Чиновники в России – всегда беда. Как их ни бичевали великие писатели и сатирики прошлого, как с ними ни боролась власть, чиновники выживали, приспосабливались к новым метлам и по-прежнему делали свое дело, вернее, фактически проваливали (или пытались тормозить) любое важное для общество начинание.
На самом деле, чиновники – это важное передаточное звено от власти к обществу, экономике, культуре, к каждому гражданину, наконец; и точно так же в обратную сторону: снизу – вверх. А у нас чиновники – это всегда тормоз и преграда. И как-то так получается, что власть вроде бы и борется с недостойными представителями чиновничьего класса, но в целом безуспешно. А общество, почему-то так выходит, фактически не имеет никаких рычагов воздействия на отечественных «манагеров».
Вот сейчас в СМИ муссируются две темы, которые связывает между собой фигура его величества российского чиновника.
Три месяца назад в Иркутской области случилась беда – паводок. С тех пор вода ушла — а беда осталась. Сейчас в области уже трескучие морозы, а люди по-прежнему в отчаянии ходят по инстанциям, пытаясь получить законную помощь. Вместо неё они получают в чиновничьих кабинетах хамство, издевательство, насмешки. Местные властители грозят отдельным недовольным даже уголовным преследованием. И ничто, даже грозно насупленные брови и окрики из центра не способны как-то повлиять на местных царьков, которым, как кажется, никто и ничто не указ.
Вторая резонансная тема – строительство космодрома «Восточный», вернее, чудовищное воровство, которое это строительство сопровождает. Как резюмировал Владимир Путин: «Воруют - сотнями миллионов, сотнями миллионов!»
Строительство космодрома «Восточный» началось в 2011 году и до сих пор не завершилось. К весне 2016 года удалось построить только первую очередь. За это время вокруг объекта многократно вспыхивали коррупционные скандалы. За время реализации проекта было возбуждено свыше 140 уголовных дел, общий ущерб по которым оценили более чем в 10 млрд рублей. Но, судя по реплике Президента РФ, никакие уголовные дела не способны отбить у «манагеров» желания запустить руку в государственный карман.
Как же бороться с бесчеловечными и вороватыми чиновниками? Может быть расстреливать, как в Китае? Но, во-первых, наше общество, конечно, не готово да и не желает принимать свинцовые пилюли в качестве панацеи от мздоимства. А, во-вторых, это уже свидетельствует практика самого Китая – даже такие радикальные меры, как публичный расстрел, не способны существенно повлиять на коррупцию и воровство со стороны чиновников.
В свое время, беседуя с российским экономистом и политологом Михаилом Делягиным, я услышал от него такую вот версию генезиса российского чиновника. По мнению Делягина, традиционный карьерист советского типа своими действиями игнорировал реальность, понимая, что главное – это мнение начальника, но все-таки эту реальность как-то учитывал и как-то к ней относился. А вот реалии последних 20 лет, когда торжествует социальный дарвинизм, когда в ходу лукавая формула: «Если ты такой умный, то почему ты бедный?», создали новый тип менеджеров, которые больше напоминают зомби или биороботов. И вот эти создания уже не понимают в принципе, зачем им нужно что-то знать о реальности, и отвергают любое знание о ней. Люди для них биомасса, а главная забота и мотивация – преуспеть любой ценой.
В советское время был очень популярен фильм «Его звали Роберт». Главный герой фильма – человекоподобный робот легко сходил за человека, выполняя массу человеческих функций. Но полностью сломался, «перегорел», когда героиня ленты настойчиво попросила его ответить на простой вопрос: «Чем пахнет сено после дождя?» и заставила понюхать цветы.
Российская наука с тех пор шагнула далеко вперед, и способна, наверняка, разработать тесты, с помощью которых можно отличить человека от биоробота. И всего-то необходимо прогнать всех претендентов на чиновничье кресло через такой детектор лжи и правды. И главными тестами должны быть тесты на человечность и честность. Фантазия? Конечно. Но что остается, когда, кажется, и власть не видит реального способа борьбы с чиновниками-биороботами.
Николай Ветров, Агентство СЗК
Свежие комментарии