Фильму "Вий" уже больше полувека.
"Вий" называют первым советским фильмом ужасов. И действительно те сцены, где Панночка летает в гробу и другими путями пытается добраться до Хомы Брута, были действительно страшными. Вот только сцена, где появлялся главный ужас - собственно Вий, вызывает улыбку и недоумение.
Но это не вина режиссёров, по их замыслу Вий был совершенно другим. Более того, если бы им дали снять то, что они задумали, то у нас был бы первый эротический фильм ужасов.
Но обо всём по порядку.
Идея экранизация повести Николая Васильевича Гоголя "Вий" принадлежала Пырьеву. Но из-за занятости он решил доверить режиссуру двум начинающим режиссёрам Константину Ершову и Георгию Кропачёву.
Первое что сделали молодые режиссёры, это стали искать эротические подтексты в повести Гоголя. К примеру, полёт ведьмы на Хоме, они интерпретировали как сексуальную метафору. "Панночка, легко ступая по земле, манит за собой Хому, снимая с себя одежду. Околдованный ею, он следует её примеру. Панночка зовёт Брута за собой, и он послушно идёт. Когда же они, наконец, приближаются друг к другу, Хома хватает её за волосы, и они поднимаются в небо". Начинающие режиссёры решили так интерпретировать полёт, описанный в повести. И что именно это имел в виду Гоголь.
Режиссёрские эскизы Георгия Кропачёва
"Они правы, надо только повнимательней вчитаться в Гоголя", - вспоминал Леонид Куравлёв.
И именно фильм с таким подтекстом молодые режиссёры и начали снимать.
Кроме того, были отсняты хуторные сцены, где показаны мистические верования и традиции тех лет. Это были массовые сцены с песнями и плясками, с хороводами и гаданиями, празднованием Ивана Купала, в которых присутствовали обнажённые русалки.
Но Пырьев, просмотрев отснятые сцены, распорядился прекратить самовольничать и снимать именно то, что написано в повести, более сдержано, безо всяких эротических интерпретаций. Как молодые режиссёры не упрашивали дать им снять их видение, это было бесполезно. В итоге, можно с большим трудом предположить о каком-то сексуальном подтексте всего полёта.
Как уже было сказано выше, Пырьеву категорически не понравился весь отснятый материал, и поэтому, чтобы спасти фильм, он решил приставить к молодым режиссёрам наставника, который бы следил за их рвением и направлял в нужное русло. Так на съёмочной площадке появился художественный руководитель, которым Пырьев выбрал прославленного режиссёра Александра Птушко, автора фильмов "Илья Муромец", "Садко", "Руслан и Людмила", которые вроде и сказки, но с претензией на сказки для взрослых, своего рода древнерусское фэнтези (хоть такого термина тогда ещё никто в СССР не знал). Птушко сразу заявил молодым режиссёрам, что никакая мистика, а тем более эротика его не интересует. И в фильме главное – зрелищность.
Птушко, решил снимать то, что у него лучше всего получалось – зрелищную сказку. Он активно берётся за работу. Именно на этом этапе была заменена актриса, играющая главную роль – Панночку.
Когда режиссёры Константин Ершов и Георгий Кропачёв взялись за работу над фильмом "Вий", то пригласили на пробы много замечательных молодых актрис. Вот несколько имён, из тех кто пробовался на роль: Ада Роговцева, Елена Санько, Жанна Болотова, Светлана Коркошко. Но никто из них не устроил режиссёров. Вот то немногое из фотопроб, что мне удалось найти
Но когда Георгий Кропачёв увидел Александру Завьялову, он понял, что больше проб проводить не надо - актриса найдена
Именно с Завьяловой в главной роли началась работа над фильмом. Но когда с ней уже было отснята почти половина материала, актрису вдруг срочно меняют, и всю работу приходится начинать сначала
Почему? На это есть несколько версий.
Первая: Александра Завьялова была вынуждена отказаться от роли из за болезни.
Вторая: Она была занята на съёмках в другом фильме - "Четыре страницы одной молодой жизни" Резо Эсадзе. И, вроде как, режиссёр, у которого в тот период времени был роман с Завьяловой, запретил ей сниматься в другой картине, пока он не закончит фильм. Исадзе лично звонил Кропачёву и попросил снять актрису с роли
Третья: Завьялова считалась неблагонадёжной из за романа с американским бизнесменом и её снял с роли лично Пырьев.
В любом случае, директор Мосфильма Пырьев, который плотно курировал процесс съёмок, решил пригласить на роль Паночки Наталью Варлей, которая очень удачно дебютировала у Гайдая.
Для тех сцен, что задумал Птушко, ему нужна была не просто актриса, а эквилибристка.
© Мосфильм, 1967, Кадр из х/ф "Вий", реж. К. Ершов и Георгий Кропачёв
© Мосфильм, 1967, Кадр из х/ф "Вий", реж. К. Ершов и Георгий Кропачёв
В её пользу была цирковая подготовка, ведь Панночке необходимо было летать в гробу по церкви, а компьютерной графики тогда ещё не было
Вся отснятая с Завьяловой плёнка была смыта. Но увидеть её в фильме всё же можно. Остался один эпизод, который не заменили и в котором в роли Панночки видна первоначальная актриса
Вот этот кадр из фильма.
© Мосфильм, 1967, Кадр из х/ф "Вий", реж. К. Ершов и Георгий Кропачёв
Птушко, имевший опыт съёмок всевозможной нечисти в своих прежних фильмах, всё взял в свои руки. Именно с его подачи в фильме появились вороны (которых пришлось ловить всей съёмочной группе), чёрные кошки и упыри с вурдалаками. Ершов и Кропачёв хотели всё нечисть сделать более простонародной – с головами баранов, лошадей и другой живности.
Режиссёрские эскизы Георгия Кропачёва
Но для Птушко — это слишком просто. Он высмеивает идею о баранах и лошадях и принимает решение делать живых скелетов, многоглазых вурдалаков, трёхносых карликов, крылатых демонов и другую невиданную нечисть.
© Мосфильм, 1967, Кадр из х/ф "Вий", реж. К. Ершов и Георгий Кропачёв
Но главное чудище фильма – всё-таки Вий.
За его образ Ершов и Кропачёв боролись до конца. Ведь появление Вия они воспринимали как главную метафору фильма. Вот каким видели его молодые режиссёры
Режиссёрские эскизы Георгия Кропачёва
В Вия должен был превратиться сотник, отец Панночки, появившись в церкви из земли, пробитая пол.
© Мосфильм, 1967, Кадр из х/ф "Вий", реж. К. Ершов и Георгий Кропачёв
И именно такому персонажу должны были поднимать веки эта всевозможная нечисть. Убитый горем отец и самое страшное чудище – один и тот же персонаж. Этим режиссёры хотели показать, насколько относительны понятия добра и зла.
Режиссёрские эскизы Георгия Кропачёва
Но эта метафора не понравилась ни Пырьеву, ни Птушко. И в итоге Александр Птушко сам берётся за изготовление главного чудища фильма.
Александр Птушко за изготовлением костюма Вия", © Мосфильм, 1967 год
Костюм перешивали десятки раз. Итогом стал образ, который мы все видели в фильме: гипс, мешковина, паутина, корни деревьев в качестве рук и ёлочные игрушки вместо глаз.
© Мосфильм, 1967, Кадр из х/ф "Вий", реж. К. Ершов и Георгий Кропачёв
Этот костюм весил более центнера. Поэтому одевать в него пришлось настоящего атлета – силового акробата Николая Степанова.
© Мосфильм, 1967, Кадр из х/ф "Вий", реж. К. Ершов и Георгий Кропачёв
Вот только когда это чудище появляется в фильме, он, по мне, перестаёт быть страшным, а становится скорее смешным. Ведь этот Вий вызывает не ужас, а улыбку
© Мосфильм, 1967, Кадр из х/ф "Вий", реж. К. Ершов и Георгий Кропачёв
Свежие комментарии