегодня ещё один праздник
19 августа - Всемирный день фотографии  (World Photography Day)
Дата праздника была выбрана в связи с тем, что в этот день в 1839 году широкой общественности был представлен метод получения отпечатка фото - дагерротипа, прототипа фотографии. Данное изобретение принадлежит Луи Жаку Манде Дагера, у которого патент на столь перспективную инновацию выкупило правительство Франции, оно и провозгласило его изобретение «подарком миру». Ведь изобретение Дагера стало первым шагом на пути к фотографии как общедоступной «технологии».
В России фотоискусство получило распространение  следом за Европой. При содействии Академии наук в распоряжении первых фотоспециалистов появились описания фотографических процессов, первая аппаратура, химикаты и образцы снимков. Фотографами в России хотели быть представители любых сословий. Прошения об открытии фотодела подавали все – ученые, врачи, крестьяне и чиновники. Но наибольших успехов в новом виде искусства, разумеется, добивались выходцы изобразительно-художественной школы.

Первый российский фотографический аппарат

Изобретателем российского фотографического аппарата и пионером портретного фотоискусства остался в истории полиграфист Алексей Фёдорович Греков.
Фотографический аппарат Грекова состоял из трех секций-ящиков. Первая представляла собой камеру-обскуру, вторая отвечала за йодирование пластин, а в третьей пластины уже проявлялись под воздействием ртутных паров.

Алексей первым из русских искусников освоил калотипию - получение негатива на пропитанной светочувствительным раствором бумаге. Сразу же после открытия дагеротипии французом Луи Дагером, Греков усовершенствовал технологию и упрочил изображение. В этот же период Греков открыл пилотный художественный салон портретной фотосъемки.

Единственный снимок с Гоголем и первая фоторетушь

Еще один русский первооткрыватель в фотоискусстве - Сергей Левицкий.
Стартовые снимки были сделаны им в ходе кавказской экспедиции в 1842-м. Эта поездка стала рубежом для творчества — канцелярский служащий покинул свое место и посвятил себя отныне только фотографии. За снимки из Пятигорска и Кисловодска фотограф удостоился на парижской фотовыставке золотой медали. Путешествуя по Риму, Левицкий сфотографировал членов русской общины — этот снимок стал единственным с Николаем Гоголем.
Снимок Левицкого с Гоголем. /Фото: i.mycdn.me
Снимок Левицкого с Гоголем
Впоследствии он же стал автором первой коллективной фотографии представителей «Современника» - Тургенева, Григоровича, Толстого, Островского и Гончарова.
Групповой портрет русских писателей круга журнала «Современник» Гончаров Иван Александрович, Иван Сергеевич Тургенев, Лев Николаевич Толстой, Григорович Дмитрий Васильевич, Дружинин Александр Васильевич и Островский Александр Николаевич. Фото С.Л. Левицкий 1856 г.

Императрица Мария Александровна в объективе Левицкого. /Фото: i.pinimg.com
Императрица Мария Александровна в объективе Левицкого. /Фото: i.pinimg.com

В Санкт-Петербурге фотомастер открыл дагеротипную мастерскую-фотоателье «Светопись», одним из первых предложив на суд зрителя фотоколлажи и ретушь. Параллельно Левицкий занимался и техническим сопровождением творческого процесса. По его чертежам была сконструирована «гармошка» - камера с мехами для облегчения фокусировки облегченного фотоаппарата. В объектив Левицкого попали Николай I, Александр II и иные представители царского двора — фотограф успел запечатлеть аж четыре поколения российских правителей.
Император Александр II и императрица Мария Александровна
1865. Цесаревич Александр Александрович
1888. Семья императора Александра III
Обратная сторона фотокарточек Левицкого
В 1877-м Левицкого и его старшего отпрыска, работавшего в паре с отцом, удостоили звания «Фотографы Их Императорских Величеств».

Летописец петербургской жизни

Отец русского фоторепортажа Карл Булла. /Фото: bagira.guru
Отец русского фоторепортажа Карл Булла. /Фото: bagira.guru


Карла Буллу принято считать в России отцом фоторепортажа и летописцем петербургских будней. Он в числе первых занялся уличными фотосъемками и был единственным фотографом, получившим нагрудный почетный знак «Фотограф Санкт-Петербурга». Сухими броможелатиновыми пластинами, производимыми мастером в собственной лаборатории, пользовались фотографы всего мира.

Петербург, 1900 год. Автор - К.Булла. /Фото: mtdata.ru
Петербург, 1900 год. Автор - К.Булла. /Фото: mtdata.ru
Реклама ателье К. К. Буллы, 1902 год

Булла запечатлел на талантливых снимках самые значимые российские события того периода: спуск «Авроры» на воду, наводнение 1903-го в Санкт-Петербурге, празднование 300-летнего юбилея дома Романовых, революционные события 1917 года. В его собственной типографии отпечатаны открытки со столичными видами.
Обрушившийся Египетский мост
Карл Булла. Невский проспект. 1903
Работы Булла-репортера покупали как отечественные газеты и журналы, так и иностранные, в частности, немецкие печатные СМИ. Выполнял Карл Булла и портретные работы, зафиксировав в веках императора Николая II, Столыпина, Горького, Шаляпина, Кшесинскую и др.
Вера Комиссаржевская в домашней обстановке 1890-е Фотоателье Карла Буллы
Максим Горький, Владимир Стасов, Илья Репин, Наталья Нордман-Северова в саду 1904 год
Булла Карл Карлович
Балерина Анна Павлова на репетиции с педагогом Энрико Чекетти в своей студии 1907 год
Фотоателье Карла Буллы
Илья Репин и Наталья Нордман-Северова читают сообщение о смерти Льва Толстого 20 ноября 1910
Фотоателье Карла Буллы
Художник Александр Бенуа 1910 год
Фотоателье Карла Буллы
В бассейне школы плавания
В центре бассейна в окружении учеников – Леонид Романченко, у края бассейна (поднятый над водой) – писатель Александр Куприн
1913 год Фотоателье Карла Буллы
Максим Горький и Мария Андреева позируют Илье Репину в усадьбе «Пенаты» 18 августа 1905 Фотоателье Карла Буллы
Илья Репин пишет в своей мастерской портрет Федора Шаляпина, февраль 1914
Булла Карл Карлович
Проводы поэта Бенедикта Лившица в армию, август 1914
Булла Карл Карлович
«Черный квадрат» К. Малевича на выставке в Художественном бюро Н. Добычиной
1 декабря 1915 - 31 января 1916
Фотоателье Карла Буллы

Первая русская женщина-фотограф

Портрет Елены Мрозовской

Студия Елены Морозовской. /Фото: mtdata.ru
Студия Елены Мрозовской. /Фото: mtdata.ru
Черногорка по происхождению Елена Мрозовская (изначально Княжевич) успела поработать и учителем, и продавцом магазина. Свой путь фотографа женщина начинала любителем. После окончания в 1892-м фотографических курсов при научно-техническом обществе Санкт-Петербурга продолжила профильное образование в Париже. Вернувшись домой, открыла на столичном Невском проспекте собственное фотоателье.
Мрозовская была человеком светским, входила в ряды Дамского фотографического кружка при Русском женском взаимно-благотворительном обществе.
Портрет Н.А. Римского-Корсакова, 1895 год

А.К. Глазунов. 1895 г
Вращаясь в творческих кругах, регулярно снимала литераторов, артистов и художников. Фактически она являлась придворным «светским хроникером», будучи автором серии фото со знаменитого костюмированного бала в 1903-м в Зимнем дворце и большинства театральных премьер спектаклей в начале 20 века. Особенно хорошо ей удавались детские фотопортреты.
Детский портрет, 1893 год

Источник

Картина дня

наверх