Этикет и обращение на «вы» к собственному супругу
Большинство догм, которые использовались, касались регламентирования самой щепетильной темы человеческих отношений – гендерного различия и отношений между мужчинами и женщинами. Жизнь дворян и без этого регулировалась этикетными ограничениями при малейшем телодвижении. Соблюсти определенные условности нужно было при первой встрече, прощаясь, ожидая визита, принимая гостей или отправляясь к ним, даря подарки и уж, тем более, отправившись на бал. Это и отличало дворянство от других слоев населения – крестьянства или духовенства.
Правил было столько, что выучить их за день-два было попросту невозможно, поэтому манерам обучали с детства, ведь нужно было не просто вести себя определенным образом, но еще и вести светскую беседу, а это отдельная наука. Причем глубина знаний здесь не играла никакой роли, важно было уметь говорить обо всем и сразу. Умело переходя от одной темы к другой. Это требование объяснялось тем, что разговор должен был быть интересен всем собравшимся (в том числе и совсем юным дамам), а потому затрагивать максимально возможное количество тем.
Дворянство отличалось еще и тем, что все к друг другу обращались на «вы», это можно увидеть в русской классической литературе, где масса примеров, как супруга обращается так к мужу, а брат – к сестре. Это еще один способ держать себя в рамках приличия, пусть даже с человеком и связывают очень тесные взаимоотношения.
Огромную роль играл внешний вид, прежде чем отправиться в свет, дворянин должен был нарядиться. Прийти одетым кое-как считалось неприличным, чего доброго подумают, что он обеднел, а это тоже было моветоном. Вообще о деньгах было принято говорить так, словно их много, в достатке или избытке. Бедность и ограниченность в средствах в этих кругах считались неприличными и постыдными.
Визиты и их строгий подсчет
Большинство домов, считающихся модными, чьи хозяева вели насыщенную светскую жизнь, с утра пораньше готовились ко встрече многочисленных визитеров, а хозяева то и дело занимались их приемом и развлечением.
Познакомиться просто так было нельзя, официально знакомыми люди считались только после того как их представили друг другу, причем сделать это должен был кто-то третий – общий знакомый. Старшим (женщинам) называли имя, фамилию, титул, а они в ответ представлялись сами.
Балы и другие светские развлечения
О том, что та или иная семья проводит бал, становилось известно заблаговременно. Пригласительные рассылались примерно за неделю. Ведь приглашенным еще предстояло выбрать наряды, в которых они бы явились на мероприятие. Девицам обсудить друг с другом прически и цвет платьев, швеям закончить последние приготовления, маменькам дать последние наставления. В общем, дел было невпроворот.
Время прибытия на бал зависело от того, кто приглашал. Если речь шла о придворном мероприятии, то явиться следовало на час раньше. Если приглашали дворяне, то стоило, напротив, задержаться. Гости сначала приветствовали хозяев, затем уже остальных своих знакомых, даже если для этого приходилось пройти через всю залу. Входить в зал по одному было неприлично, к тому же, каждого входящего представляли собравшимся.
Не хочешь танцевать? Заставим!
Следующая весьма забавная традиция – ангажирование дам. Несмотря на то, что это подавалось как приглашение, и дама вполне могла отказаться, все это очень похоже на дележку и благотворительность. Но обо всем по порядку.
Девушки на выданье и молодые люди, соглашаясь прийти на бал, соглашались и на обязательное условие: пришел - танцуй. Причем если был какой-то дефицит девушек или кавалеров, то танцевать нужно было бы и с теми, кто неприятен. Но, даже подать вид, что тебе скучно с этой дамой – нельзя, необходимо было искренне и живо проявлять к ней интерес. Хозяин дома и его сыновья должны были потанцевать с каждой дамой за вечер, то есть хозяева-мужчины таким образом выказывали свое радушие.
Дамам тоже было нелегко, ведь если она была свободна на этот танец, то не могла отказать одному и пойти танцевать с другим. С молодым человеком, который ей не представлен, танцевать тоже считалось крайне неприличным.
Правила касались даже выражения лица, на балу следовало быть веселым и радостным, прийти с кислой миной было бы равнозначно тому, чтобы сплясать на похоронах. При этом, всячески следовало избегать тем, которые бы могли стать причиной споров и разногласий, любые недомолвки решались за стенами залы. Несмотря на то, что протокол велел всем танцевать со всеми, а танцевать три танца с одним и тем же партнёром и вовсе считалось чем-то неприличным. При этом выказывать ревность было верхом невежества, особенно со стороны женщин. Вообще дама должна была вести себя тихо и бесшумно, передвигаясь мягко, на цыпочках.
Дамам, да и вообще никому, не предстало громко смеяться, бросать недвусмысленные взгляды, жеманничать, ломаться. Одни бы сочли это дурным воспитанием, другие пожалели, мол, девушка и вовсе погибает без внимания со стороны кавалеров.
Если же на вечер пришла пара, то вместе они должны были станцевать максимально возможное количество танцев (три), а остальные подарить другим гостям. При этом танец с женщиной, с которой молодой человек пришел, был обязательным условием.
У дамы было несколько причин, почему она могла отказаться от танца:
• она уже обещала станцевать с другим молодым человеком, то есть танец ангажирован;
• они уже танцевали с этим кавалером трижды за вечер или предыдущий танец;
• дама хочет отдохнуть и не танцевать вовсе, отправившись в другую комнату;
• кавалер без перчаток (весьма актуальное требование по современным меркам);
Если дама отказала кавалеру, то это означало, что этот танец она пропускает. Если дама забывала, что обещала танец и шла танцевать с другим, а тут объявлялся законный «владелец» танца, то у последнего был приоритет. А дама извинившись, могла предложить первому кавалеру другой танец. Конфликт на этом бывал исчерпан. Если же кавалер забывал о танце, то наказание было куда более жестким. Порицание исходило не только от самой забытой дамы, но и от всего общества.
Во время танца кавалер не мог держать ее за открытые декольте, плечи, спину или руки, оба же должны были быть в перчатках. Проще говоря, нельзя было касаться обнаженной кожи. Прижиматься к друг другу, конечно же, было нельзя, но и держаться слишком далеко – тоже. Танцующие должны были перекинуться парой слов, но говорить без умолку – дурной тон.
Очень важно было то, насколько хорошо танцует кавалер. Ведь именно он был ведущим в паре и именно от него зависело то, как они впишутся в общую постановку. К тому же, хорошо танцующий и уверенно держащийся партнер мог скрыть небольшие шероховатости в танце, благодаря чему и становился более интересным дамам.
Ну, станцевали, а дальше то что?
А шанс на балу на самом деле был высок. Ведь даже при всем том, что было описано выше, с окончанием бала все эти странные правила не заканчивались. Кавалер, который пригласил даму на танец, в ближайшие несколько дней должен был явиться к ней домой, для знакомства с ее родителями. Нет, жениться его никто не заставлял. Пока что. Но все это было весьма однозначным намеком на то, что нечего устраивать танцульки с девушками, которых не рассматриваешь в качестве невесты. А учитывая, что приглашение на бал было равно обязательству танцевать, то у молодых людей попросту не было выбора, как жениться поскорее.
Итак, кавалер приходит с визитом в дом девушки, с которой танцевал, мимоходом осматривает обстановку, прикидывает уровень достатка (читай размер приданого) семьи, а родители сразу имеют возможность оценить возможного кандидата в зятья с глазу на глаз. Да еще и есть шанс встретить приглянувшуюся девушку и обмолвиться с ней пару слов. Той хватит переживаний еще на неделю. Романтика, да и только!
Все было именно так, если бы не количество балов, которых в сезон устраивали по 2-3 в неделю, а если молодой человек имел глупость пригласить сразу нескольких девушек на танец, то все ближайшие дни оказывались плотно заняты визитами к незнакомым людям и пустыми разговорами о погоде и литературе.
Источник
Свежие комментарии