На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ДАВАЙ ПОГОВОРИМ

10 847 подписчиков

Свежие комментарии

  • Ирина Осипова
    Вы абсолютно правы.👍👍👍День неполного ос...
  • Ирина Осипова
    вот это действительно очень-очень мерзко и гадко!!!!🤮🤮🤮День неполного ос...
  • Traveller
    А не напомнить ли Вам, голубчик, кто открывал этот самый гадюшник - "ельцин-центр"? И кто носит подарочки на день рож...День неполного ос...

Кто были первыми учителями и гувернерами Пушкина, Толстого, Достоевского и других классиков русской литературы

Ни для кого не секрет, что учителя играют большую роль в развитии и формировании личности абсолютно каждого человека. В XIX столетии в благородные семьи было принято приглашать на дом учителя. Он обучал детей письму, счету, иностранным языкам, различным наукам, манерам и всему остальному, что необходимо при подготовке к поступлению в учебное заведение. Также домашние педагоги зачастую выступали в роли гувернеров, воспитывающих детей. Кстати, в основном на эту должность выбирали иностранцев. 

Ивана Тургенева наказывали за каждый пустяк

Отец Ивана Сергеевича злился, что его дети редко пишут на русском, поэтому обращался к ним в письме с такими фразами: «Вы все мне пишете по-французски или по-немецки, а за что пренебрегаете наш природный — если вы в оном очень слабы, — это меня очень удивляет»
Отец Ивана Сергеевича злился, что его дети редко пишут на русском, поэтому обращался к ним в письме с такими фразами: «Вы все мне пишете по-французски или по-немецки, а за что пренебрегаете наш природный — если вы в оном очень слабы, — это меня очень удивляет»

Иван Сергеевич появился на свет в благородной и обеспеченной семье, поэтому с ним с самого детства были лучшие французские и немецкие воспитатели и учителя. Также занималась воспитанием Тургенева и его мать, которая была образована и любила читать романы иностранных писателей в оригинале. Она разговаривала с детьми в основном на французском, что очень раздражало отца, который считал, что его наследники не сильны в родном языке. Женщина была достаточно требовательная, жесткая и импульсивная. По воспоминаниям Ивана Сергеевича, наказание его находило по каждому пустяку.

Когда Тургеневу было девять лет, он с семьей жил в Европе. Но со временем они вернулись на родину, чтобы у мальчика была возможность получить дома хорошее образование. Ему наняли педагогов по русскому и иностранным языкам, истории, географии, математике, живописи, а также танцам. С таким количеством занятий день юного Тургенева был расписан буквально по минутам. Но благодаря этому, уже к двенадцати годам, Тургенев отлично владел несколькими языками и мог прочесть сборники любых философов Европы в оригинале.

Поступив в частный пансион, он продолжил занятия на дому с педагогами, так как данное учебное заведение было домашнего характера. Русскую литературу юному Тургеневу преподавал поэт Иван Клюшников. К слову, Тургенев с огромным почтением относился к своему наставнику и педагогу, он даже продолжил общение с ним, став взрослым.

Любовь к книгам у Александра Пушкина с детства

В лицее друг поэта Иван Пущин удивлялся кругозору Александра Сергеевича: «Все мы видели, что Пушкин нас опередил, многое прочел, о чем мы и не слыхали, все, что читал, помнил»
В лицее друг поэта Иван Пущин удивлялся кругозору Александра Сергеевича: «Все мы видели, что Пушкин нас опередил, многое прочел, о чем мы и не слыхали, все, что читал, помнил»

Несмотря на то что семья Александра Сергеевича не была богатой, она общалась с очень влиятельными людьми. В семье образованием детей особо никто не занимался, однако гувернеров из Европы все же приглашали, но они постоянно сменяли друг друга. Первым педагогом был французский эмигрант граф Монфор, который был на редкость образованным человеком, увлекался музыкой и живописью. Граф смог вызвать особую симпатию у маленького Пушкина. Он сумел обучить будущего поэта золотого века прекрасной французской речи в игровой форме: рассказывал захватывающие истории, играл с детьми в шарады и прочие игры.

Кстати, именно на французском языке Александр Сергеевич написал свои первые стихотворения. Затем был Русло, который писал прекрасные французские стихи, далее Шедель, Лодж, мисс Бейли и другие. У них была полная власть над детьми, поэтому неудивительно, что с детьми они разговаривали только по-французски.

А вот родному языку и математическим наукам детей обучал священник Александр Беликов, который был одним из самых лучших преподавателей того времени. Это доказывают награды, которые он получил от российской императрицы Марии Федоровны. Также ему была дана честь переводить учения иностранных духовных наставников на русский язык и участвовать в издании русско-латинского словаря. Но, несмотря на все это, учился Александр Сергеевич средне, да и славился задирчивым характером.

Так что в лицей он смог поступить в 1811 году только лишь благодаря связям его дяди, который дружил с министром - одним из создателей Царскосельского лицея. Здесь поэт учился шесть лет, окончив его по второму разряду, имея «отлично» лишь по русской и французской словесности, а также фехтованию. Склонность к словесным наукам объясняется большим количеством времени, которое проводил Пушкин в детские годы за чтением книг на русском и французском языках в огромной библиотеке отца. Кстати, это было его любимое место в доме.

Одиннадцать преподавателей Льва Толстого

Прежде чем устроиться в семью гувернером, французский педагог Сен-Тома выдвинул требование: «Я должен иметь полную власть и неоспоримый авторитет в такой мере, чтобы при словах «об этом будет сообщено господину Сен-Тома» — восстанавливался порядок»
Прежде чем устроиться в семью гувернером, французский педагог Сен-Тома выдвинул требование: «Я должен иметь полную власть и неоспоримый авторитет в такой мере, чтобы при словах «об этом будет сообщено господину Сен-Тома» — восстанавливался порядок»

Лев Николаевич в раннем возрасте лишился родителей: матери - в полтора года, а отца - в девять лет. Так что воспитанием будущего писателя занимались тети, которые опекали не только его, но и братьев с сестрой. Не жалея на осиротевших детей денег, тетушки пригласили домой одиннадцать педагогов.
В детстве у Толстого были учителя-иностранцы. По словам писателя, учился он плохо, так как в возрасте пяти лет он обучался совместно со своими старшими братьями, получающими намного больше внимания от педагогов.

Французский педагог Сен-Тома стал первым гувернером будущего писателя. Мужчина абсолютно не понимал по-русски, однако обожал культуру и быт России, поэтому практически за один год он освоил великий и могучий. Педагог обучал мальчиков латыни и французскому языку. Гувернер был довольно строгим в обучении, поэтому сразу предупредил работодателей, что ему необходима абсолютная власть над детьми и неоспоримый авторитет в их глазах.

Гувернер не вызывал теплых чувств у маленького Льва, наоборот, он стал причиной его ужаса перед любым проявлениям насилия, который писатель испытывал на протяжении жизни. Случилось это после того, как он, в наказание за недостаточно хорошо сделанные уроки, запер Толстого в кладовой, угрожая розгами.

А вот к немецкому педагогу Федору Россель, напротив, испытывал сочувствие, теплоту и заботу. Федор был мужчиной с трагической судьбой: он отправился вместо своего брата на военную службу, затем был взят в плен, откуда сбежал и после не смог больше попасть на родину. Лев Николаевич проникся душой к несчастному старику и сделал его прототипом Карла Ивановича из повести «Детство» - немцем с добрым лицом.

В усадьбе Михаила Лермонтова была целая комната для обучения

Лермонтов был прилежным учеником, поэтому в одном из своих писем тетушке он писал: «Я думаю, что вам приятно будет узнать, что я в русской грамматике учу синтаксис и что мне дают сочинять; я к вам пишу это не для похвальбы, но, собственно, оттого, что вам это будет приятно; географию я учу математическую; по небесному глобусу градусы, планеты, ход их и прочее; прежнее учение истории мне очень помогло»
Лермонтов был прилежным учеником, поэтому в одном из своих писем тетушке он писал: «Я думаю, что вам приятно будет узнать, что я в русской грамматике учу синтаксис и что мне дают сочинять; я к вам пишу это не для похвальбы, но, собственно, оттого, что вам это будет приятно; географию я учу математическую; по небесному глобусу градусы, планеты, ход их и прочее; прежнее учение истории мне очень помогло»

Михаил Юрьевич провел детские годы в усадьбе Тарханы, где его воспитывала бабушка, которая души в нем не чаяла. Поместье, казалось, было устроено исключительно для счастливого и радостного детства любимого внука. Также женщина подошла серьезно и к его обучению: выделила и оборудовала в поместье целое помещение для занятий, нашла и оплатила самых лучших европейских и отечественных преподавателей.

Самое удивительное, чтобы внук не скучал во время занятий, бабушка приглашала на обучение соседских мальчишек-ровесников. По итогу получался практически целый класс, насчитывающий около десяти человек. Француз Жако стал первым гувернером и учителем мальчика. Затем был учитель Жан Капэ, ученый Леви, гувернер Винсо. Также среди учителей будущего поэта была и женщина - Христина Ремер, которая преподавала немецкий язык.

Михаил Юрьевич любил учиться. Он обучался грамматике, математике, языкам, географии и прочим наукам, а также игре на музыкальных инструментах: скрипка и фортепиано. Когда подходило время к поступлению в учебное заведение, то с двенадцатилетним Лермонтовым на протяжении года занимались преподаватели из университета.

К примеру, Алексей Зиновьев обучал русскому и латинскому языкам, географии и истории. Кстати, именно ему начинающий поэт показал свои первые стихотворения. Также обучал юного Лермонтова профессор, литературный критик, поэт и переводчик Алексей Мерзляков. На его лекции приходили не только юные студенты, но и представители светской элиты.

Первыми учителями Достоевского были его родители

Дьякон, преподававший Слово Божье был прекрасным рассказчиком, что даже «маменька, оставив свою работу, начинала не только слушать, но и глядеть на воодушевляющегося преподавателя».
Дьякон, преподававший Слово Божье был прекрасным рассказчиком, что даже «маменька, оставив свою работу, начинала не только слушать, но и глядеть на воодушевляющегося преподавателя».

Федор Михайлович родом хоть из не богатой, но знатной дворянской семьи. Родители будущего писателя хотели дать своим сыновьям хорошее образование. У Федора с братом Михаилом разница всего год, поэтому их учили вместе. Родители стали первыми наставниками и учителями для своих наследников. Они обучали сыновей письму, чтению, арифметике и иностранным языкам. Со временем в дом были приглашены уже профессиональные педагоги.

Николай Драшусов обучал братьев французскому языку, его старший сын Александр — математике, а младший сын Владимир — словесности. Эта семья стала прекрасным примером для своих учеников. Николай Драшусов держал мужской пансион, где числился преподавателем. Его старший сын в будущем стал одним из первых русских астрономов, а затем и директором обсерватории в Москве. А младший сын стал крупным издателем, а также редактором популярной газеты Москвы, где публиковал статьи популярных писателей.

А приглашенный дьякон преподавал братьям Достоевским Слово Божье. Он так увлекательно рассказывал библейские сюжеты, что даже мама учеников, позабыв о своих домашних заботах, увлеченно слушала и смотрела на интересного преподавателя.

Как видно, детство и учеба у поэтов и писателей XIX века были достаточно интересными и насыщенными.
Источник

Картина дня

наверх