На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ДАВАЙ ПОГОВОРИМ

10 847 подписчиков

Свежие комментарии

  • Ирина Осипова
    Вы абсолютно правы.👍👍👍День неполного ос...
  • Ирина Осипова
    вот это действительно очень-очень мерзко и гадко!!!!🤮🤮🤮День неполного ос...
  • Traveller
    А не напомнить ли Вам, голубчик, кто открывал этот самый гадюшник - "ельцин-центр"? И кто носит подарочки на день рож...День неполного ос...

Леонид Енгибаров (15.03.1935 - 25.07.1972) - клоун с осенью в душе

ЛЕОНИД ЕНГИБАРОВ.jpg

  " Он смешного ничего не делал —
    Горе наше брал он на себя."
                                                                В.Высоцкий. 
 
"...Пантомима для меня - искусство весёлое, обязательно жизнерадостное, обязательно смешное. Пантомима для меня ассоциируется ещё с одним видом искусства, который я безумно люблю, - это мультипликация. Пантомима сродни мультипликации. Ну, например, где ещё, как не в пантомиме или в мультипликации, можно сыграть эпизод, как человек влезает в пасть к тигру со спичкой в руках и ищет свою шляпу, которая там осталась? Пантомима прекрасна тем, что она заставляет человека думать, она как бы доверяет ему и возвышает его в собственных глазах."                   Леонид Енгибаров
 
 
Енгибарову — от зрителей.
 ( Владимир Высоцкий  1972 г.) 
 
 Шут был вор: он воровал минуты —
Грустные минуты тут и там.
Грим, парик, другие атрибуты
Этот шут дарил другим шутам.
 
В светлом цирке между номерами,
Незаметно, тихо, налегке
Появлялся клоун между нами
Иногда в дурацком колпаке.
 
Зритель наш шутами избалован —
Жаждет смеха он, тряхнув мошной,
И кричит: "Да разве это клоун?!
Если клоун — должен быть смешной!"
 
Вот и мы... Пока мы вслух ворчали:
"Вышел на арену — так смеши!" —
Он у нас тем временем печали
Вынимал тихонько из души.
 
Мы опять в сомненье — век двадцатый:
Цирк у нас, конечно, мировой,
Клоун, правда, слишком мрачноватый —
Невеселый клоун, не живой.
 
Ну а он, как будто в воду канув,
Вдруг при свете, нагло, в две руки
Крал тоску из внутренних карманов
Наших душ, одетых в пиджаки.
 
Мы потом смеялись обалдело,
Хлопали, ладони раздробя.
Он смешного ничего не делал —
Горе наше брал он на себя.
 
Только — балагуря, тараторя —
Всё грустнее становился мим,
Потому что груз чужого горя
По привычке он считал своим.
 
Тяжелы печали, ощутимы —
Шут сгибался в световом кольце,
Делались всё горше пантомимы,
И — морщины глубже на лице.
 
Но тревоги наши и невзгоды
Он горстями выгребал из нас,
Будто многим обезболил роды,
А себе — защиты не припас.
 
Мы теперь без боли хохотали,
Весело по нашим временам:
"Ах, как нас прекрасно обокрали —
Взяли то, что так мешало нам!"
 
Время! И, разбив себе колени,
Уходил он, думая своё.
Рыжий воцарился на арене,
Да и за пределами её.
 
Злое наше вынес добрый гений
За кулисы — вот нам и смешно.
Вдруг — весь рой украденных мгновений
В нём сосредоточился в одно.
 
В сотнях тысяч ламп погасли свечи.
Барабана дробь — и тишина...
Слишком много он взвалил на плечи
Нашего — и сломана спина.
 
Зрители — и люди между ними —
Думали: вот пьяница упал...
Шут в своей последней пантомиме
Заигрался — и переиграл.
 
Он застыл — не где-то, не за морем —
Возле нас, как бы прилёг, устав,—
Первый клоун захлебнулся горем,
Просто сил своих не рассчитав.
 
Я шагал вперёд неукротимо,
Но успев склониться перед ним.
Этот трюк уже не пантомима:
Смерть была — царица пантомим!
 
Этот вор, с коленей срезав путы,
По ночам не угонял коней.
Умер шут. Он воровал минуты —
Грустные минуты у людей.
 
Многие из нас бахвальства ради
Не давались: проживём и так!
Шут тогда подкрадывался сзади
Тихо и бесшумно — на руках...
 
Сгинул, канул он — как ветер сдунул!
Или это шутка чудака?..
Только я колпак ему — придумал,
Этот клоун был без колпака. 
 
 
 Леонид Енгибаров родился 15 марта 1935 года в Москве.
Его отец (армянин по национальности) работал шеф-поваром в ресторане гостиницы "Метрополь", мать (родом из Тверской губернии) была домохозяйкой. Жила семья Енгибаровых в деревянном одноэтажном домике в Марьиной Роще.
 
 Прежде чем посвятить свою жизнь цирку, Енгибаров перепробовал несколько других профессий. Закончив среднюю школу в 1952 году, он поступил в институт рыбного хозяйства. Однако, проучившись в нем всего полгода, он перевелся в институт физкультуры. В то время он профессионально занимался боксом и к середине 50-х сумел достичь на этом поприще хороших результатов.
На первенстве Москвы по боксу в сезоне 1952-1953 годов Енгибаров одержал 9 побед и потерпел одно поражение. В итоге он занял 3-е место в своей весовой категории.
Начав в 1952 году с 3-го разряда, он в 1954 году имел уже 1-й разряд по боксу.
 
 
 В 1955 году в Государственном училище циркового искусства открывается отделение клоунады, и Леонид принимает решение поступить на него. Его принимают. По мнению тех, кто видел Енгибарова в те годы, уже в училище четко определилась его творческая индивидуальность, как ковёрного мастера пантомимы.

Закончив училище в 1959 году (в его аттестате была всего лишь одна тройка - по технике безопасности), Леонид отправляется в Ереван и поступает в труппу армянского циркового коллектива. Он делает первые самостоятельные шаги на профессиональной цирковой арене. Стоит отметить, что в отличие от большинства тогдашних клоунов, которые веселили зрителей с помощью стандартного набора трюков и хохм, Енгибаров пошел совершенно иным путём и, наверное, впервые стал создавать на арене цирка поэтическую клоунаду. Его репризы не ставили своей основной целью выжать из зрителя как можно больше смеха, а заставляли его думать, размышлять. 

 
Уже с первых своих шагов на арене Енгибаров стал вызывать у публики и коллег по профессии самые противоречивые отзывы. Публика, которая привыкла в цирке развлекаться, а не размышлять, была разочарована таким клоуном. И многие его коллеги вскоре стали советовать ему сменить амплуа "думающего клоуна". Стоит отдать должное Енгибарову, он не отрёкся от избранного пути и вскоре доказал свою правоту.
 
Юрий Никулин вспоминал: "Когда я увидел его в первый раз на манеже, мне он не понравился. Я не понимал, почему вокруг имени Енгибарова такой бум. А спустя три года, вновь увидев его на манеже Московского цирка, я был восхищён. Он потрясающе владел паузой, создавая образ чуть-чуть грустного человека, и каждая его реприза не просто веселила, забавляла зрителя, нет, она ещё несла и философский смысл. Енгибаров, не произнося ни слова, говорил со зрителями о любви и ненависти, об уважении к человеку, о трогательном сердце клоуна, об одиночестве и суете. И все это он делал четко, мягко, необычно".

 С ростом популярности Енгибарова, на него стали обращать внимание и представители других творческих профессий, в том числе и кинематографисты. Ещё в 1956 году Леонид появился в крошечном эпизоде фильма "Коммунист", сыграв одного из бандитов, убивавших главного героя картины (его играл Е. Урбанский). Однако съёмки в этом эпизоде были всего лишь развлечением для тогда ещё студента ГУЦИ Енгибарова.

Между тем в 1962 году артисту предложили сыграть в кино... самого себя. Режиссеры "Арменфильма" Г. Малян и Л. Исаакян задумали снять фильм о цирковом клоуне и назвали его "Путь на арену". Картина была тепло принята зрителем и подняла популярность Енгибарова еще на одну ступеньку.

 А через год после выхода картины на экран к артисту пришла и широкая международная известность. На Международном конкурсе клоунов в Праге в 1964 году Енгибаров получил 1-ю премию - кубок имени Э. Басса. Это был ошеломительный успех для 29-летнего артиста, которого всего лишь несколько лет назад мало кто воспринимал всерьёз.
 
 
Конец 60-х годов можно считать самым удачным в творческой карьере Енгибарова. Он с успехом гастролирует как по стране, так и за ее пределами (в Румынии, Польше, Чехословакии). Помимо цирка, он выступает с "Вечерами пантомимы" на эстраде. Кроме этого, он пишет замечательную прозу (сам В. Шукшин называет его прекрасным писателем), которую публикуют журналы: "Волга", "Москва", "Урал" и др.
И, наконец, он снимается в кино у таких мастеров, как: С. Параджанов ( "Тени забытых предков"), Р. Быков ("Айболит-66"), В. Шукшин ("Печки-лавочки"), Т. Абуладзе ("Ожерелье для моей любимой"). Тогда же выходят и два фильма, рассказывающие о творчестве талантливого клоуна: "Знакомьтесь, Леонид Енгибаров" и "2 Леонид 2".
 В 1971 году Енгибаров покинул Союзгосцирк, после того как его партнёра Белова не выпустили вместе с ним на зарубежные гастроли. Енгибаров создал эстрадный театр пантомимы и вскоре выпустил в свет спектакль "Звёздный дождь". Правда, затея с созданием театра далась ему нелегко - в Министерстве культуры встретили это начинание артиста с прохладцей. Когда он изъявил желание назвать свой коллектив "Театром Енгибарова", ему запретили это делать. "Какой ещё может быть театр? - заявили ему. - Назовите просто - ансамбль". На первых афишах он так и значился - как ансамбль. Когда в газете "Советская культура" один из корреспондентов попытался написать восторженную рецензию на этот спектакль, его тут же одёрнули, сказали: "Эта тема сейчас нежелательна".
Между тем популярность Енгибарова у зрителей была огромной, он по праву считался одним из лучших цирковых артистов Советского Союза.
 
 "Клоун с осенью в душе" - так называли Енгибарова  зрители.
 
 
 
 
 Психолог и журналист, преподаватель факультета журналистики МГУ В.В.Шахиджанян вспоминает:
"Лето 1972 - в год его смерти, выдалось в Москве невероятно жаркое. Горели в области торфяники. Москва была задымлённой. Дышалось всем тяжело. Дышалось тяжело в прямом и переносном смысле. 24 июля, (за день до смерти...), Леонид Енгибаров позвонил мне, попросил о встрече. Мы долго с ним говорили. В тот же день он звонил Ролану Быкову, Олегу Стриженову и Юрию Белову. Он был возбужден, сверхироничен и чем-то очень раздражен. В разговоре переходил с крика на шёпот и с шёпота на крик. То рассказывал о планах, то говорил, что ничего не выйдет. 
На следующий день, 25 июля, он довольно рано пришёл домой. Жаловался матери на недомогание, начал что-то читать, потом схватился за сердце и закричал: "Мама, у меня все горит в груди, помоги мне!" 
Антонина Андриановна, мать Леонида Енгибарова, вызвала "скорую помощь". Приехала молодая не то докторша, не то фельдшерица. Она поставила странный диагноз: отравление - и тут же уехала. А ему стало ещё хуже. И снова вызвали "скорую"... Врач сделал укол, но было поздно, он умер на руках у врача. Вскрытие показало: обширный инфаркт сердца. В тот день печатали Большую Советскую Энциклопедию, девятый том. Том, в который впервые была включена заметка о Леониде Енгибарове." 
                
 В 2010 году в Армении была выпущена марка, посвящённая 75-летию со дня рождения Леонида Енгибарова.
 
 
Ролик с пантОмимами этого талантливого артиста, для тех, кто хочет вспомнить...
 

 

 

 

 

 

 

 

В 2012 году вышла из печати книга Леонида Енгибарова Я ПОДАРЮ ТЕБЕ ЗВЁЗДНЫЙ ДОЖДЬ, в которой собрано всё, что было написано им за его короткую жизнь.

 

 

Леонид Георгиевич о себе:
 Талант: Всегда тревожно
 
 Самое страшное: Благополучие
 
 Доверие: Нельзя доверять ответственных постов людям без юмора
 
 Любовь: Пришел. Увидел. Сдался
 
 Встреча: Чистая душа — вытирайте ноги
 
 Свет: От фонаря не светло, если он под глазом
 
 Молодость: Жизнеутверждающие планы и надежды
 
 Самое любимое: Море. Осень. Ван Гог
 
 Престижность профессии: Вратари бывают великими, портье — никогда
 
 Да и нет: Чтобы сказать «нет», надо иметь больше таланта, чем говорить «да»
 
 Слабости: Им можно предаваться всю жизнь
 Расставание: Уходя, не гаси свет в чужой душе.
 
 
НОВЕЛЛЫ:
 
ШАР НА ЛАДОНИ 
 В цирке люди делают сложнейшие трюки. 
Они летают под куполом, жонглируют десятком предметов и еще стоят на руках, и этому, я утверждаю, особенно трудно и сложно научиться. 
И сложно это не только потому, что по ночам у вас будут болеть плечи от бесконечных тренировок, распухать кисти рук и наливаться кровью глаза... 
Все это, конечно, тяжело, и все-таки это рано или поздно забывается. Вот только одно никогда не забывается, это когда ты стоишь на двух руках, медленно отрываешь одну руку от пола и понимаешь, что у тебя на ладони лежит земной шар. 
 
 
 
КАРМАННЫЙ ВОР
 Я карманный вор.
Я король карманных воров.
Я богат и счастлив.
Я почти что счастлив...
Жаль только, что никто в кармане
не носит сердца...
 
 
ТОРЕАДОР
 Она его любила.
Она знала, что он самый искусный тореро.
Он лучше всех владел мулетой, а сверкающая шпага казалась продолжением его гибкой руки. Но хотя он был самый ловкий, и быстрый, и самый бесстрашный, он так и не стал знаменитым матадором.
Для матадора он не умел самого главного.
Он не умел убивать.
И за это она его любила. 
 
 
 
КОШКА
 Кошка с полосатым хвостом сказала Великой Богине: "Пожалуйста, очень прошу, Великая Богиня, ты можешь всё, сделай меня женщиной! Мне так этого хочется!".
И Великая Богиня сказала: "Сделать это не трудно, трудно любить, а женщина, если она не умеет любить, перестает быть женщиной".
- "Я буду, буду любить!" – поклялась кошка с полосатым хвостом.
"Ладно! – сказала Великая Богиня. – Раз! Два! Три!".
И кошка превратилась в женщину.Она полюбила. Он был красивый и высокий, и у него были светлые волосы, потому что он был такой высокий, что головой касался солнца. Он тоже полюбил кошку.Но когда он хотел её поцеловать, случилось несчастье. В углу промелькнула мышь!
И кошка забыла, что она уже не кошка, бросилась на мышь и… опять стала обыкновенной кошкой с полосатым хвостом.
А он? Что мог сделать он? Он ушел. Он был высокий и красивый, и у него были светлые волосы, потому что он был такой высокий, что головой касался солнца.
Долго плакала кошка, но Великая Богиня была неумолима. Она ведь сама была женщина.
 
 
ЗВЁЗДНЫЙ ДОЖДЬ 
 Я подарю тебе звёздный дождь. В жизни каждого человека бывают звёздные дожди, чистые и удивительные: если не дни, то хоть редкие часы, полные звёздного света, или хотя бы минуты, пусть даже мгновения, бывают, обязательно бывают, стоит только вспомнить... 
Помнишь, когда ты совершила самый гордый поступок... 
День и час, когда ты увидела человека, ставшего самым любимым... 
Миг восторга от встречи с искусством... 
Счастливые минуты смеха, развеявшие горе и боль... И многие-многие, сверкнувшие прозрением мгновения нашей жизни люди называют звёздными. 
Я дарю тебе звёздный дождь. 
Взгляни, его капли я принес тебе в ладонях. 
 
 
ЛИСТЬЯ 
 На гибких ветвях человеческих жизней - узорчатые зеленые листочки. Листья Добра - их больше всего, нежные листья Любви и листья Страха - они обычно растут где-то внизу, их мало. 
Листья Верности, может быть, не самые красивые, но наверняка самые необходимые... 
Есть листья не похожие на другие, ни в каких гербариях не описанные, они встречаются редко, и их надо особенно беречь. 
Качаются под ветром живучие гибкие ветви, но рано или поздно приходит осень, облетают пожелтевшие от времени листья, и очень важно, чтобы узор ковра, который они выстелят на земле, был светлым, звонким и чистым. 
Это очень важно для будущей Весны. 
 
 
 А вот эту новеллу, мне кажется, нужно распечатать крупным шрифтом на рекламных щитах, чтобы её прочитали все!
НЕ ОБИЖАЙТЕ ЧЕЛОВЕКА 
 Зря, просто так обижать человека не надо. Потому что это очень опасно. А вдруг он Моцарт? К тому же ещё не успевший ничего написать, даже "Турецкий марш". Вы его обидите - он и вовсе ничего не напишет. Не напишет один, потом другой, и на свете будет меньше прекрасной музыки, меньше светлых чувств и мыслей, а значит, и меньше хороших людей. 
Конечно, иного можно и обидеть, ведь не каждый человек - Моцарт, и всё же не надо: а вдруг... 
Не обижайте человека, не надо. 
Вы такие же, как он. 
Берегите друг друга, люди! 

Картина дня

наверх