Летом по дороге небольшого самарского села Хрящевка, что в 40 км от Тольятти, тянутся бесконечные вереницы машин: туристы едут смотреть на местную достопримечательность — замок Гарибальди. Мы побывали в Хрящевке минувшей зимой и без толп смогли рассмотреть фантазийное сооружение.
К национальному герою Италии Джузеппе Гарибальди постройка отношения не имеет – хозяин замка, самарский «колбасный король» Олег Кузичкин назвал его в честь своего отца – Гарибальди Аркадьевича.
Возведение замка Кузичкин задумал в 2006 году – уже существующий развлекательный комплекс с банями, рестораном и боулингом было решено дополнить стилизованной гостиницей. В итоге прежний комплекс спрятался в стилобатной части здания, а над ним возникли замок, флигель, бассейн и скала с сосной.
У замка, который находится практически на берегу Волги, появился свой порт, фахверковые ресторан и гостевая вилла, а также магазин, в котором каждый сувенир с изображением если не замка, так дракона. Летом на общедоступной части комплекса разбивают клумбы и запускают фонтаны.
Хрящевская достопримечательность сейчас позиционируется как туристический комплекс «для прогулок, созерцания и прекрасного времяпрепровождения»: как гостиница замок Гарибальди не работает, за ворота замка не пускают, экскурсии по интерьерам не проводят, съемки фильмов и клипов не разрешают.
Крыша замка покрыта натуральным сланцем. Стены выглядят внушительно, но, увы, это не камень, а крашеный бетон. Местами на него нанесены «следы времени», имитирующие лишайники, патину, эрозию.
Авторы позиционируют архитектуру замка Гарибальди в целом как неоготическую, а его очевидную эклектичность объясняют легендой: будто бы рос замок постепенно, разрушаясь и достраиваясь в разные века, а к смешению стилей прибегли специально для исторической достоверности.
Мы попросили прокомментировать внешний вид замка кандидата искусствоведения, доцента НИУ ВШЭ Анну Пожидаеву:
– Получилась удивительная смесь из крепостной архитектуры XIII-XIV вв. (то есть именно укрепленной, для обороны) и королевских замков наподобие Блуа или Амбуаза самого конца XV – XVI вв. Все это в комбинации с готическими окнами дворца Жака Кёра в Бурже начала XV в., но прорезанными прямо внизу оборонной части, что комично. Сланцевые крыши «взяты» у замков Луары. Еще авторам не дает покоя образ готического собора, но притом будто вкопанного в землю. Потому что эти все контрфорсы и аркбутаны – на самом деле верхняя часть собора. А здесь они будто бы разгружают крепостную стену, вот только зачем?
На этот вопрос можно отвечать только философски: могут – значит строят, даже если не соблюдается достоверность или уместность.
Свежие комментарии