"Вертикаль" (1967).
Этот фильм был своеобразным дебютом двух легендарных артистов. Для Станислава Говорухина картина «Вертикаль» была первой режиссёрской работой над полнометражным фильмом после завершения обучения на режиссерском факультете ВГИКа. А для Владимира Высоцкого это был первый фильм, в котором он сам исполнял свои песни.
И именно этот фильм сделал его известным всей стране.Когда кинокартина была в прокате, люди приходили в кинотеатры с блокнотами, что бы успеть записать слова песен и музыкальные ноты. Успех не очень выразительного по сюжету фильма был большим и убедительным.
"Вертикаль" (1967).
Позже Станислав Говорухин в своих мемуарах писал о тех съёмках, что сценарий к фильму брал с неохотой, но отказаться не мог, так как это было его последним заданием в институте кинематографии и дипломной работой совместно с другим выпускником – Борисом Дуровым. Простенький сюжет об истории восхождения на вымышленную гору на Кавказе Говорухин решил украсить съёмками профессиональных альпинистов, а также отличной музыкой и песнями, которые должны были подчеркнуть не только романтику, но и опасность этого вида спорта.
На роль поющего персонажа фильма (радиста Володи), Говорухин собирался пригласить уже известного в то время автора и исполнителя своих песен Юрия Визбора. Тем более что в творчестве Визбора горная тема занимала особое место.
Юрий Визбор.
Юрий Визбор был большим фанатом гор, профессионально занимался горными лыжами (некоторое время даже работал тренером), да и вообще дружил с большими горами уже много лет.
Станислав Сергеевич писал в своей книге, что главной задачей было из невыразительного сценария создать фильм, которому бы поверили настоящие альпинисты. Мол, если поверят они, то и для обычных людей это будет интересно и познавательно.
"Вертикаль" (1967).
Визбор прошел пробы и пообещал написать несколько новых песен к фильму (Говорухин хотел минимум четыре), но в последний момент вдруг отказался от участия в съёмках.
Менее чем за месяц до начала работы, когда часть съёмочной группы уже перебралась с оборудованием в Приэльбрусье, Юрий извинился и сообщил руководству киностудии, что не сможет поехать на Кавказ.
Съёмочная группа фильма "Вертикаль" в 1966 году. Поляна Азау (Приэльбрусье).
На этот счет существует две версии его отказа. По первой версии он, подробно изучив сценарий, понял, что такой фильм вряд ли ждет успех. А участвовать в слабеньком фильме даже за приличный гонорар ему не хотелось.
Вторая версия более красивая и с моей точки зрения, очень близка к истине. Визбор знал, что в пробах к фильму также участвовал и Высоцкий, который был вторым номером на эту роль.
Поэтому если Визбор вдруг не сможет сниматься, то у создателей фильма не останется выбора кроме Высоцкого. Юрий следил за его творчеством и восхищался стихами и песнями Володи. Но он понимал, что Высоцкого вряд ли выпустят на пластинках, уж больно тот был, что называется, не в формате. Поэтому своим отказом он открывал дорогу Высоцкому. И в этом фильме у того появлялась уникальная возможность спеть свои песни с экрана всей стране.
Когда начали снимать фильм и появились первые рабочие материалы, режиссеры Говорухин и Дуров ходили мрачные. Нужна была изюминка, а её в сценарии не было. История спасения получалась вялой, а кульминация фильма - размытой. Говорухин поделился об этом с Высоцким. Нужны были песни, которые смогли бы предать накал этой истории, внести напряжение.
"Вертикаль" (1967).
Он их писал прямо там, в горах, в окружении снежных вершин, слушая рассказы и байки профессиональных альпинистов, которые тоже снимались в этом фильме. Они же были первыми слушателями этих песен. Возможно, поэтому все песни получились такими проникновенными.
И сегодня можно с уверенностью сказать, что именно песни Высоцкого спасли этот фильм от забвения.
Кинокритик нытик Никифор Ляпис-Трубецкой.
...Весь мир на ладони, ты счастлив и нем,
И только немного завидуешь тем,
Другим, у которых вершина еще впереди.
Свежие комментарии