Всем привет!
В сентябре гранёный стакан отмечает день рождения: 11 сентября 1943 года в Гусь-Хрустальном был выпущен первый советский гранёный стакан.
Интересно, сохранился ли у вас хоть один гранёный стакан в хозяйстве? Ведь во времена Советского Союза такие стаканы были в каждом доме.
История создания его окутана многими легендами.
По одной из них владимирский мастер стекловарения, Ефим Смолин, преподнес в подарок царю такой стакан с уверениями, что его разбить практически невозможно. Петр испил из него вина и швырнул на землю, произнося слова: «Стакану быть». Но, к большому сожалению, стакан разбился. Однако правитель не показал своего гнева, а с тех пор появилась традиция бить посуду в процессе застолья. А царь в то время пытался реформировать армию, которая была далека от полной боевой готовности, и приказал граненым стаканом ограничивать суточную дозу вина, которая полагалась солдатам в армии. Стакан стал популярен особенно на русском флоте, так как при качке, опрокидываясь, не скатывался по столу на пол.По другой версии свою руку к изобретению граненого стакана приложил советский инженер Николай Славянов, профессор геологии. Его заслугам приписывается высокий уровень развития металлургической отрасли в советское время. Первоначально Славянов предложил сделать стакан из металла, и варианты содержали эскизы изделий с 10, 20 и 30 гранями. Это уже потом скульптор Вера Мухина, автор известной скульптуры "Рабочий и колхозница" предложила выпускать такой стакан в стеклянном виде.
Есть мнение, что история граненого стакана связана вовсе не с Россией. Отличное тому подтверждение – это картина испанского художника Диего Веласкеса.
«Завтрак». (1617—1618). Автор: Диего Веласкес.
Слово "стакан" скорее всего тюркского происхождения, образовано из слов "достархан" - праздничный стол и "тустыган" - чаша.
История граненого стакана в России начинается с 1943 года, когда сошел с конвейера стекольного завода в Гусь-Хрустальном первый представитель армии стаканов.
Вот его характеристики:
Диаметр самой верхней части - от 7,2 до 7,3 см.
Диаметр дна стакана - 5,5 см.
Высота стеклянного изделия составляет 10,5 сантиметров.
Количество граней чаще всего 16 или 20.
По верху стакана идет кромка, ширина которой - от 1,4 до 2.1 см.
Стоимость такой посуды зависела от количества граней. Стакан с 10 гранями стоил 3 копейки, а с 16 гранями – 7 копеек. От количества граней объем не зависел, он всегда оставался неизменным – 250 мл.
Интересные факты:
1. Не скатывался со стола, например, на морском судне во время качки и движения по волнам.
2. Популярность в заведениях общественного питания объяснялась его высокой прочностью. Стакан остается целым при падении с приличной высоты. Такая прочность объясняется как раз наличием граней, которые придают это свойство хрупкому стеклу.
3. Любители распития спиртных напитков облюбовали этот предмет, так как с его помощью было легко разделить бутылку на троих. Если наливать жидкость до ободка, то в одном стакане помещается как раз третья часть пол-литровой бутылки. Отсюда и выражение "сообразить на троих". Из граненых стаканов положено было пить только водку, другие алкогольные напитки никак не ассоциируются с этой посудой.
Гранёный стакан использовался не только по своему прямому назначению:
1. Наиболее известное использование – это вырезание с его помощью заготовок для вареников, пельменей. Если требовался больший диаметр, то брали большой стакан, а при необходимости использовали стопки. Несмотря на то что сейчас имеется масса приспособлений для облегчения этого процесса, многие хозяйки так и не перестали использовать для этого старый и надежный стакан.
2. Граненый стакан на советской кухне был универсальным прибором для измерения. В старых кулинарных изданиях измеряли продукты для приготовления не в граммах, а в стаканах.
3. Совсем необычное использование граненого стакана - в роли осушителя. Его часто можно было видеть зимой стоящим между двойными рамами. В стакан насыпали соль, чтобы окна не промерзали.
4. Стакан можно использовать для демонстрации оптических явлений: если в него налить воды и поместить чайную ложку, то кажется, что она надломленная.
Гранёный стакан был настолько популярен, что его изображали художники на своих картинах:
Корзина с земляникой. (1761). (Частная коллекция.). Автор: Жан Шарден.
Натюрморт со стеклянным кувшином, фруктами и цветами, 1861 (Лондон, Национальная галерея). Автор: Анри Фантен-Латур
Натюрморт с яблоками и бокалом вина. 1877-79. Автор: Поль Сезанн
Цветущая ветка миндаля в стакане и книга. (1888). (Частная коллекция). Автор: Винсент Ван Гог
Ветка цветущего миндаля в стакане. (1888).(Музей Амстердама) . Автор: Винсент Ван Гог.
Удивительный мир стаканов Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина (1878—1939)
Петров-Водкин естественно не был первым мастером «стаканного» жанра в истории искусства. И как видим, задолго до него художники также изображали различные сосуды из стекла в своих натюрмортах, в том числе и граненые стаканы. Во время революции граненые стаканы и стопки стали пролетарским предметом. Ещё в 1918 году на «Утреннем натюрморте» Петров-Водкин изобразил свой первый 12-гранный стакан с чаем. А напишет он их за свою творческую карьеру множество и гранёных и обычных, гладких
Утренний натюрморт. (1918г.). (Государственный Русский Музей). Автор: Кузьма Петров-Водкин.
С каждым натюрмортом мастерство художника крепло, и он стал одним из выдающихся мастеров этого жанра за всю историю российской живописи. В каждой работе прослеживается как живописец умело преломляет в стеклянных гранях окружающие предметы, а на примере ложек это просматривается лучше всего.
Натюрморт со стаканом, фруктом и фотографией. (1924г.). (Частная коллекция). Автор: Кузьма Петров-Водкин
Натюрморты Кузьмы Сергеевича со стаканами это нечто вызывающее ряд ассоциаций с неоднозначной фамилией самого художника, доставшейся ему от выпивохи-деда, который умудрился к фамилии "Петров" заполучить приставку - "Водкин".
Анализируя творчество Петрова-Водкина искусствоведы пришли к выводу, что художник в буреломные революционные годы обратился к жанру натюрморта от безысходности. "Выходить лишний раз из дома на пленэр опасно — за окном диктатура пролетариата. Заплатить натурщице нечем — вокруг голод и нищета. Что ждет от искусства новая власть рабочих и крестьян — тоже не понятно. Вот и остается рисовать стол с граненым стаканом, скудным пайком и яблоками, которые присылает мама из далекого Хвалынска".
Свежие комментарии