ДАВАЙ ПОГОВОРИМ

10 839 подписчиков

Свежие комментарии

  • Ирина Осипова
    Вы абсолютно правы.👍👍👍День неполного ос...
  • Ирина Осипова
    вот это действительно очень-очень мерзко и гадко!!!!🤮🤮🤮День неполного ос...
  • Traveller
    А не напомнить ли Вам, голубчик, кто открывал этот самый гадюшник - "ельцин-центр"? И кто носит подарочки на день рож...День неполного ос...

Всё о гранёном стакане

какая история у граненого стакана в России

Всем привет!

В сентябре гранёный стакан отмечает день рождения: 11 сентября 1943 года в Гусь-Хрустальном был выпущен первый советский гранёный стакан.

Интересно, сохранился ли у вас хоть один гранёный стакан в хозяйстве? Ведь во времена Советского Союза такие стаканы были в каждом доме.

История создания его окутана многими легендами.

По одной из них владимирский мастер стекловарения, Ефим Смолин, преподнес в подарок царю такой стакан с уверениями, что его разбить практически невозможно. Петр испил из него вина и швырнул на землю, произнося слова: «Стакану быть». Но, к большому сожалению, стакан разбился. Однако правитель не показал своего гнева, а с тех пор появилась традиция бить посуду в процессе застолья. А царь в то время пытался реформировать армию, которая была далека от полной боевой готовности, и приказал граненым стаканом ограничивать суточную дозу вина, которая полагалась солдатам в армии. Стакан стал популярен особенно на русском флоте, так как при качке, опрокидываясь, не скатывался по столу на пол.

Стакану быть!

По другой версии свою руку к изобретению граненого стакана приложил советский инженер Николай Славянов, профессор геологии. Его заслугам приписывается высокий уровень развития металлургической отрасли в советское время. Первоначально Славянов предложил сделать стакан из металла, и варианты содержали эскизы изделий с 10, 20 и 30 гранями. Это уже потом скульптор Вера Мухина, автор известной скульптуры "Рабочий и колхозница" предложила выпускать такой стакан в стеклянном виде.

Есть мнение, что история граненого стакана связана вовсе не с Россией. Отличное тому подтверждение – это картина испанского художника Диего Веласкеса.

«Завтрак». (1617—1618). Автор: Диего Веласкес.

Слово "стакан" скорее всего тюркского происхождения, образовано из слов "достархан" - праздничный стол и "тустыган" - чаша.

История граненого стакана в России начинается с 1943 года, когда сошел с конвейера стекольного завода в Гусь-Хрустальном первый представитель армии стаканов.

Вот его характеристики:

Диаметр самой верхней части - от 7,2 до 7,3 см.

Диаметр дна стакана - 5,5 см.

Высота стеклянного изделия составляет 10,5 сантиметров.

Количество граней чаще всего 16 или 20.

По верху стакана идет кромка, ширина которой - от 1,4 до 2.1 см.

Стоимость такой посуды зависела от количества граней. Стакан с 10 гранями стоил 3 копейки, а с 16 гранями – 7 копеек. От количества граней объем не зависел, он всегда оставался неизменным – 250 мл.

Интересные факты:

1. Не скатывался со стола, например, на морском судне во время качки и движения по волнам.

2. Популярность в заведениях общественного питания объяснялась его высокой прочностью. Стакан остается целым при падении с приличной высоты. Такая прочность объясняется как раз наличием граней, которые придают это свойство хрупкому стеклу.

3. Любители распития спиртных напитков облюбовали этот предмет, так как с его помощью было легко разделить бутылку на троих. Если наливать жидкость до ободка, то в одном стакане помещается как раз третья часть пол-литровой бутылки. Отсюда и выражение "сообразить на троих". Из граненых стаканов положено было пить только водку, другие алкогольные напитки никак не ассоциируются с этой посудой.

Гранёный стакан использовался не только по своему прямому назначению:

1. Наиболее известное использование – это вырезание с его помощью заготовок для вареников, пельменей. Если требовался больший диаметр, то брали большой стакан, а при необходимости использовали стопки. Несмотря на то что сейчас имеется масса приспособлений для облегчения этого процесса, многие хозяйки так и не перестали использовать для этого старый и надежный стакан.

граненый стакан история сколько граней

2. Граненый стакан на советской кухне был универсальным прибором для измерения. В старых кулинарных изданиях измеряли продукты для приготовления не в граммах, а в стаканах.

3. Совсем необычное использование граненого стакана - в роли осушителя. Его часто можно было видеть зимой стоящим между двойными рамами. В стакан насыпали соль, чтобы окна не промерзали.

4. Стакан можно использовать для демонстрации оптических явлений: если в него налить воды и поместить чайную ложку, то кажется, что она надломленная.

Гранёный стакан был настолько популярен, что его изображали художники на своих картинах:

Корзина с земляникой. (1761). (Частная коллекция.). Автор: Жан Шарден.

Натюрморт со стеклянным кувшином, фруктами и цветами, 1861 (Лондон, Национальная галерея). Автор: Анри Фантен-Латур

Натюрморт с яблоками и бокалом вина. 1877-79. Автор: Поль Сезанн

Цветущая ветка миндаля в стакане и книга. (1888). (Частная коллекция). Автор: Винсент Ван Гог.

Цветущая ветка миндаля в стакане и книга. (1888). (Частная коллекция). Автор: Винсент Ван Гог

Ветка, цветущего миндаля, в стакане. (1888).(Museum, Amsterdam) . Автор: Винсент Ван Гог.

Ветка цветущего миндаля в стакане. (1888).(Музей Амстердама) . Автор: Винсент Ван Гог.

Удивительный мир стаканов Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина (1878—1939)

Петров-Водкин естественно не был первым мастером «стаканного» жанра в истории искусства. И как видим, задолго до него художники также изображали различные сосуды из стекла в своих натюрмортах, в том числе и граненые стаканы. Во время революции граненые стаканы и стопки стали пролетарским предметом. Ещё в 1918 году на «Утреннем натюрморте» Петров-Водкин изобразил свой первый 12-гранный стакан с чаем. А напишет он их за свою творческую карьеру множество и гранёных и обычных, гладких

Утренний натюрморт. (1918г.). (Государственный Русский Музей). Автор: Кузьма Петров-Водкин.

С каждым натюрмортом мастерство художника крепло, и он стал одним из выдающихся мастеров этого жанра за всю историю российской живописи. В каждой работе прослеживается как живописец умело преломляет в стеклянных гранях окружающие предметы, а на примере ложек это просматривается лучше всего.

Натюрморт со стаканом, фруктом и фотографией. (1924г.). (Частная коллекция). Автор: Кузьма Петров-Водкин.

Натюрморт со стаканом, фруктом и фотографией. (1924г.). (Частная коллекция). Автор: Кузьма Петров-Водкин

Натюрморты Кузьмы Сергеевича со стаканами это нечто вызывающее ряд ассоциаций с неоднозначной фамилией самого художника, доставшейся ему от выпивохи-деда, который умудрился к фамилии "Петров" заполучить приставку - "Водкин".

Виноград. (1938). (Государственный Русский Музей). Автор: Кузьма Петров-Водкин.

Анализируя творчество Петрова-Водкина искусствоведы пришли к выводу, что художник в буреломные революционные годы обратился к жанру натюрморта от безысходности. "Выходить лишний раз из дома на пленэр опасно — за окном диктатура пролетариата. Заплатить натурщице нечем — вокруг голод и нищета. Что ждет от искусства новая власть рабочих и крестьян — тоже не понятно. Вот и остается рисовать стол с граненым стаканом, скудным пайком и яблоками, которые присылает мама из далекого Хвалынска".

Розовый натюрморт. Ветка яблони. (1918г.) (Государственная Третьяковская Галерея). Автор: Кузьма Петров-Водкин.

Источник

Картина дня

наверх