Война под градусом, или когда и зачем стали выдавать алкоголь военнослужащим во времена ВОВ
Ещё в январе 1940 года, во время Советско-финской войны, народный комиссар обороны К.Е. Ворошилов обратился к И.В. Сталину с просьбой выдавать бойцам и командирам РККА по 100 граммов водки и 50 граммов сала в день ввиду тяжёлых погодных условий (морозы на Карельском перешейке доходили той зимой почти до −40 °C). Соответствующее распоряжение немедленно поступило в войска, при этом танкистам норма была удвоена, а лётчикам было решено выдавать по 100 граммов коньяка. Так появились "наркомовские" или "ворошиловские 100 грамм".
К июлю 1941 года решили вновь воспользоваться "сильнодействующим средством". 20 июля главный снабженец СССР Анастас Микоян направил письмо на имя Сталина. В нём он сообщил, что работа по выдаче водки войскам уже началась. Кроме того, Микоян представил проект решения Государственного комитета обороны.Официальное проставление о выдаче алкоголя бойцам действующей армии было издано 22 августа 1941 года.
Постановление от 22 августа 1941 года № ГКО-562с «О введении водки на снабжение в действующей Красной Армии ».
Установить, начиная с 1 сентября 1941 года, выдачу 40° водки в количестве 100 граммов в день на человека красноармейцу и начальствующему составу войск первой линии действующей армии.
Председатель Государственного Комитета Обороны И. Сталин
Водку развозили по фронтам в железнодорожных цистернах (по 43—46 цистерн в месяц). На местах её переливали в бочки или молочные бидоны и отправляли в части и подразделения.
В мае 1942 года Сталин решил прикрутить водочный кран. Об этом говорит правка, которую он внёс в подготовленное Микояном постановление ГКО:
"1. Прекратить с 15 мая 1942 года массовую ежедневную выдачу водки личному составу действующей армии.
2. Сохранить выдачу водки только военнослужащим частей первой линии, имеющим успехи в боевых действиях против немецких захватчиков, увеличив норму до 200 граммов на человека в день".
Военнослужащим без особых заслуг 100 г водки разрешалось наливать только в дни общенародных и революционных праздников – эта традиция сохранилась до конца войны.
С ноября 1942 г. из-за наступления холодов по 100 грамм спиртного на военнослужащего стали получать подразделения, которые находились на передовых позициях фронта. Частям резерва, службам, отвечающим за стратегическое обеспечение армии, а также раненым в госпиталях, – причиталось по 50 г водки в день. Там, где погодные условия были менее суровы, водка заменялась вином: например, на Закавказском фронте, бойцы имели право на 300 г столового или 200 г креплёного вина.
Наркомовские 100 граммов. Северный флот, 1943 (фото - Роберт Диамент)
Кроме официальной нормы спиртного, на фронте употребляли и самогон, который удавалось раздобыть у местного населения.
В армии «непьющих нет, но нет и пьянствующих» – «наркомовские 100 грамм» были на пользу или во вред?
23 ноября 1943 года, через 3 месяца после Курской битвы, переломившей ход войны в пользу СССР, Сталин поставил окончательную точку. Он подтвердил ранее принятые нормы – 100 и 50 граммов, и добавил в лимитный перечень войска НКВД и железнодорожные войска.
Слова политрука Д. А. Абаева. из его послания к жене: «Здесь нет непьющих, но и пьянствующих тоже нет. А если попадаются такие, то их наказывают по законам военного времени, вплоть до лишения звания, суда и расстрела».
И эти слова не искажали правду, так как злоупотреблять водкой на передовой не было ни времени, ни возможности.
Свидетельства очевидцев
«Нам в десанте давали эти пресловутые „сто грамм“, но я их не пил, а отдавал своим друзьям. Однажды в самом начале войны мы крепко выпили, и из-за этого были большие потери. Тогда я и дал себе зарок не пить до конца войны … Кстати, на войне ведь почти никто не болел, хотя и спали на снегу, и лазили по болотам. Нервы были на таком взводе, что не брала никакая хворь. Все само проходило. Обходились и без ста грамм. Все мы были молоды и воевали за правое дело. А когда человек ощущает свою правоту, у него совсем другие рефлексы и отношение к происходящему».
-
- Режиссёр Григорий Чухрай.
«Вообще выдавали их только перед самой атакой. Старшина шёл по траншее с ведром и кружкой, и те, кто хотел, наливали себе. Те, кто был постарше и поопытнее, отказывались. Молодые и необстрелянные пили. Они-то в первую очередь и погибали. „Старики“ знали, что от водки добра ждать не приходится»
-
- Режиссёр Пётр Тодоровский
«Я воевал с 1942 года. Помню, водка выдавалась только перед атакой. Старшина шёл по траншее с кружкой, и кто хотел, наливал себе. Выпивали в первую очередь молодые. И потом лезли прямо под пули и погибали. Те, кто выживал после нескольких боев, относились к водке с большой осторожностью».
-
- Александр Гринько, рядовой-пехотинец.
«Восторженные поэты назвали эти предательские сто граммов „боевыми“. Большего кощунства трудно измыслить. Ведь водка объективно снижала боеспособность Красной Армии»
-
- Генерал армии Н. Лященко.
В поэзии
Давно ты не видел подружку,
Дорогу к знакомым местам,
Налей же в железную кружку
Свои боевые сто грамм.
-
- «Солдатский вальс» слова — В. Дыховичный, музыка — Н. Богословский
В поэме А.Т. Твардовского "Василий Тёркин"
Растирали, растирали…
Вдруг он молвит, как во сне:
— Доктор, доктор, а нельзя ли
Изнутри погреться мне,
Чтоб не все на кожу тратить?
Дали стопку — начал жить...
Отмена выдачи водки в армии произошла в мае 1945 года после победы над Германией.
Источник
Свежие комментарии