Меню для лауреата: тайны банкета, на котором чествуют лауреатов Нобелевской премии

 
Ежегодно 10 декабря в Стокгольме проходит церемония вручения Нобелевской премии. Все награды, кроме премии мира, вручает король Швеции, а после церемонии награждения все лауреаты и их гости приглашаются на специальный Нобелевский банкет. Меню банкета, проводимого с 1901 года, ни разу не повторилось, а весь ход торжественного ужина выверен до секунды, причем хронометраж его проведения не был нарушен ни разу.

В соответствии с протоколом

Банкет проходит в Голубом зале ратуши. / Фото: www.resources.mynewsdesk.com
Банкет проходит в Голубом зале ратуши. / Фото: www.resources.
mynewsdesk.com

Вся церемония вручения Нобелевской премии строго соответствует протоколу, написанному много лет назад. И, если саму торжественную церемонию вручения наград благодаря телевидению может увидеть любой желающий, то прямую трансляцию с банкета, естественно, никто не ведёт. Банкет же не менее интересен, чем вручение наград.

Нобелевский банкет. / Фото: www.global-geography.org
Нобелевский банкет. / Фото: www.global-geography.org

Лауреатам нобелевской премии разрешается взять с собой на торжественный ужин не более 16 гостей. Их список и количество оговариваются заранее. На банкете всегда присутствует король и королева Швеции, члены правящей семьи, члены правительства, а также студенты. Для последних проводится специальный розыгрыш, в котором могут участвовать студенты шведских университетов независимо от гражданства.
Естественно, что для участников церемонии и ужина существует строжайший дресс-код. Для женщин это длинное вечернее платье любого стиля, для мужчин это непременный смокинг, белая рубашка и галстук-бабочка.

С точностью до миллиметра

Нобелевский банкет поистине незабываемое событие. / Фото: www.youbioit.com
Нобелевский банкет поистине незабываемое событие. / Фото: www.youbioit.com

Банкет всегда проходит в Голубом зале городской ратуши и на нем присутствует порядка 1500 человек. Примерно за 7 дней до банкета прибывают живые цветы и уже готовые композиции из итальянского Сан-Ремо. Выбор города для поставки цветов далеко не случаен, ведь именно в Сан-Ремо находилась вилла Альфреда Нобеля, где он провел последние годы своей жизни и которую называл не иначе, как Mio Nido - «моё гнёздышко». Для украшения Голубого зала ратуши уходит 20 контейнеров самых разнообразных цветов. После банкета все они развозятся по шведским больницам и домам престарелых.

Подготовка к банкету. / Фото: Helena Paulin-Strömberg, www.mynewsdesk.com
Подготовка к банкету. / Фото: Helena Paulin-Strömberg, www.mynewsdesk.com

За неделю до проведения главного банкета начинаются репетиции официантов. Старшие официанты – это своеобразные бригадиры. В их руках всегда находится дирижёрская палочка и секундомер, а рядом стоят специальные планшеты со схемами, стрелками и специальными значками.

Официанты не имеют права на ошибку. / Фото: www.twimg.com
Официанты не имеют права на ошибку. / Фото: www.twimg.com

Ни один человек, обслуживающий банкет, не имеет права делать лишние движения, так как это может привести к сбою всей системы. Не зря распорядители с линейкой в руках расставляют всю посуду: расстояние между бокалами, тарелками и столовыми приборами соблюдается до миллиметра. Точно так же размещаются стулья, на определенном расстоянии от стола. При этом на каждого гостя за столом отведено ровно 60 сантиметров.

Звездный час или кошмар шеф-повара

Подготовка к банкету. / Фото: Helena Paulin-Strömberg, www.mynewsdesk.com
Подготовка к банкету. / Фото: Helena Paulin-Strömberg, www.mynewsdesk.com
 
Меню торжественного ужина никогда не повторяется, до 10 декабря оно держится в строжайшем секрете. А через несколько дней после церемонии с ним можно не только познакомиться, но и попробовать. Для этого придётся посетить «Погребок ратуши», ресторан, расположенный в здании городского муниципалитета, где по желанию клиента могут приготовить всё, чем чествовали лауреатов начиная с 1901 года.
 
Блюда в меню никогда не повторяются. / Фото: www.blogspot.com
Блюда в меню никогда не повторяются. / Фото: www.blogspot.com

За два месяца до церемонии кулинары предоставляют на утверждение членам Нобелевского комитета три варианта праздничного меню. Но даже после утверждения продолжается работа по выяснению индивидуальных условий питания лауреатов. Нельзя допустить, чтоб гостю, у которого аллергия на какой-либо продукт, попал в тарелку аллерген, вегетарианцу ни в коем случае не подадут мясо, а еврею специально приготовят кошерную пищу.
 
Парад мороженого. / Фото: www.atlasobscura.com
Парад мороженого. / Фото: www.atlasobscura.com

Несмотря на то, что на банкете присутствуют около полутора тысяч человек, разогревать блюда считается недопустимым, поэтому подачу блюд организовывают так, чтоб с момента появления в дверях Голубого зала первого официанта, до подачи блюда последнему гостю, прошло ровно две минуты. Исключение сделано лишь для мороженого. Его подают в течение трёх минут, да и то лишь потому, что его вынос сопровождается парадом со свечами и бенгальскими огнями. При этом мороженое является обязательным десертом, меняется только его вкус и подача.
 
Так подавали мороженое на одном из Нобелевских банкетов. / Фото: Helena Paulin-Strömberg, www.mynewsdesk.com
Так подавали мороженое на одном из Нобелевских банкетов. / Фото: Helena Paulin-Strömberg, www.mynewsdesk.com

Ужин готовят 20 лучших шеф-поваров, подачу блюд обеспечивают 200 официантов, координируют действия всего персонала 8 распорядителей, за подачу спиртного отвечают 5 сомелье. Плюс мойщики посуды, подсобные рабочие кухни. Помимо основных сотрудников обязательно предусмотрены запасные. В случае, если повару или официанту вдруг станет плохо, что вполне допустимо при таком напряжении, то на его место тут же станет другой человек. Все это ради того, чтобы строго соблюсти хронометраж.
 
Сервиз для Нобелевского банкета - произведение искусства. / Фото: www.moiklin.ru
Сервиз для Нобелевского банкета - произведение искусства. / Фото: www.moiklin.ru

Специальный сервиз для церемонии был заказан в 1991 году, к 90-й годовщине Нобелевской премии. Его по праву можно назвать произведением искусства. Единственная чайная чашка сервиза изготовлена персонально для принцессы Лилианы, не употребляющей кофе.
 
На банкете никогда не бывает задержек или опозданий. / Фото: www.y.cdn-expressen.se
На банкете никогда не бывает задержек или опозданий. / Фото: www.y.cdn-expressen.se

В 18-45 все гости уже находятся на своих местах. Ровно в 19-00 в зал церемонно входят почетные гости в полном соответствии с табелью о рангах. Первыми непременно выступают король и королева. При этом король ведёт женщину-лауреата премии по физике, если таковая имеется, если нет, то супругу лауреата по физике. Королева неизменно входит в зал в сопровождении Председателя Нобелевского комитета.
Первый тост звучит в 19-05 и он всегда за короля. Второй тост - в память Альфреда Нобеля, а после него обязательная органная композиция. После банкета, ровно в 22-15 начинается Нобелевский бал в Золотом зале, а в 1-30 мероприятие заканчивается.
Альфред Нобель
Учредитель Нобелевской премии, всемирно известный шведский химик, инженер, промышленник, меценат Альфред Нобель  основал 93 завода в 20 странах, был автором 355 запатентованных изобретений, в том числе динамита, барометра, холодильного аппарата, газового счетчика, переключателя скоростей. Однако его называли миллионером на крови и торговцем смертью. В его жизни было немало парадоксов: на деньги, полученные от смертоносного изобретения, была учреждена премия мира.

Музыкальная минутка. Майя Кристалинская

 

Эту удивительную певицу, являвшуюся истинным народным кумиром, именовали душевным камертоном советского народа. Москва узнала о ней в 1957 во время проведения Международного фестиваля молодёжи и студентов. Вскоре ее композиции «Старый клен» «А снег идет», «Нежность» зазвучали по всей стране. В шестидесятые годы минувшего века эта талантливая вокалистка была очень популярна, а вот в семидесятые ее посчитали «пропагандистом грусти» и отлучили от радио и телевидения. Имя этой талантливой женщины – Майя Кристалинская.

Майя с детских лет жила в творческой атмосфере. Отец, Владимир Григорьевич Кристалинский, был человеком творческим, сочинял детские головоломки, игры, кроссворды, написал книгу «Шутки-минутки». К ней рано пришло увлечение музыкой, чему способствовал ее дядя, режиссер театра оперы и балета Павел Златогоров. В школьные годы Майя стала участницей детского хорового коллектива, руководимого Семеном Дунаевским, братом знаменитого композитора.

Вскоре Майя устроилась в Госконцерт, получив разрешение на выступления и запись пластинок. В 1957 ее имя узнала широкая публика. Певица в составе биг-бэнда Ю. Саульского стала лауреатом Международного фестиваля молодежи и студентов.

Зрители страны все больше узнавали Кристалинскую благодаря гастролям. Вместе с музыкальными коллективами Лундстрема, Эдди Рознера, Евгения Рохлина она объездила весь Советский Союз. Публика, полюбившая удивительно проникновенный голос певицы, даже не догадывалась, что в 29 лет ей поставили тяжелейший диагноз – лимфогранулематоз (злокачественную опухоль лимфоузлов). После сложного курса лечения она выходила на эстраду с косынкой на шее, скрывая следы от ожога после химиотерапии. Поклонники же считали шейные платки – элементом ее имиджа.

 

Несмотря на растущую популярность артистки, в 1970 на нее буквально обрушились неприятности. Певица  попала в черный список, оставшись практически без работы. Формулировка отстранения от концертной деятельности являлась полным абсурдом. Кристалинская получила обвинение в «пропаганде грусти», а именно цензура усмотрела в песне «В нашем городе дождь» упаднические настроения. 

Однако Майя Владимировна не пала духом. Ведь она отличалась большой эрудицией, отлично разбиралась в театральном и живописном искусстве, интересовалась проблемами психологии, знала литературу на уровне специалистов. Помог ей в трудной жизненной ситуации и Эдуард Барклай, за которого она вышла замуж. Столичный архитектор был давно влюблен в Майю, не пропускал ни одного ее концерта, буквально осыпал певицу цветами. При знакомстве они поняли, что нашли друг друга. Эдуард оберегал жену, не подпуская к домашней работе, следя за принятием ею лекарств. Он без устали напоминал супруге о ее красоте и таланте. 

В 1970-е Кристалинская сотрудничала с «Вечерней Москвой», готовя для газеты культурологические статьи, сочиняла стихотворения и рассказы, переводила с немецкого «Размышления» Марлен Дитрих, в предисловии она отметила «русскую душу» великой актрисы, ее особенное отношение к Советской России. Пытаясь отразить мысли немецкой киноактрисы, Майя Владимировна открывала перед читателями собственную душу.

Жизненная история о воспитании детей в очень культурных семьях

Загружается...

Картина дня

))}
Loading...
наверх