В ночь на Рождество испокон века начинался на Руси самый большой и любимейший праздник года — Святки.
Святки! Веселые две недели, начиная с Рождества до Крещения. Короткое время российского карнавала. Ряженые, гадания, маски… Торжество легкой чертовщинки и радостного греха… (Потом мелкие грешки, вроде гадания в бане, смывали с себя в ледяных крещенских купелях).
По старинному преданию, на святки Бог так радуется появлению Младенца на свет, что отпускает души умерших на волю. А у кого как не у них узнать будущее?
Медведь, смерть с косой, барыня, турок и петух. Такие компании разгуливали по городам и деревням еще в начале прошлого столетия. Конечно, ряженые иногда хулиганили. Но чаще, принося с собой веселье и мороз, врывались в дома, пели, плясали, звали кататься.
Тройки с бубенцами, возрождающиеся сейчас в качестве недешевого туристического аттракциона, были одной из самых ярких праздничных традиций. Сани запрягали на протяжении всей святочной недели — с Рождества и до Богоявления 19 января — дня, когда Иоанн Предтеча крестил Иисуса в водах Иордана. На тройке не просто ездили — устраивали целый карнавал.
«Николай в своем старушечьем наряде, на который он надел гусарский, подпоясанный плащ, стоял в середине своих саней, подобрав вожжи... С криком и визгом, махая кнутами и заставляя скакать коренных, поспевали другие тройки» — подобная картина была вполне типичной. Хотя и запрещенной.
Маски, переодевания мужчин в женскую одежду, не говоря уж о зеркалах и свечках в бане, грозили епитимьей. Однако все гадали.
"Христос родился, и вся нечистая сила хвост поджала, крутится без толку, повредить не может... И волхвы гадатели ко Христу были допущены. Так и установлено, чтобы один раз в году человеку судьба открывалась" - говорилось в народе.
Поджала нечистая хвост или, напротив, разошлась во всю силу — единого мнения на этот счет не было. Версия про отпущенных на землю мертвецов — цветочки. Оборотни, черти, лешие, ведьмы, святочницы и вештицы, согласно поверьям, сновали по улицам, заглядывали в неосвященные дома, заявлялись на великосветские приемы. Предпочитали, конечно, маскарады, чтобы за париками и кринолинами не было видно рогов и копыт.
Вештиц, косоглазых старух с крючковатыми носами, сельчане опасались не на шутку — они наводили порчу, голод, забирали у коров молоко. Святочниц — просто недолюбливали. Покрытые с ног до головы волосами и обожающие чужую ювелирку демонические кокетки максимум на что были способны — так это бессловесно петь в бане.
Суеверные россияне в сочельник ставили мелом кресты на окнах и дверях и раскладывали по углам чеснок — на всякий пожарный. А вот белорусы наглухо закрывали сундуки с одеждой — боялись душ некрещеных детей, которые в эту ночь «распускаются из ада на гулянье».
Представления о разгуле нечисти, равно как и магические обряды между двумя большими церковными праздниками, восходят к дохристианским временам. В дни зимнего солнцеворота отмечали начало нового годового цикла, когда день сдвигается от тьмы к свету и в мир приходит бог — Ярило (Хорс, Даждьбог). В язычестве солярное божество всегда связывалось с культом мужского плодородия, ведь именно солнце осеменяет мать — сыру землю. Неудивительно, что многие святочные гадания и игры имеют эротический подтекст. Веселье в дни солнцестояния предполагало удачу, хорошие урожаи, благополучие в семье.
Колядование
Самый известный обряд представлял собой символическое попрошайничество. Занимались этим весьма небезопасным делом подростки. В корзинку могли ведь не только гостинец положить, но и кусок навоза бросить. Или облить колядников водой. Но в основном народ был добрый: давали пряники, конфеты, пироги, ватрушки, сочни. Наливали молока, кваса, а то и пива.
Выглядело это так: облаченные в обноски ребятишки стучали палкой по углу избы.
Когда хозяйка выходила, запевали частушку шутливо-угрожающего характера, например: «Тетушка-матушка, дай пирожка! Ради заговешка! А не дашь пирожка, так корову за рожка». Для усиления эффекта лицо мазали сажей, между зубов вставляли ломтики картошки. В каком-то смысле были деликатны: внутрь избы никогда не заходили, стояли на пороге.
Подношения умершим
Во вторую неделю святок, после Васильева дня, чествовали покойных родителей,под которыми подразумевали всех ушедших в мир иной родственников.
В деревнях жгли костры из соломы и навоза, чтобы согреть гостей, иногда в огонь бросали липовые веники, — только так покойники могли попариться в бане.
Родителей приглашали на главные святочные трапезы, проходившие поздно вечером в канун Рождества, Васильева дня и Крещения. Для них готовили блюда, характерные для поминальной трапезы: кутью из распаренных зерен пшеницы и ягод, овсяный кисель и блины.
Эротические вечерки
Сначала собирались девушки, наряжались, готовили угощение. Чуть позже подтягивались парни, а с ними и взрослое население деревни. Пока молодежь пела, водила хороводы, старшие сплетничали, присматривали невест для сыновей.
В разгар вечерки в избе появлялись «шуликаны» — ватага молодых мужиков,закутанных в вывернутые овчинные шубы, в масках, с птичьими клювами и рогами. Они изображали птиц и животных. Гусю надлежало щипать и клевать девушек, медведю — тянуть их спать, а фантастическая расщепиха все, что угодно себе позволяла — тискала, лезла целоваться.
Вообще, игры такого характера были позволительны только на святки.
Уже на Крещение в больших селах проходили смотры невест в преддверии следующего за святками месяца сватовства и свадеб.
Изгнание нечистой
С бесами боролись даже с помощью уборки. Во вторую неделю святок более тщательно, чем обычно, подметались избы, а чтобы демоны не попрятались в мусоре, его выносили подальше от деревни.
Дома окуривали ладаном, скотину в Крещенский сочельник из хлевов не выпускали. В ряде губерний мужики выгоняли нечистую силу громкими криками, размахивая метлами и хлеща кнутами по заборам.
Водосвятие в Крещение также рассматривалось как один из способов изгнания чертей из рек, озер, прудов и колодцев.
Заговоры
Ритуал красоты
Снег сочельника считается целебным, про него говорили: «подмешивай в корм — не зябок скот станет; сыпли курам — будут яйценоски». Не говоря уже о крещенской святой воде, которую набирали в ночь на 19 января. Налейте в большую чашку или ковшик крещенской воды, зажгите свечу и «запрограммируйте» воду на красоту и свежесть. Например, скажите: «С травы роса, на мое лицо краса!» или просто «Я самая обаятельная и привлекательная». Выпейте глоток, ополосните лицо, волосы, обрызгайте тело.
Ритуал на деньги
Его положено проводить с 16 по 19 января — на растущую луну.
Положите в ванну пять любых монет и начните набирать воду. Зажгите свечи, погасите свет. По капельке добавляйте ароматическое масло, приговаривая: «Течет река издалека, как нет ей конца и края, так не будет конца и края моему богатству. Быть по-моему!» Знатоки советуют окунуться в денежную воду семь раз с головой. Дождитесь, пока свечи полностью прогорят. Монеты соберите и носите в потайном отделении кошелька.
Гадания
На перекрестке
Ночью выходите на перекресток и, задав вопрос, очертите вокруг себя круг. Хотя бы веткой на снегу. Или просто пальцем в воздухе. После этого внимательно вслушивайтесь в то, что происходит вокруг.
Веселые разговоры, смех, пение будут означать положительный исход вашего дела.
Нецензурная лексика, ссоры, детский плач — добра не сулят.
В старину девушки еще останавливали первого встречного, интересовались, как его имя, верили, что так же будут звать жениха. Современные красавицы предпочитают гадать по SMS. Отсылают на неизвестный номер какой-нибудь вежливый текст: «Добрый вечер! Мы гадаем на Святки. Скажите, как Ваше имя?». Если никто не отвечает, можно позвонить незнакомцу. Правда, обычно все посылают...
С животными
Кошка и петух издавна участвовали в магических ритуалах. Первая ведь проводница между мирами, второй — вестник света, прогоняющий тьму.
Собака тоже считалась животным сакральным, но «страж потустороннего мира» для любовной ворожбы не годился. Скорее всего, из-за привычки громко лаять — так всех духов распугает.
Итак, легко осуществимое в современных квартирах — гадание с кошкой. Вынесите мурку за порог комнаты. Загадайте желание и позовите питомца. Если животное переступит порог левой лапой — желание обязательно сбудется, а если правой — возникнут препятствия.
С зеркалом
В народных представлениях волшебное стекло — символ раздвоения действительности, граница между земным и потусторонним миром. Как и другие границы — окно, порог, печная труба, водная поверхность, оно считается опасным и требует осторожного обращения.
Гадали с зеркалом в полночь, когда граница наиболее проницаема. Заранее припасали ленту для волос, которую некоторое время носили, иголку, две свечи.
Зеркала нужно два: их ставят друг напротив друга так, чтобы одно отражалось в другом. В полночь зажигали свечи, прокалывали палец, кровью мазали ленту, туда же втыкали иголку. Клали все это перед зеркалом и произносили заговор:
«Чистой кровью, светлой сталью чествую тебя, зеркало ясное, жалую тебя лентой из косы, девичьей красы. Расступись, зеркало ясное, окажи милость, покажи, что будет и что стрясется со мной, к добру ли, к худу. Открой незримое, зеркало ясное, и ты, ночь темная».
Дальше внимательно всматривались в коридор, образованный двумя зеркалами, там возникали образы будущего.
Как только видения начинали приближаться, кричали: «Чур сего места!»
Слово «чур» восходит к имени славянского бога родового очага, оберегающего земные владения. Конечно, современные девушки вряд ли станут калечить пальцы, поэтому это гадание обычно не получается.
«Домовой, хозяин мой, приди под порог попить молочка, поесть воска».
С последними словами вылейте в молоко растопленный воск. Если увидите застывший крест, ждут неприятности. Воск зацветет цветком — найдете любовь. Если покажется зверь, будьте осторожны: появится какой-то недруг. Если воск потечет полосками, предстоят переезды. Образуется человеческая фигурка — обретете друга.
На круге царя Соломона
В день седьмой от конца полного цикла Луны царь Соломон повелел сотворить магический круг, дающий ответ на любые вопросы и предрекающий будущее. Круг, разделенный на 26 равных секторов (на каждом нанесены числа от одного до ста, за которыми и скрываются предсказания), пользовался необыкновенной популярностью в дореволюционной России.
Изготовить его самостоятельно крайне сложно, поэтому можно воспользоваться одним из онлайн вариантов. Сосредоточьтесь на вопросе, щелчком мыши подбросьте виртуальное зернышко.
Ответы Соломона, как правило, вполне благожелательны:
«Проявишь терпение — будешь щедро награжден». Или «Не бойся новых дорог, поспеши отправиться в путь. Смелый преуспеет в делах и пути своем».
Вот только не забудьте поблагодарить царя.
Источник:
https://jenskiymir.com/prazdniki/narodnye-prazdniki/4430-svy...
Свежие комментарии