Первые документальные упоминания целовальников относятся ко временам Ивана III в XV веке. Как раз тогда Москва начинает активно превращаться в новый центр сбора русских земель. В связи с этим Великий князь издает первый московский судебник – всеобщий свод законов для подчиненных земель. Именно в судебнике впервые и упоминаются те самые загадочные «целовальники». И как уже можно было легко смекнуть, с поцелуями прекрасных барышень их деятельность не была связана.
Хотя работа целовальников и не касалась общения с прекрасными барышнями, попасть на такую работу все равно мечтал едва ли не каждый, во всяком случае во времена после Ивана III. Первоначально целовальниками называли тех, кто назначался общиной для проведения следственных и судебных мероприятий. Эти люди должны были выступать свидетелями обвинения, участвовать в арестах, а также присутствовать при обысках выступая в роли своеобразных понятых.
Название «целовальник» происходит от понятия «целовать крест» - давать клятву честности. Тех, кто участвовал непосредственно в арестах подозреваемых, называли «губными целовальниками» от слова «губить». Первоначально никаких привилегий или государственного содержания у целовальников не было, они выполняли общественный наказ общины. Однако, во времена после Ивана III ситуация сильно изменилась.
Теперь целовальником хотел быть каждый, ведь эти люди официально принимались на государственную службу. Им стали платить жалование. При этом функции целовальников значительно расширились. Отныне они также занимались сбором пошлин, податей и налогов. Как правило, выбирали таких «чиновников» на один год. В момент заступления на службу человек должен был расписаться в «крестоцеловальной книге», согласившись тем самым на то, что не будет брать взяток и воровать. Если же по истечению срока службы целовальника обнаруживалась недостача, то ее компенсировали при помощи конфискации из его собственного имущества или имущества всей общины.
Источник
Свежие комментарии