Падал снег. Пушистый, мягкий, мартовский. Девочка бежала по аллее пушкинского парка, и на её пути возникали наброски — веткой по снегу наносились упругие линии. И вот горит в бриллиантах снежинок тонкий девичий профиль, смеётся молодой Пушкин, рождаются образы его лицейских друзей...
Веткой по снегу. Уверенно, щедро, ловко. Ей и вправду легко — подарить талому снегу несколько мимолётных мыслей, образов. Она молода, талантлива, впереди вся жизнь. Сколько ещё расскажет она своими рисунками о любви к людям, к жизни, о красоте земли и городов, об этом вот заснеженном, сказочном Ленинграде, где молодые кинематографисты снимают сейчас последние кадры фильма о ней, московской школьнице.
НАДЯ РУШЕВА родилась 31января 1952 года в Улан-Баторе в семье художника и балерины.
Жила в Москве. Умерла 6 марта 1969 года в возрасте 17 лет.
Всего четыре строчки, а сколько осталось рисунков...
После Нади Pушевой, имя которой известно в десятках стран, остались рисунки. Более десяти тысяч работ, выполненных тонким пером, фломастером, цветными карандашами. Десять тысяч маленьких оригинальных новелл. Полнее и ярче искусствоведческих изысканий рассказывают они о талантливом и весёлом человеке, который умеет видеть мир глазами первооткрывателя. Именно умеет. В прошедшем времени о ней не напишешь.
Однажды Надя получила двойку по литературе: учитель не смог примириться с её трактовкой «Войны и мира», по которой главным героем оказывается Пьер Безухов. С учителем трудно спорить, но не беда — есть чистый лист бумаги. И вот рождается новая интереснейшая серия — четыреста рисунков, своё прочтение гениального романа Толстого.
Наташа Ростова с куклой
Наташа и Пьер
Князь Андрей и Наташа перед разлукой
Грустная Наташа
Гибель Пети Ростова
Гибель Платона Каратаева
Наполеон в отступлении
Эпизод, связанный с прочтением Надей романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита».
В те далёкие уже от нас, шестидесятые годы прошлого века, полуопальное творение Булгакова свободно приобрести было невозможно; чтобы прочесть затрёпанные синие томики «Нового мира» с главами романа, люди выстраивались в очередь в библиотеках. Отец, Николай Константинович, всё же принёс домой заветный потрёпанный номер с текстом «Мастера» - дали друзья .
Он никак не думал показывать журнал дочери, считая, что юная девочка - пионерка мало что сможет разобрать в сложной нравственно – философской, психологической коллизии романа. А через несколько дней, войдя в комнатку дочери был ошеломлён: весь стол завален рисунками, на которых изображены сцены из романа, портреты главных героев!
Рисунки не умещались на столе, падали на пол. Пораженный увиденным, отец начал расспрашивать Надю и с изумлением уяснил себе , что она поняла всё или - почти всё - в этой необыкновенно сложной и интересной книге. Особенно привлекала её тема борьбы добра и зла, столь полно выраженная в романе, и тема чувства Маргариты и Мастера..
В их трагедию Любви чуткое, трепетное, восприимчивое сердце Нади проникло особенно глубоко и тонко. Отец писал с каким жадным упоением и восторгом читала Надя другие серьезные творения писателя «Театральный роман», «Бег», « Записки врача».. Она хотела иллюстрировать Булгакова еще и еще, но просто – не успела!
Композиции на темы романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита».
Мастер и Маргарита
Иешуа
Иешуа перед казнью
Понтий Пилат с псом
Голгофа
Иван Бездомный
Маргарита
Воланд
Маргарита преображённая
Мастер задумался
Низа - красавица Ершалаима
Мольба Фриды
Коровьев и Кот
Полёт в бесконечность
Прощайте!
Да, в ней было абсолютно всё, что присуще тонкому, истинному, блестящему художнику: и «необычность и оригинальность творческого почерка, и только ей присущая линия рисунка, линия возведённая в абсолют - безошибочно точная, строгая, летящая:».. Об этом никто и не спорит. В Рушевой – художнице была заложена огромная потенциальная возможность творческого роста, это отмечал ее наставник, скульптор – анималист Василий Ватагин. Но, кроме всего этого, – важного и нужного, безусловно! - был в ней, на самом деле, ещё и некий Абсолют Судьбы и Характера. Абсолют ухода, если хотите. Вернёмся к тем печальным обстоятельствам .
Все произошло ошеломляюще, пугающе быстро!
Вот как рассказывала о трагедии 6 марта 1969 года мама Нади, Наталья Дойдаловна Ажикмаа – Рушева:
"5 марта 1969 года дочь с отцом приехали из Ленинграда. Они на несколько дней ездили на съёмку документального фильма про Надюшу. Приехала моя доченька весёлой, рассказывала о своих впечатлениях.
Утром на следующий день я засобиралась на работу, а Надюша - в школу. Приготовила девочке антрекот и яичницу, она выпила стакан кофе. Я ушла, а через несколько минут она потеряла сознание. Николай Константинович в соседней комнате почувствовал неладное. Телефона не было. Он в домашних тапочках побежал в больницу. Там его долго расспрашивали. Наконец приехали, увезли мою девочку на "скорой помощи" в больницу. Через несколько часов она, не приходя в сознание, умерла. У неё оказался врожденный дефект одного из сосудов головного мозга. Сейчас это можно оперировать. Тогда не смогли. От кровоизлияния в мозг Надюши не стало. Никогда она не болела и не жаловалась."
Светлана Макаренко
АВТОПОРТРЕТ
Свежие комментарии