Похоже, нынешнему поколению 30-летних уже не светит спокойная сытая пенсия, наполненная путешествиями и уходом за розами в собственном саду. Да и нынешним пенсионерам придется забыть о морских круизах не только из-за коронавируса. А их небогатым внукам больше не стоит надеяться получить от дедушки наследство, деньги на стартап или просто на оплату долгов.
Виноватых двое: экономика и наука.Пенсионные фонды в развитых странах заявляют, что больше не смогут гарантировать своим клиентам прежние выплаты, так как надежные ценные бумаги, в которые они могут вкладывать накопления, больше не приносят прибыли. Облигации убыточны из-за низких ставок центробанков. Фонды недвижимости подкосил кризис 2008-го и добивает нынешний. Поэтому пенсионные фонды предлагают теперь либо увеличить взносы, либо уменьшить выплаты. Не исключено, что произойдет и то, и другое.
Есть, конечно, надежда, что период низких ставок центробанков закончится. Да и нынешний кризис, как предсказывают некоторые экономисты, должен смениться бурным ростом. Вот только кризисы повторяются каждое десятилетие, а заливать их деньгами правительствам явно понравилось. К тому же, накопленные государствами долги явно подталкивают к сочетанию низких ставок с более высокой, чем ныне, инфляцией -- замечательное средство обесценивания госдолга, но смертельное -- для тех же пенсионных фондов.
Как говорится. кого жемчуг мелок, а у кого похлебка жидка, однако и российская пенсионная система идет в фарватере западной: накопительная часть пенсий опять заморожена -- теперь до 2023 года, а возврат к солидарной системе советского образца невозможен по демографическим причинам. А других эффективных вариантов пенсионной системы пока не придумано.
Что же, могут сказать мне, старость никогда в истории не была в радость, период со второй половины 20-го века по сей день -- лишь приятное исключение, вызванное особыми обстоятельствами, а теперь пора возвращаться, так сказать, к истокам и традиционным ценностям, когда о стариках заботились их семьи. Беда, однако, в том, что этот фарш обратно не проворачивается. Невозможно больше рассчитывать на то, что стариков будут содержать взрослые дети. Даже Китай, где эта традиция была намного крепче и существовала дольше, сегодня встал перед огромной проблемой: единственный ребенок в семье не в силах прокормить двух родителей, да еще четверых бабушек с дедушками -- а благодаря увеличению продолжительности жизни, сегодня не редкость семья, где и прадеды живы.
Молодому поколению уже сейчас не прокормить стариков -- а ученые обещают, что мы в большинстве своем проживем до ста. Между тем, пенсионные схемы до сих пор рассчитывались, исходя из того, что жизнь на пенсии будет продолжаться, в среднем, лет 20. То есть, даже без учета снижения доходности инвестиций в пенсию, сохранить ее нынешний уровень можно будет только в случае, если работать до 80-ти. Вряд ли это возможно для большинства -- благодаря науке, мы получили длинную старость, а не вечную молодость.
Вот и получается, что старость становится не в радость -- не только самим старикам, но и молодому поколению. Это уже носится в воздухе. Уже слышны разговоры о том, что не стоит запирать все человечество по домам ради жизни тех, кому и так помирать. Уже обсуждают новые варианты теории заговора: коронавирус-де придуман, чтобы количество этих самых стариков поуменьшить. Старикам все меньше почета: их опыт все реже применим в условиях стремительного прогресса, а теперь и деньгами они не поддержат ни экономику потребления, ни собственную родню. Да и молодым все меньше смысла искать свой светлый путь в жизни, так как в конце этого пути маячит та же унылая долгая старость с отчаянной экономией уменьшающихся накоплений. Эта бесперспективность -- как бы не страшнее долголетия, превращающегося из мечты в проклятие. Кажется, в нашей цивилизации, построенной на вознаграждении за труд и сбережения, надо ожидать большие перемены.
Свежие комментарии