ДАВАЙ ПОГОВОРИМ

10 845 подписчиков

Свежие комментарии

  • Ирина Осипова
    Вы абсолютно правы.👍👍👍День неполного ос...
  • Ирина Осипова
    вот это действительно очень-очень мерзко и гадко!!!!🤮🤮🤮День неполного ос...
  • Traveller
    А не напомнить ли Вам, голубчик, кто открывал этот самый гадюшник - "ельцин-центр"? И кто носит подарочки на день рож...День неполного ос...

В гостях у Любопытной Варвары

СЕГОДНЯ 15 АПРЕЛЯ. СОБЫТИЯ И ПРАЗДНИКИ:

Международный день культуры

Международный день

День экологических знаний

День специалиста по радиоэлектронной борьбе Вооруженных сил России

День окружающей среды

День армии Республики Боснии и Герцеговины


А также в этот день:

Фестиваль воздушных змеев в Китае

15 апреля в народном календаре

Тит Ледолом

Прозвище «Ледолом» святой Тит получил в народе из-за того, что в его день окончательно вскрываются реки и озера. За этим процессом принято было внимательно наблюдать: если лед утонет, опустится на дно, то нужно готовиться к сложному году. Если полая вода разольется — можно ждать хороших трав и раннего покоса. А если к Титу лед еще не сошел — значит, рыба нынешней весной будет ловиться плохо. Следили на Тита и за птицами. Если закричит перепел — будет много хлеба и много травы.

Называли этот день также Бесхлебицей. Запасы зерна заканчивались, и люди начинали перебиваться с хлеба на квас. По этому поводу говорили: «Было когда-то всякого жита по лопате, а сейчас дожили — ножки съежили»; «У кого ничего, а у нас и пуще того». Несмотря на тяжелые времена, припасенное на посев зерно не трогали. Это было табу: «Корову продай, а поле добрым семенем засевай»; «Сам голодай, а поле зерном не обделяй». У торговцев же, напротив, эта дата называлась «барыш-день». Они старались отпраздновать его как можно более шумно — это сулило хорошие прибыли в течение всего года.

Нередко день Тита приходится на период Великого Поста. Этим объясняется множество шуток, присказок и поговорок про Тита. «Наш Тит и в пост блудит»; «Пьяный Тит псалмы твердит»; «У нашего Тита и пито, и бито», — вот только некоторые из них.

15 апреля в истории

Знаменательные события

1834 - По высочайшему повелению был закрыт журнал «Московский телеграф»

1912 - В Атлантическом океане затонул пассажирский лайнер «Титаник»

1951 - В Лондоне состоялся первый конкурс красоты «Мисс Мира»

1955 - В городе Дез-Пленз, штат Иллинойс Рэй Крок открыл свой первый ресторан «Макдоналдс»

1988 - Начались лётные испытания экспериментального самолёта Ту-155, использующего в качестве топлива водород, которые подтвердили целесообразность использования криогенного топлива .

1989 - В Шеффилде во время футбольного матча погибли 96 зрителей

1993 - Стартовали Общероссийские дни защиты от экологической опасности, ставшие сегодня ежегодной экологической акцией

1993 - Создана нефтяная компания ЮКОС.

2005 - В РФ вступил в силу закон «Об ограничении розничной продажи и потребления пива и напитков, изготавливаемых на его основе», в соответствии с которым за распитие пива в общественных местах положен штраф в размере 100 рублей.

РОДИЛИСЬ В ЭТОТ ДЕНЬ

Леонардо да Винчи итальянский художник, ученый, изобретатель, универсальный гений эпохи Возрождения

15 апреля 1452 — 2 мая 1519


Сегодня Леонардо да Винчи известен в первую очередь как художник, но сам мастер считал себя ученым и инженером. А еще он был мыслителем и признавал единственным критерием истины опыт, приведенный к наглядному виду. Он отрицал пустые схоластические рассуждения. Леонардо был амбидекстром, владея левой и правой рукой одинаково талантливо. Известны его занятия и музыкой, и кулинарией… Не зря говорят, что талантливый человек талантлив во всем. А он был во всем гениален…



Екатерина I российская императрица (1725-1727), вторая жена Петра I

15 апреля 1684 — 17 мая 1727
Став самодержавной государыней, Екатерина обнаружила тягу к безудержным развлечениям: практически все время она проводила на пирах, балах, разнообразных праздниках и почти не интересовалась делами управления.

Леонард Эйлер швейцарский, немецкий и российский математик, механик, физик, академик

15 апреля 1707 — 18 сентября 1783
За свою жизнь он написал около 900 научных трудов по математическому анализу, дифференциальной геометрии, теории чисел, приближенным вычислениям, небесной механике, математической физике, оптике, баллистике, кораблестроению, теории музыки и другим направлениям, многие из которых оказали значительное влияние на развитие науки. Эйлер считается одним из самых знаменитых членов Академии наук в России за время существования.

Теодор Руссо французский художник-пейзажист, основатель барбизонской школы

15 апреля 1812 — 22 декабря 1867
Всю свою жизнь Руссо писал пейзажи. Он не стремился идеализировать природу, не хотел преобразовывать ее сообразно собственному настроению. Природа, по убеждению Руссо, не нуждается в приукрашивании…

Эмиль Дюркгейм французский социолог, один из создателей социологии как самостоятельной науки

15 апреля 1858 — 15 ноября 1917

Джеймс Джеффрис американский профессиональный боксер

15 апреля 1875 — 3 марта 1953


Николай Гумилев русский поэт, создатель школы акмеизма, литературный критик, путешественник

15 апреля 1886 — 24 августа 1921
Одним из важных событий в творческой биографии Гумилева стало провозглашение нового литературного направления – акмеизма, ставшего для поэта выражением его внутренней художнической и личностной сути и привлекшего крупнейшие таланты эпохи, такие как А.Ахматова, О.Мандельштам и др. Первой по-настоящему акмеистической книгой Гумилева стало «Чужое небо».
Волшебная скрипка

Валерию Брюсову
 
Милый мальчик, ты так весел, так светла твоя улыбка,
Не проси об этом счастье, отравляющем миры,
Ты не знаешь, ты не знаешь, что такое эта скрипка,
Что такое темный ужас начинателя игры!
 
Тот, кто взял ее однажды в повелительные руки,
У того исчез навеки безмятежный свет очей,
Духи ада любят слушать эти царственные звуки,
Бродят бешеные волки по дороге скрипачей.
 
Надо вечно петь и плакать этим струнам, звонким струнам,
Вечно должен биться, виться обезумевший смычок,
И под солнцем, и под вьюгой, под белеющим буруном,
И когда пылает запад, и когда горит восток.
 
Ты устанешь и замедлишь, и на миг прервется пенье,
И уж ты не сможешь крикнуть, шевельнуться и вздохнуть, —
Тотчас бешеные волки в кровожадном исступленье
В горло вцепятся зубами, встанут лапами на грудь.
 
Ты поймешь тогда, как злобно насмеялось всё, что пело,
В очи глянет запоздалый, но властительный испуг.
И тоскливый смертный холод обовьет, как тканью, тело,
И невеста зарыдает, и задумается друг.
 
Мальчик, дальше! Здесь не встретишь ни веселья, ни сокровищ!
Но я вижу — ты смеешься, эти взоры — два луча.
На, владей волшебной скрипкой, посмотри в глаза чудовищ
И погибни славной смертью, страшной смертью скрипача!



Николай Семенов советский химик, один из основоположников химической физики, Нобелевский лауреат

15 апреля 1896 — 25 сентября 1986
Семенов создал теорию теплового взрыва газовых смесей, на основе которой разработал с сотрудниками учение о распространении пламени, детонации, горении взрывчатых веществ и порохов. Он открыл разветвленные цепные реакции и явление цепного воспламенения (взрыва), создал имеющую особое значение общую количественную теорию цепных реакций, показал их большую распространённость в химии и значение для практики. Также ученый установил детальный химический механизм многих сложных цепных процессов, изучил кинетические свойства свободных атомов и радикалов, при помощи которых осуществляются элементарные стадии цепных процессов. В 1931 году основал Институт химической физики Российской Академии наук и был его бессменным директором до конца жизни. В 1990 году институт получил имя своего основателя.

Аршиль Горки американский художник, один из основателей «абстрактного сюрреализма»

15 апреля 1904 — 21 июля 1948

Ким Ир Сен корейский политический деятель, основатель и первый глава Северной Кореи

15 апреля 1912 — 8 июля 1994

Георгий Береговой советский летчик-космонавт, генерал-майор авиации, Герой Советского Союза

15 апреля 1921 — 30 июня 1995


Пройдя полный курс подготовки к полетам на кораблях типа Союз, Береговой 26 – 30 октября 1968 года совершил космический полет на корабле Союз-3. В полете была первая в истории попытка стыковки с беспилотным кораблем Союз-2 в тени Земли. Полет продолжался 3 суток 22 часа 50 минут 45 секунд. За совершение космического полета 1 ноября 1968 года он был награжден второй медалью «Золотая Звезда» Героя Советского Союза.

Борис Стругацкий советский и российский писатель-фантаст, сценарист, переводчик

15 апреля 1933 — 19 ноября 2012
Широкая известность пришла к Стругацким после публикации их первых научно-фантастических рассказов — «Шесть спичек» (1959), «Испытание «СКИБР»» (1960), «Частные предположения» (1960) и другие.
Многие произведения Стругацких стали классикой отечественной и мировой научной фантастики. Среди них «Трудно быть богом» (1964), «Жук в муравейнике» (1980) и многие другие.

Клаудия Кардинале итальянская киноактриса, общественный деятель

15 апреля 1938

Роман Балаян российский и украинский кинорежиссер, сценарист, продюсер, Народный артист Украины

15 апреля 1941

Алла Пугачева российская поп-певица, примадонна отечественной эстрады, Народная артистка СССР

15 апреля 1949
Советская и российская эстрадная певица, композитор-песенник, эстрадный режиссёр, продюсер, киноактриса и телеведущая - Алла Пугачева уже много лет носит титул примадонны отечественной эстрады.

В МИРЕ ИНТЕРЕСНОГО

История росписи пасхальных яиц

Пасхальное яйцо - известный русский сувенир. Пожалуй, только расписная матрешка более знаменита за пределами нашего Отечества.

В конце 80-х годов нынешнего столетия в нашу жизнь вернулись забытые обычаи и ритуалы, в том числе старинная русская традиция с троекратным поцелуем и подношением пасхального яйца. Большой интерес у публики вызвали выставки пасхальных яиц в России и за ее пределами. Так, в 1990 году в Италии была впервые показана коллекция русских фарфоровых пасхальных яиц из фондов Государственного Исторического музея. А вслед за ней сначала в городе Сан-Диего (США), а затем в Москве были организованы выставки яиц, сделанных фирмой Фаберже по заказу русской императорской семьи, хранящихся в коллекциях музеев Московского Кремля и Нью-Йоркской галереи журнала 'Форбс'. В 1992 году в рамках международного Сергиевского конгресса, посвященного Сергию Радонежскому, в Центральном доме художника прошла выставка пасхальных яиц.

Пасхальные яйца являются атрибутом одного из главных религиозных праздников христиан - дня поминовения 'чудесного Воскресения' распятого на кресте Иисуса Христа. С древности яйцо служило символом весеннего солнца, несущего с собой жизнь, радость, тепло, свет, возрождение природы, избавление от оков мороза и снега, - иными словами, перехода из небытия в бытие. Когда-то было принято подносить яйцо как простой малый дар языческим богам, дарить яйца друзьям и благодетелям в первый день Нового года и в день рождения. Богатые вместо окрашенных куриных яиц зачастую подносили золотые или позолоченные яйца, символизировавшие солнце. У древних римлян был обычай в начале праздничной трапезы съедать печеное яйцо - это символически связывалось с успешным зачином нового дела.

У каждого народа существуют свои праздники, но среди них есть праздник праздников, самый главный. Таким событием на Руси на протяжении многих столетий была Святая Пасха. Традиция обмена крашеными яйцами на Пасху имеет в России давние корни. Известно, что во времена правления царя Алексея Михайловича для раздачи на Пасху было приготовлено до 37 тысяч яиц. Наряду с натуральными (куриными, лебедиными, гусиными, голубиными, утиными) крашеными яйцами были деревянные и костяные, резные и расписные. Естественно, своеобразным эталоном для размера яиц из дерева, кости, фарфора, стекла, камня был размер яиц натуральных.

В 1664 году травщик (то есть художник по растительному орнаменту) Троице-Сергиева монастыря Прокопий Иванов специально был вызван в Москву расписывать яйца. В 1677 году почти все мастера Оружейной палаты делали подарки царю Федору к Пасхе в виде яиц

В XVIII-XIX веках художественно оформленные пасхальные яйца получают широкое распространение среди различных слоев российского населения. Достаточно традиционными стали и ювелирные драгоценные яйца, и простые крестьянские 'писанки' и 'крашенки'. Облик ювелирных пасхальных яиц был подвижен и изменялся с течением времени. 'Писанки' и 'крашенки', характерные для крестьянской среды, были менее подвержены стилистическим временным изменениям.

Появление новых для России материалов, связанных с петровскими преобразованиями, а именно фарфора, стекла, папье-маше, способствовало развитию искусства изготовления русских пасхальных яиц. Первое дошедшее до нашего времени фарфоровое пасхальное яйцо создано к Пасхе 1749 года изобретателем русского фарфора Дмитрием Виноградовым. С открытием в 1748 году фарфора производство декоративных яиц в России было поставлено на промышленную основу

Начиная со второй половины XIX века оформление пасхальных яиц приняло более специфический характер с использованием традиционных религиозных пасхальных сюжетов ('Сошествие во ад', 'Воскресение' и др.), религиозной символики и атрибутики. В сцене 'Сошествие во ад' Христос, окруженный патриархами и пророками, стоит, держа Адама за правую руку, над дверьми ада, которые он только что разбил.

В 1874 году по заказу московских старообрядцев 'поповского толка' братьями Тюлиными, известными иконописцами из Мстеры, были писаны изображения на пасхальных яйцах для приветствия высоких особ. Яйца вытачивались из дерева. Каждое из них состояло из двух половинок, внутри было вызолочено матовым золотом, наружная сторона окрашена яркой малиновой краской. Яйцо было очень легким, чрезвычайно изящным и отполированным, как зеркало. Мастера Тюлины расписали яйца двух размеров: десять величиной с гусиное, восемь - с утиное. У всех яиц на одной из сторон был сюжет 'Сошествие во ад Спасителя', а на другой - изображение святого, покровительствующего тому лицу, которому предназначалось яйцо в подарок. Всего было три яйца со Св. Александром Невским, по одному - с царем Константином, князем Владимиром, митрополитом Алексием. Середину, где раскрывается яйцо, мастера отметили орнаментом. Роспись изображений отличается точностью деталей, древнерусской стилистикой, использованием червонного золота, за живопись на этих пасхальных яйцах были выплачены крупные по тем временам вознаграждения: за большие яйца - по 25 рублей, а за малые - по 15 рублей за один раритет.

В 1799 году на Императорском фарфоровом заводе было изготовлено 254 яйца, в 1802-м - 960.

Пасхальные яйца из папье-маше в конце XIX века делали на подмосковной фабрике Лукутина, ныне знаменитой Федоскинской фабрике лаковой миниатюрной живописи. Наряду с религиозными сюжетами мастера фабрики Лукутина часто изображали на пасхальных яйцах православные соборы и храмы. Одним из излюбленных сюжетов лукутинских мастеров был храм Василия Блаженного на Красной площади. В конце XIX - начале XX века наряду с иконами в московских иконописных мастерских, образованных выходцами из традиционных иконописных центров России - Палеха, Мстеры, Холуя, расписывали и пасхальные яйца.

Одним из первых соединить пасхальное яйцо с ювелирным украшением попытался Фаберже. Имя Карла Фаберже чаще всего ассоциируется с блестящим искусством декоративного пасхального яйца. По известным причинам декоративные яиц фирмы Фаберже до недавнего времени были более известны за пределами России Образцы хранились в специальных футлярах или сейфах и извлекались оттуда для показа только во время Пасхи.

Первое пасхальное яйцо 1885 года с полосками из синей эмали было выполнено мастером Михаилом Перхиным. Двадцатишестилетний петрозаводчанин, он в 1886 году становится главным мастером фирмы Фаберже. До 1903 года - года смерти Перхина - его инициалы ставились на всех яйцах-сюрпризах фирмы Фаберже, сделанных для императоров Александра III и Николая II. Яйцо, выполненное Перхиным, состояло из оболочки-скорлупы' из слоновой кости. В скорлупе - покрытая эмалью курица из золота с рубиновыми глазами. Внутри нее - золотая корона, унизанная жемчугом. Л в короне - золотое кольцо.

Когда изготовление художественных подарочных пасхальных яиц прекратилось, Пасху продолжали праздновать с 'крашенками' (теми самыми разукрашенными в один или несколько цветов яйцами, которые известны едва ли не всем в нашем обиходе) и 'писанками' (расписанными орнаментом). Традиция изготовления 'писанок' была сильна в западных районах Украины. Тамошние 'писанки' напоминают о дохристианском характере рисунка, уходящем во времена, когда русские, украинцы, белорусы были единым народом, об истоках общеславянских традиций. Орнамент 'писанок" делится на геометрический, растительный и зооморфный. У западноукраинских 'писанок' много символических обозначений, характерных для древних славян языческого периода - треугольники, звезды, кресты, точки, спирали, кружки, стилизованные растения, петушки, коньки и т. д.

'Писанки", как правило, делают в сельских местностях. В каждом селе имеется две-три расписчицы. Орнаментируют яйца следующим образом: яйцо покрывают воском при помощи тонкой металлической трубочки, закрепленной на деревянной ручке. Трубочкой наносят основные линии рисунка. А когда воск остынет, яйцо опускают в краску. Таким образом оно окрашивается целиком, кроме контурных линий рисунка, остающихся белыми, за тем части яйца, которые хотят сохранить окрашенными в эту первоначальную краску, покрывают воском, а яйцо опускают в краску другого цвета. И так несколько раз. После этого нагревают яйцо, растапливают воск - и 'писанка' готова. Применяются обычно растительные краски. 'Писанки' имеют два или более цвета. Существует особая техника орнаментирования яиц: узор выцарапывается тем или иным острым 'инструментом". Такие яйца называются 'скробанками'.

В Бабенской артели, расположенной в деревне Бабенки Подольского уезда, вытачивались полированные токарные изделия из дерева и кости, в том числе и яйца.

Наряду с Подмосковьем, известным высоким техническим и художественным качеством изделий из дерева на токарной основе, славен также Нижегородский край, где одно из первых мест принадлежит легендарной Хохломе. Для хохломской росписи характерны две разновидности орнамента: роспись 'верховая' и 'под фон'. Пасхальное хохломское яйцо, созданное главным художником производственно-художественного объединения - Хохломская роспись' Е. Доспаловой, отличается таким совершенством, что вспоминается легенда о золотом яичке. Именно золотое яйцо многие народы преподносили в качестве подарка и в языческие, и в христианские времена.

Как и до революции, пасхальные яйца с лаковой миниатюрной живописью Федоскино, Палеха, Мстеры и Холуя являются заказными и стоят довольно дорого. Обычно за роспись пасхальных яиц в этих центрах берутся только опытные высококвалифицированные мастера

С художественными традициями дореволюционного Санкт-Петербурга связано еще одно явление в современном искусстве оформления пасхального яйца - создание санкт-петербургскими мастерами пасхальных яиц по образцам Фаберже. Среди них выделяются миниатюрные кулоны с использованием христианской и языческой символики. Ажурные кулоны один к одному повторяют ажурные бусины барм из Рязанского клада, относящегося к памятникам ювелирного искусства домонгольской Руси.

Интересно отметить тот факт, что некоторые художники-профессионалы, обратившиеся к росписи матрешек, через три-четыре года занялись пасхальными яйцами, а позже иконописанием. Таким образом, повторился эволюционный путь, который, по мнению русского богослова, философа, ученого о. Павла Флоренского, от расписного египетского саркофага через фаюмский портрет привел к иконе. Марина Цветаева говорила, что все дары даются неведающим и неблагодарным, кроме дара души, которая не что иное, как совесть и память. В лучших своих проявлениях пасхальные яйца с религиозными изображениями обладают такой энергетикой, такой силой воздействия, что действительно способны пробудить историческую память и осветить наши души.

Источник: Интернет

15 апреля 2017 год

ПАСХАЛЬНАЯ ВИКТОРИНА

Картина дня

наверх