На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ДАВАЙ ПОГОВОРИМ

10 848 подписчиков

Свежие комментарии

  • Ирина Осипова
    Вы абсолютно правы.👍👍👍День неполного ос...
  • Ирина Осипова
    вот это действительно очень-очень мерзко и гадко!!!!🤮🤮🤮День неполного ос...
  • Traveller
    А не напомнить ли Вам, голубчик, кто открывал этот самый гадюшник - "ельцин-центр"? И кто носит подарочки на день рож...День неполного ос...

Обаятельный плут: все воплощения Остапа Бендера в кино

Остап Бендер в Питере
«В город молодой человек вошел в зеленом, узком, в талию, костюме. Его могучая шея была несколько раз обернута старым шерстяным шарфом, ноги были в лаковых штиблетах с замшевым верхом апельсинного цвета. Носков под штиблетами не было».
Таким впервые предстает перед нами Остап Бендер в романе Ильи Ильфа и Евгения Петрова «12 стульев». Сын турецкоподданного ну с очень длинным именем Остап Сулейман Берта Мария Бендер-Бей. «Великий комбинатор» и «идейный борец за денежные знаки». Авантюрист, очаровательный жулик и, конечно же, романтик. Неудивительно, что этим персонажем заинтересовались и продолжают интересоваться не только в отечественном кинематографе, но и на Западе.
Остапа Бендера в кино могли бы сыграть
Владимир Высоцкий
Валентин Гафт
Евгений Евстигнеев
Михаил Козаков
и даже Муслим Магомаев
Но на экране его великолепно воплотили другие не менее прославленные артисты.
Впервые воплотить в кино Остапа Бендера решился режиссер Михаил Швейцер. В 1968 году вышел фильм «Золотой теленок», в котором роль обаятельного авантюриста исполнил Сергей Юрский.

Сам Швейцер думал об экранизации романа Ильфа и Петрова еще в 1962 году. Пять лет ушло на то, чтобы добиться разрешения на съемки. Никто из окружения Швейцера и подумать не мог, что после экранизации Толстого и Катаева тот внезапно обратит взор на комедию. Но режиссер относился к этому материалу куда серьезнее:
«Мы не хотим издеваться над Остапом. Пусть зритель вместе с умным, энергичным, обаятельным героем — может быть, сочувствуя ему, может быть, желая удачи, — пройдет крестный путь друга Уголовного кодекса и вместе с ним убедится, что в конце-то тупик! Ведь это трагедия: жизнь растрачена впустую!»
— говорил он журналистам во время работы над картиной.
Режиссер сразу видел Сергея Юрского в роли главного героя, но Госкино настояло на пробах. Среди претендентов были Владимир Басов, Александр Пороховщиков, Николай Губенко и другие известные актеры. Швейцер также пригласил на пробы Арчила Гомиашвили, который, по удивительному совпадению, тогда репетировал «Золотого теленка» в своем Театре одного актера в Тбилиси и не смог приехать. А через три года он сыграет Остапа уже в фильме Леонида Гайдая «Двенадцать стульев». Но об этом чуть позже.
Съемочный процесс длился два года. Снимали кино во Владимирской области, Одессе (которая в фильме стала Черноморском), в пустыне Каракумы, также часть съемок проходила в павильонах «Мосфильма». Госкино несколько раз возвращало готовый материал на доработку. Худсовет настоял на изменении финала, чтобы «отчетливо прозвучала тема поражения героя в столкновении с большим советским миром».
Кто играл Остапа Бендера в театре и кино.Первым отечественным Остапом Бендером стал Евгений Весник. ...
И критики, и простые зрители встретили картину неоднозначно. Неожиданно для многих фильм Швейцера был не столько комедией, сколько трагикомедией. Картина заняла в прокате только 17-е место по посещаемости. Но позже она все-таки обрела успех и по сей день на постсоветском пространстве горячо любима зрителями. Остап Бендер в исполнении Сергея Юрского получился максимально приближенным к литературному источнику. За это его ценят многие поклонники книг Ильфа и Петрова.
«Папа у Остапа — турецкоподданный, почему же тогда маме не быть грузинкой?»

«12 стульев», 1971 год. Режиссер Леонид Гайдай.
В роли Остапа Бендера — Арчил Гомиашвили.
Снять фильм о приключениях Остапа Бендера мечтал еще один известный советский режиссер — Леонид Гайдай. Но ему приходилось постоянно откладывать эту затею: сначала его опередил Михаил Швейцер со своим «Золотым теленком». Потом выяснилось, что «12 стульев» собирается экранизировать Георгий Данелия. Но внезапно удача оказалась на стороне Гайдая. Данелия перегорел идеей снимать «12 стульев» и передал права на экранизацию своему товарищу.

О пробах на роль Остапа Бендера на киностудии «Мосфильм» слагают легенды. Еще бы, ведь среди претендентов было более двухсот актеров. Так, главного авантюриста могли бы сыграть: Владимир Высоцкий, Андрей Миронов (который позже все же закрыл этот гештальт), Алексей Баталов, Евгений Евстигнеев, Михаил Козаков, Валентин Гафт и даже Муслим Магомаев.
Гайдай остановил свой выбор на Владимире Высоцком. Но, едва приступив к работе, тот неожиданно пропал — ушел в запой.
Тогда на роль Остапа утвердили Александра Белявского, но его Бендер был не очень убедителен. Совершенно случайно Гайдай узнал о некоем грузинском актере Арчиле Гомиашвили, играющем Остапа в провинциальном театре.

Стоить ли говорить, что руководство скептически отнеслось к идее взять на главную роль никому не известного артиста? К тому же Гомиашвили был сильно старше литературного героя (кстати, на пробах 44-летний актер обманул всех, сказав, что ему 35 лет). Но Гайдай отстоял кандидатуру артиста в художественном совете:
«Папа у Остапа — турецкоподданный, почему же тогда маме не быть грузинкой?»
— объяснялся режиссер с комиссией.
А вот говорил Остап Бендер в экранизации Гайдая голосом не Гомиашвили, а Юрия Саранцева. Почему режиссер принял такое решение, доподлинно неизвестно. По одной из версий, актер заболел и не мог появиться в студии, а по другой — Гайдая смущал грузинский акцент артиста. Кстати, Гомиашвили тогда сильно обиделся на режиссера из-за этого.
Кто играл Остапа Бендера в театре и кино.Первым отечественным Остапом Бендером стал Евгений Весник. ... - 5
Съемки фильма проходили в Москве, Рыбинске, Пятигорске и даже в Батуми. А знаменитые гамбсовские стулья пришлось изготавливать в Арабских Эмиратах.
Вышедшая в 1971 году на большие экраны лента, как и творение Швейцера, вызвала споры среди критиков и зрителей. Только на этот раз картину критиковали за легкомысленность. Да и по сравнению с другими «хитами» Гайдая фильм «12 стульев» посмотрели за первый прокатный год лишь 40 миллионов человек (к примеру, «Бриллиантовую руку» посмотрели 77 миллионов зрителей). Но со временем картина завоевала любовь зрителей — во многом благодаря Гомиашвили, который привнес в образ литературного Остапа, как говорил Гайдай, «романтичную наглость».
«Через полчаса можете включить телевизор — и увидите уголовное преступление»

«12 стульев», 1977 год. Режиссер Марк Захаров.
В роли Остапа Бендера — Андрей Миронов.
В январе 1977 года на телевизионные экраны вышел четырехсерийный фильм Марка Захарова «12 стульев». Эта картина сильно возмутила Леонида Гайдая, ведь с момента выхода его экранизации книги Ильфа и Петрова прошло каких-то пять лет.

Позже Гомиашвили рассказывал, как недовольный Гайдай позвонил ему и сказал:
«Через полчаса можете включить телевизор — и увидите уголовное преступление <…> «Двенадцать стульев», снятые Марком Захаровым».
Новый фильм, однако, получился совершенно другим. Несмотря на общий литературный источник и с десяток актеров, перекочевавших из одной ленты в другую, сравнивать их бессмысленно. Если Гайдай создавал приключенческую комедию по всем канонам жанра, у Захарова получилось что-то вроде музыкального телеспектакля. Подход к кастингу у режиссеров тоже был разным. Гайдай скрупулезно искал подходящих Бендера и Воробьянинова из сотен претендентов. А Захаров еще на стадии написания сценария видел в роли главных героев Андрея Миронова и Анатолия Папанова. Оба, кстати, были забракованы Гайдаем для его «12 стульев».

Правда, изначально Папанов к своему партнеру по съемкам Миронову отнесся скептично.
«Папанов высказывал мне что-то в духе: «Ну кто такой Миронов?! Он пороху в жизни не нюхал! Все его неприятности — это черствое пирожное и остывший кофе!» — вспоминал как-то Захаров.
Но во время съемок Папанов изменил свое мнение. Остап Бендер Миронова получился обаятельным, харизматичным, дерзким и принес ему большой успех.
Бендер. Переосмысление
После распада СССР киноделы решили переосмыслить роман «Золотой теленок». Так в 1993 году появился совместный российско-французский фильм «Мечты идиота». Уже изрядно потрепанный Остап Бендер (Сергей Крылов) — лысый и неухоженный — шантажирует подпольного миллионера. Фильм получился очень проходным и о его существовании быстро позабыли.
Кто играл Остапа Бендера в театре и кино.Первым отечественным Остапом Бендером стал Евгений Весник. ... - 6
А в 2004-м на телеэкранах показали двухсерийный телевизионный новогодний мюзикл «Двенадцать стульев», где Остапа воплотил Николай Фоменко.
В 2005 году вышел восьмисерийный сериал «Золотой теленок» режиссера Ульяны Шилкиной. Роль Бендера сыграл 46-летний Олег Меньшиков. Встретили сериал, мягко говоря, прохладно. На Меньшикова обрушился шквал критики со стороны его коллег. Высказался и Марк Захаров. По мнению режиссера, новому Остапу не хватало целеустремленности и энергии.
«Он актер интересный. Но ему нужно помогать, в фильме он брошен в отсутствие жанра. Ему остается только играть какую-то жизнерадостность на пустом месте», — говорил тогда режиссер.
Тем не менее части телезрителей сериал понравился. Кто-то для себя отметил великолепно продемонстрированную эпоху НЭПа. К тому же сериал оказался очень близок к первоисточнику, что не могло не радовать поклонников литературного шедевра.
Далеко не великий комбинатор: на Западе Бендера не пощадили
Однажды американский режиссер с польскими корнями Мелвин Камински, известный под псевдонимом Мел Брукс, по рекомендации друга прочитал роман Ильфа и Петрова «Золотой теленок». Книга так понравилась киноделу, что тот попросил своего приятеля дать ему еще что-нибудь, написанное писателями. Так он и познакомился с романом «12 стульев». Брукс был в восторге от образа Остапа Бендера и видел в этом герое сходство с собой. Конечно, режиссер не преминул экранизировать книгу.
Однако полностью следовать литературному источнику Брукс не планировал. Поэтому экранизация вышла, мягко говоря, очень вольной. А Остапа Бендера сыграл молодой актер Фрэнк Ланджелла (кстати, единственный, чей возраст соответствовал возрасту персонажа). «Великий комбинатор» у Мела Брукса, по сути, таковым не является. Главный герой красив, добр, не лишен духа авантюризма, но на удивление не предприимчив.

Вообще, роман «12 стульев» имеет более 20 киноадаптаций в разных странах мира. Есть более приближенные к литературному источнику, есть совсем вольные картины. Что любопытно, в зарубежных адаптациях почему-то фигурируют не 12, а 13 стульев.

Фрэнк Ланджелла в роли Бендера
Так, бразильский режиссер Франц Эйхорн снял фильм «13 стульев», в котором превратил Остапа в танцовщицу варьете. Картина вышла в 1957 году.

А в итальянском фильме «Один из тринадцати» 1969 года образ Остапа тоже воплотила женщина — жена Романа Полански Шэрон Тейт. Роль в картине режиссеров Николаса Гесснера и Лучано Лучиньяни оказалась для актрисы последней. В том же году беременную Шэрон с друзьями зверски убили в ее собственном доме в Лос-Анджелесе члены «Семьи» Чарльза Мэнсона.
Кто играл Остапа Бендера в театре и кино.Первым отечественным Остапом Бендером стал Евгений Весник. ... - 7

Георгий Делиев в роли Остапа Бендера
Из недавних киноадаптаций отдельного внимания заслуживает фильм 2004 года немецкого режиссера Ульрике Оттингер. Идея создания картины «12 стульев» возникла у нее во время путешествия из Берлина в Одессу. Ульрике прочитала роман Ильфа и Петрова и так вдохновилась им, что решила снять фильм-аллегорию «текущего состояния прежнего Советского Союза». Остапа Бендера сыграл Георгий Делиев, известный нам как лицедей из комик-труппы «Маски». Фильм дебютировал на Берлинском кинофестивале в рамках «Международного форума молодого кино».
Остап Бендер в Пятигорске

Картина дня

наверх