12 декабря известному режиссеру, актеру и сценаристу Леониду Быкову могло бы исполниться 89 лет, но еще в 1979 г. его жизнь оборвалась в автомобильной катастрофе. Внезапные смерти популярных артистов всегда вызывают большой резонанс, но в этом случае разговоров было особенно много: говорили, что версия несчастного случая не выдерживает никакой критики. Родные актера высказали предположение о том, что это ДТП было подстроено, а многие знакомые не исключали версии самоубийства – ведь незадолго до гибели Леонид Быков признавался в том, что не хочет жить…
Леонида Быкова можно назвать настоящим народным героем – зрители его просто обожали. А ведь он мог никогда не появиться на экранах, ведь с самого детства он мечтал стать не актером, а летчиком. Но в первый раз его не приняли в летное училище из-за того, что юноша приписал себе 2 года в документах, и его разоблачили, а второй раз он поступил в Ленинградскую спецшколу для летчиков, но проучился всего один месяц, а потом его отчислили. После этого Быков решил штурмовать театральные вузы Киева и Харькова, так как еще в школьном возрасте увлекался театром и участвовал в любительских спектаклях. После окончания Харьковского театрального института Быков был принят в труппу Харьковского театра им. Т. Шевченко.
В начале 1950-х гг. Леонид Быков начал сниматься в кино и вскоре стал настоящей звездой послевоенного кинематографа и одним из самых любимых в народе актеров. Это случилось благодаря ролям в фильмах «Укротительница тигров», «Максим Перепелица», «Дорогой мой человек», «Добровольцы», «Алешкина любовь» и др. В начале 1960-х гг. Быков попробовал свои силы в качестве режиссера на «Ленфильме». Он снял комедию «Зайчик», где сам исполнил главную роль. Однако больше снимать ему не давали и новых ролей не предлагали. «Уже почти год не снимаюсь, – писал он другу. – Отказался от девяти сценариев. Не хочу участвовать в лживых и антихудожественных вещах. Конечно, так долго не протянешь. Все чаще думаю, что надо возвращаться домой». Быков вернулся в Киев, где, к сожалению, тоже какое-то время не мог реализовать своих творческих планов.
1970-е гг. стали для Леонида Быков звездным часом – в 1972 г. вышел его фильм «В бой идут одни «старики», справедливо признанный одним из лучших фильмов о Великой Отечественной войне. Одновременно это была и одна из лучших актерских работ Быкова.
Во время войны Леонид Быков сам мечтал стать летчиком, но его не взяли в летное училище из-за маленького роста. Интерес к этой профессии и ее представителям не проходил у него никогда. И свой первый фильм он решил снять по воспоминаниям советских летчиков. В основу сценария легли реальные факты, рассказанные участниками военных событий. Практически у всех героев фильма были прототипы: так, образ Маэстро был вдохновлен личностью командира эскадрильи, дважды Героя Советского Союза Виталия Попкова, чья эскадрилья сбила рекордное количество вражеских самолетов, а также была прозвана «поющей» за то, что собрала собственный хор.
Некоторые эпизоды фильма могли показаться вымышленными, но на самом деле были правдой. Например, низкие виражи над аэродромом с целью произвести впечатление на девушек действительно делал Виталий Попков (в фильме эти «подвиги» совершает Кузнечик). За это командир запретил ему на месяц боевые вылеты и назначил постоянным дежурным по аэродрому. Настоящими были даже некоторые прозвища летчиков. Виталий Попков рассказывает: «Смуглянкой у нас в эскадрилье называли узбека Морисаева. Он очень любил песню «Смуглянка-молдаванка» и каждый раз просил нас ее исполнить.
Несмотря на то, что вымышленными были только некоторые персонажи (например, Кузнечик), а в основу сюжета легли реальные события, сценарий фильма кинематографическое руководство забраковало за надуманность и «негероичность». Цензоров возмутило то, что советские летчики ведут себя, как «поющие клоуны», и съемки Леониду Быкову запретили. Но режиссера это не остановило. чтобы доказать руководству свою правоту, он начал выступать на сцене с чтением сценария в разных городах СССР, и его везде тепло встречали. Участники боевых действий писали письма на киностудию Довженко, подтверждая то, что сюжет реалистичен и правдоподобен. И Быкову удалось добиться разрешения приступить к съемкам.
Проблемы возникли и с утверждением на роли некоторых актеров. Так, на роль автотехника Макарыча руководство никак не хотело утверждать комедийного актера Алексея Смирнова – его привыкли видеть совсем в другом, негероическом амплуа, и заявили о том, что это «актер с тупым лицом». На что Быков ответил, что без него не будет снимать фильм, так как Смирнов сам прошел войну и не понаслышке знает о том, что ему предстоит сыграть. Сопротивление и на этот раз было сломлено.
Но неприятности на этом не закончились. Когда картина уже была готова, ее едва не «зарубили» в Министерстве культуры. Прототип Маэстро Виталий Попков так об этом рассказывал: «Был по службе в Киеве, позвонил Лене Быкову, поехали с ним в Министерство культуры Украины, прокрутили фильм. Министр упорствует: что это за фильм, говорит, люди не возвращаются с боевых заданий, гибнут, а живые песенки распевают. И резюмирует: такого на фронте не было и быть не могло. Спрашиваю министра: был ли он сам на фронте? Логика чиновника удивительна: не был, отвечает, но знаю. И тогда я рассказал министру, что летал на одном из двух самолетов, купленных на деньги джаза Утесова и подаренных нашему полку. И что Леонид Осипович со своими музыкантами приезжал к нам на аэродром, и мы вместе играли и вместе пели. Убедил. На него подействовали, наверное, не столько мои доводы, сколько генеральские эполеты и две геройских Звезды…».
Многие фронтовики дали восторженные отзывы о фильме, возможно, именно поэтому его создателей решили поощрить: режиссеру выплатили 200 рублей премии и присвоили звание «режиссера-постановщика 1-й категории». Это при том, что в прокате фильм собрал внушительную сумму – только за первый год его увидели около 45 млн зрителей.
Спустя 5 лет вышел еще один его фильм о войне – «Аты-баты, шли солдаты…», а через год режиссер приступил к съемкам фантастической картины «Пришелец», однако завершить работу он так и не успел.
11 апреля 1979 г. знаменитый актер и режиссер погиб в автомобильной катастрофе на трассе Киев-Минск. Как выяснилось, он предпринял попытку обгона, выехал на встречную полосу и столкнулся с грузовиком. Согласно заключению экспертов, водитель грузовика не мог предотвратить столкновения, и авария произошла по вине самого Быкова. Уголовное дело было закрыто из-за отсутствия состава преступления, однако позже друзья и близкие актера высказали сомнения в официальной версии.
Поводом для сомнений в случайности произошедшего послужил тот факт, что за 3 года до гибели Леонид Быков, как оказалось, написал прощальное письмо друзьям, в котором давал рекомендации по поводу собственных похорон. По какой-то мистической случайности это письмо три года пролежало в столе у редактора киевской киностудии и было обнаружено за три дня до гибели режиссера. Текст письма был похож на завещание. Это заставило многих поверить в версию самоубийства: якобы актер давно думал о смерти и даже планировал ее. Проблемы на киностудии, простои, которые длились годами (за 9 лет работы на киевской киностудии ему дали снять всего 2 фильма), действительно очень угнетали режиссера и наводили на мрачные размышления. «Часами смотрю на воду (разлив большой), а жить не хочется. Это не фраза кокетничающего юноши. Нет. Просто не вижу смысла. Раньше хотелось достать клочок земли, построить халупу своими руками. Где-то у воды, в лесу. А сейчас даже этого не хочется. Что-то вроде робота…», – писал он в письме в апреле 1976 г.
Однако прощальные письма друзьям и близким Быков писал не потому, что собирался покончить с собой, а из-за того, что к 50 годам перенес уже 3 инфаркта и опасался, что очередной может стать последним. Дочь Леонида Быкова Марьяна категорически отвергает версию и самоубийстве: «Проще сказать, что Быков покончил с собой, чем объяснять, как трудно он жил, почему у него к 50 годам было 3 инфаркта. Папу ведь не приняли сразу, с первого же дня приезда в Киев. Он так и ушел из жизни, не поняв, зачем его сорвали из Ленинграда и пригласили сюда, если он был здесь не нужен… Это неправда, что у отца не было врагов. Были. Причина – его характер. Папа никогда не носил камень за пазухой или фигу в кармане. Он говорил, что за правду нужно бороться только с открытым забралом. Он мог посоветовать министру, который не умеет управлять, идти на пенсию…».
Как показала экспертиза, во время ДТП Быков до последнего пытался избежать столкновения, что исключает версию самоубийства. По мнению специалистов, авария вряд ли была подстроена специально, поэтому версия о причастности КГБ, высказанная дочерью Быкова, тоже не нашла подтверждения. Смерть знаменитого актера и режиссера до сих пор остается загадкой, хотя большинство экспертов все же склоняются к версии несчастного случая.
Свежие комментарии