19 октября 1811 года тихая размеренная жизнь Царского Села (сейчас это Пушкинский район Санкт-Петербурга) была нарушена, каким - то особенным оживлением были наполнены его улицы. К арке четырехэтажного флигеля Екатерининского дворца стягивались экипажи, из которых высаживались важные персоны Петербурга, тут же у дворца встречались юноши, одетые в нарядные синие мундиры с позолоченными пуговицами.
В этот день открылась новая страница в истории Царского Села и всей страны. Принципиально новое учебное заведение - Императорский Лицей - принимало под свои своды 30 мальчиков, на которых император возлагал особые надежды. "Вы будете иметь влияние на благо целого общества, любовь к славе и Отечеству должны быть вашими руководителями", - такими словами их, двенадцатилетних, встречали в этот день в строгой торжественной обстановке в Большом зале Екатерининского дворца.
Выдержавшие серьезные вступительные испытания, они с замиранием сердца принимали напутствия и готовились к новой жизни и обстановке, в которой им предстояло безвыездно провести следующие 6 лет.
"Правила внутреннего распорядка" гласили:
"Все воспитанники равны, как дети одного отца и семейства, а потому, никто не может презирать других или гордиться перед прочими чем бы то ни было. Если кто замечен будет в сем пороке, тот занимает самое нижнее место по поведению, пока не исправится. Воспитанники должны жить между собою мирно и дружелюбно. Никто не должен обижать другого каким бы то ни было образом, словом или делом".
"Честь и благородство во всех отношениях и делах, любовь ко всему прекрасному, к искусству, особенно к поэзии, уважение к науке и труду, к нравственному достоинству, наконец, товарищество в самом лучшем смысле слова, таковы были отличительные черты духовной жизни Лицея, в стенах которого мы провели молодость", - вспоминал один из воспитанников, впоследствии профессор Лицея, академик Я. К. Грот.
Самым известным воспитанником Лицея стал Александр Пушкин. Только в годы учебы он написал здесь около 130 стихотворений. А после лицейского экзамена 1815 года, когда стихи юного поэта услышал Г. Р. Державин, Пушкиным заинтересовались крупнейшие поэты того времени. Приезжали в Лицей специально для того, чтобы познакомиться с молодым гением, В. А. Жуковский и К. Н. Батюшков, П. А. Вяземский и Н. М. Карамзин.
Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он как душа неразделим и вечен —
Неколебим, свободен и беспечен
Срастался он под сенью дружных муз.
Куда бы нас ни бросила судьбина,
И счастие куда б ни повело,
Всё те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское Село.
Атмосфера тепла, доброжелательности и дружбы царила в отношениях с наставниками. Общение со многими из них ценилось лицеистами особенно. Любимыми педагогами были профессор нравственно-политических наук А. Куницин, преподаватели российской словесности Н. Ф. Кошанский, А. И. Галич, учитель музыки Теппер де Фергюссон и другие.
И первую полней, друзья, полней!
И всю до дна в честь нашего союза!
Благослови, ликующая муза,
Благослови: да здравствует Лицей!
Наставникам, хранившим юность нашу,
Всем честию, и мертвым и живым,
К устам подъяв признательную чашу,
Не помня зла, за благо воздадим.
Полней, полней! и, сердцем возгоря,
Опять до дна, до капли выпивайте!
Но за кого? о други, угадайте...
Ура, наш царь! так! выпьем за царя.
Он человек! им властвует мгновенье.
Он раб молвы, сомнений и страстей; Простим ему неправое гоненье:
Он взял Париж, он основал Лицей.
"19 октября 1825" А.С.Пушкин
Александр I
Проявляли способности к поэзии и сокурсники поэта А. Д. Илличевский, А. А. Дельвиг, В. К. Кюхельбекер, М. Л. Яковлев. Соперничества в успехах между ними не было, друзья наоборот всячески приветствовали развитие талантов друг друга. Увлечение литературой вообще было характерно для лицейской среды, а дружба сохранилась и после окончания лицея.
Храните, о друзья, храните
Ту ж дружбу, с тою же душой,
То ж к славе сильное стремленье,
То ж правде - да, неправде - нет,
В несчастье - гордое терпенье,
А в счастье - всем равно привет!
Антон Дельвиг, 1817 год
Из прощального гимна на выпускном акте Лицея.
Шумит поток времён. Их тёмный вал
Вновь выплеснул на берег жизни нашей
Священный день, который полной чашей
В кругу друзей и я торжествовал...
В.К. Кюхельбекер 19 октября 1836 г.
... ОТЕЧЕСТВО НАМ ЦАРСКОЕ СЕЛО!
Смуглый отрок бродил по аллеям,
У озерных грустил берегов,
И столетие мы лелеем
Еле слышный шелест шагов.
Иглы сосен густо и колко
Устилают низкие пни…
Здесь лежала его треуголка
И растрепанный том Парни.
А. Ахматова
Свежие комментарии