На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ДАВАЙ ПОГОВОРИМ

10 848 подписчиков

Свежие комментарии

  • Ирина Осипова
    Вы абсолютно правы.👍👍👍День неполного ос...
  • Ирина Осипова
    вот это действительно очень-очень мерзко и гадко!!!!🤮🤮🤮День неполного ос...
  • Traveller
    А не напомнить ли Вам, голубчик, кто открывал этот самый гадюшник - "ельцин-центр"? И кто носит подарочки на день рож...День неполного ос...

Как могли бы выглядеть школьные дневники русских классиков?

Единица за поведение!
 
Как могли бы выглядеть школьные дневники русских классиков?

Известные литераторы тоже были детьми, учились в школах, гимназиях и лицеях — и в большинстве случаев весьма посредственно. Они дрались с одноклассниками, прогуливали уроки и получали плохие оценки за поведение.

Как могли бы выглядеть школьные дневники Пушкина, Гоголя или Маяковского? Давайте посмотрим!

Александр Пушкин

В Царскосельский лицей Саша Пушкин поступил в 1811 году и провел в нем шесть лет. Программа в этом привилегированном учебном заведении была похлеще, чем в современном университете: восемь занятий по одному часу ежедневно! Мальчики вставали в шесть утра и заканчивали учебу около шести вечера, и при этом уроки «разбавлялись» прогулками с физическими упражнениями.

Однако даже строгий режим и четкий надзор инспекторов не мешал юному Пушкину и его однокашникам совершать маленькие пакости.

Часто во время занятий он писал стихи, о чем преподаватели знали. Однажды на уроке математики профессор Карцов вызвал поэта к доске. «Чему равняется икс?» — спросил он лицеиста, написав уравнение. Мальчик долго переминался с ноги на ногу и, улыбнувшись, ответил: «Нулю». «Хорошо! У вас, Пушкин, в моем классе все кончается нулем. Садитесь на свое место и пишите стихи» — произнес учитель.

Но если бы дело ограничивалось только лирикой! Этот проказник любил строчить эпиграммы на своих товарищей и ненавистных преподавателей. Например, однажды у Василия Андреевича Жуковского случилось расстройство желудка во время чтения стихов лицеиста Кюхельбекера, и Пушкин написал: «За ужином объелся я, да Яков запер дверь оплошно. Так было мне, мои друзья, и кюхельбекерно, и тошно». Это так взбесило Вильгельма, что он вызвал приятеля на дуэль. К счастью, все завершилось благополучно: пистолеты были заряжены клюквой.

А однажды компания лицеистов во главе с Пушкиным, Пущиным и Малиновским устроила пирушку: ребята сварили в самоваре гоголь-моголь, и одного ученика разморило настолько, что он начал громко разговаривать и шуметь.

Позже про этот случай Пушкин написал стих:

Вдруг педанта глас ужасный
Нам послышался вдали, -
И бутылки вмиг разбиты,
И бокалы все в окно,
Всюду по полу разлиты
Пунш и светлое вино.
Убегаем торопливо...

Николай Гоголь

Весной 1821 года 11-летний Коля Гоголь-Яновский поступил в Нежинскую гимназию высших наук кн. Безбородко, учрежденную для детей бедных и неимущих дворян Малороссийского края. В этом учебном заведении он провел 7 лет.

Будущего классика русской литературы одноклассники запомнили как худенького, покрытого желтухой мальчика с немытыми волосами, перепуганным лицом и карманами, набитыми сладостями, которые он любил поедать во время уроков, засев на задней парте.

Но этим список школьных прегрешений Гоголя не ограничивается. Однажды он передразнивал учителя физики и был пойман с поличным (к слову, Коля был ведущим актером в школьном театре). В другой раз гимназист отказался выполнять епитимию и получил «кол» за поведение. «Хорошо, что не двойка; единицу-то хоть можно принять за туза, а двойка так и останется двойкой» — засмеялся ученик.

«В сочинениях его по словесности бывала пропасть грамматических ошибок. Особенно плох был Гоголь по языкам. Вообще Гоголь был самая обыкновенная посредственность, и никому из нас и в голову не приходило, чтобы он мог впоследствии прославиться на поприще русской литературы» — вспоминал позже одноклассник литератора.

Иван Тургенев

В 1829 году 11-летнего Ваню Тургенева, имевшего неплохое домашнее образование, и его брата Николая отдали в Лазаревский институт Краузе. Мальчики провели там всего несколько месяцев, поэтому об этом периоде жизни будущего писателя известно немногое: Тургенев хорошо учился, преуспевал в языках, а еще, по некоторым источникам, начал вдобавок к немецкому и французскому изучать английский язык.

Самое яркое воспоминание мальчика о нескольких месяцах, проведенных в институте, связано с чтением недавно вышедшего романа М. Н. Загоскина «Юрий Милославский, или Русские в 1816 году». Спустя годы в письме к С. Т. Аксакову литератор вспоминал о том эпизоде: «Невозможно изобразить Вам то поглощающее и поглощенное внимание, с которым мы все слушали („Юрия Милославского“. — Н. Б.); я однажды вскочил и бросился бить одного мальчика, который заговорил было посреди рассказа. Кирша земский ярыжка, Омляш — боярин Шалонский — все эти лица были чуть не родными всему нашему поколению — и я до сих пор помню все малейшие подробности романа».

Несмотря на то, что Тургенев практически не посещал учебные заведения, превосходное домашнее образование позволило ему в 1833 году поступить на словесный факультет Московского университета.

Антон Чехов

Чехову было восемь, когда он поступил в подготовительный класс Таганрогской гимназии — старейшего на тот момент учебного заведения на юге России. Здесь будущий писатель провел 11 лет, поскольку дважды его оставляли на второй год: в третьем классе из-за географии и арифметики, в пятом — из-за греческого языка. К слову, по русской словесности он никогда не получал выше четверки.

Единственным предметом, в котором преуспевал Чехов, было богословие. Возможно, благодаря талантливому преподавателю Федору Платоновичу Покровскому, в шутку называвшего своего ученика Антошей Чехонте, это забавное школьное прозвище впоследствии стало литературным псевдонимом автора.

К слову, Покровский был не единственным преподавателем-юмористом в Таганрогской гимназии. Например, учитель греческого по фамилии Зико тоже держался с учениками по-приятельски: «То хлопнет журналом ниже спины, то ладонью по животу и тут же сострит. На улице подкрадется к ученику с палкой и вышибет ранец, а сам пройдет мимо, как будто ничего не случилось».

Чехова часто ругали за несоблюдение формы. Однажды он пришел в школу в клетчатых панталонах, за что директор пригрозил ему карцером. «Да у меня ж брюки украли!» — оправдывался нерадивый ученик. В другой раз директор сделал Антоше замечание за то, что тот носит ранец под мышкой, а не за спиной, как полагается школьнику. «Я от него удеру в Австралию» — раздраженно произнес будущий классик.

Максим Горький

В слободском начальном училище в Канавине Алёша Пешков учился недолго: вынужденный зарабатывать на жизнь, он часто пропускал уроки и болел. После занятий мальчик собирал старые вещи и воровал со складов дрова — за это одноклассники его высмеивали, называли «ветошником» и «нищебродом». После того, как школьники в очередной раз пожаловались учителю, что от Пешкова пахнет помойной ямой и рядом с ним неприятно сидеть, ребенок бросил училище.

Конечно, в такой обстановке мальчик не имел возможности нормально учиться: он плохо писал и считал, а преуспевал разве что в богословии (благодаря деду, заставлявшего его зубрить святцы). Впрочем, этот предмет он ненавидел. Дошло до того, что однажды, после выступления в школе архиепископа Астраханского и Нижегородского, Пешков назло деду искромсал ножницами его любимые святцы и вырезал лики святых.

Александр Куприн

6-летнего Сашу Куприна отдали в Разумовский пансион для бедных в 1876 году. По сути, это был сиротский приют, где с учащимися обходились крайне жестоко: некомпетентные учителя усердствовали с наказаниями, кричали и унижали детей.

Однажды воспитательница надела на голову Саши бумажный колпак с надписью «лгун» и заставила носить его три дня. А все из-за того, что мальчик рассказывал одноклассникам, что раньше жил в лесу и сражался с разбойниками.

В другой раз Куприна высекли розгами за любовное письмо, которое он передал на уроке танцев девочке из старших классов.

Жестокие нравы Разумовского пансиона, где будущий писатель провел четыре года, описаны в автобиографическом рассказе «Храбрые беглецы».

С 1880 по 1890 Куприн учился в кадетском корпусе.

Владимир Маяковский

«Во время занятий он сидел тихо, внимательно слушал материал, часто обращался с вопросами; уроки готовил тщательно и основательно, во время уроков не отвлекался» — таким запомнил Маяковского его классный руководитель в Кутаисской классической гимназии, куда мальчика привели в 10-летнем возрасте.

Однако примерным учеником Володя был недолго: в 1902 году он начал читать агитационную литературу и участвовать в революционных демонстрациях.

Про события 1905 года поэт позже вспоминал в автобиографии «Я сам»: «Не до учения. Пошли двойки. Перешел в четвертый только потому, что мне расшибли голову камнем (на Рионе подрался), — на переэкзаменовках пожалели».

Юноша часто прогуливал уроки, посещал сходки марксистов и рисовал карикатуры на учителей, поддерживающих царское правительство. Например, преподавателя естествознания он однажды изобразил в виде лающей собаки.

Александр Блок

В 1889 году 9-летнего Сашу отдали во Введенскую гимназию, где он провел 7 лет. «Захолустная» и «страшно плебейская» — такие эпитеты использовал поэт, описывая свою школу. Плата за обучение здесь была низкая, а потому и нравы царили довольно дикие.

Учащегося могли посадить в карцер за то, что он «гулял с тросточкою по улице» или «проходил по Невскому проспекту после 10 часов вечера».

О начале учебы во Введенской гимназии Блок позже вспоминал: «В первый раз в жизни из уютной и тихой семьи я попал в толпу гладко остриженных и громко кричащих мальчиков; мне было невыносимо страшно чего-то, я охотно убежал бы или спрятался куда-нибудь; но в дверях класса, хотя и открытых, мне чувствовалась непереходимая черта.

Главное же чувство заключалось в том, что я уже не принадлежу себе, что я кому-то и куда-то отдан и что так вперед и будет. Проявить свое отчаяние и свой ужас, выразить их в каких-нибудь словах или движениях или просто — слезах было немыслимо. Мешал ложный стыд».

Учился Блок средне, а его имя в штрафном журнале, по сравнению с другими одноклассниками, упоминалось нечасто. В четвертом классе — «дневник без подписи», в пятом — «уроки не вписываются в дневник», в восьмом — «в большую перемену пили чай в кофейной на Большом проспекте», «пели перед 4-м уроком».

Стоит отметить, что по русской словесности будущий литератор никогда не получал больше четверки, и его учитель даже сделал запись в классном журнале: «Блоку нужна помощь по русскому языку».

Источник

Картина дня

наверх