ДАВАЙ ПОГОВОРИМ

10 840 подписчиков

Свежие комментарии

  • Ирина Осипова
    Вы абсолютно правы.👍👍👍День неполного ос...
  • Ирина Осипова
    вот это действительно очень-очень мерзко и гадко!!!!🤮🤮🤮День неполного ос...
  • Traveller
    А не напомнить ли Вам, голубчик, кто открывал этот самый гадюшник - "ельцин-центр"? И кто носит подарочки на день рож...День неполного ос...

Недетские игрушки: терменвокс, или призрак советского изобретателя

Выдающийся советский изобретатель Лев Термен вошел в историю мирового шпионажа как создатель эндовибратора — беспроводного устройства, с помощью которого восемь лет прослушивался кабинет посла США в Москве.
Но помимо него он разработал еще и удивительный музыкальный инструмент — терменвокс, достать который в наше время не так и просто.
Недетские игрушки: терменвокс, или призрак советского изобретателя
Лев Термен

Терменвокс — это электромузыкальное устройство, основным элементом которого является генератор, создающий высокочастотные колебания с фиксированной частотой 90 Гц. Также имеется второй генератор — управляемый. Частота его колебаний изменяется, когда музыкант подносит руку к антенне и таким образом изменяет емкость антенного контура. Результатом совместной работы двух генераторов является биение высокочастотных колебаний, из которого путем нагрузки детектора выделяются низкочастотные колебания, воспринимаемые человеческим ухом — от 16 д 4000 Гц.
Первые слушатели называли его «музыкой воздуха», «музыкой эфирных волн», «музыкой сфер», «небесным» инструментом и «сферофоном».
В наши дни Льва Термена считают отцом электронной музыки, а его терменвокс — единственный бесконтактный музыкальный инструмент — все еще живет и играет. Предлагаем послушать и узнать больше о чудо-изобретении прошлого века.

Недетские игрушки: терменвокс, или призрак советского изобретателя

Создание терменвокса

Выглядит игра на терменвоксе очень необычно. Одной рукой музыкант взмахивает возле одной антенны, понижая или повышая частоту звука, а другой — возле второй, регулируя громкость.Фото
Барбара Буххольц

В 1919 году Лев Термен получил задание от физика Абрама Иоффе заняться радиоизмерением диэлектрической постоянной газов при переменной температуре и давлении. Термен придумал прибор: генератор электрических колебаний на катодной лампе.

Испытуемый газ в полости между металлическими пластинами был элементом колебательного контура — конденсатором, который влиял на частоту электрических колебаний. В процессе работы над повышением чувствительности установки возникла идея объединения двух генераторов, один из которых давал колебания определенной неизменной частоты. Сигналы от обоих генераторов подавались на катодное реле, на выходе которого формировался сигнал с разностной частотой. Относительное изменение разностной частоты от параметров испытуемого газа было намного больше.

При испытаниях в лаборатории в Политехническом институте оказалось, что прибор издавал звук, высота и сила которого зависела от положения руки между обкладками конденсатора. Так в этом же году был изобретен первый в мире электронный музыкальный инструмент, первоначально названный этеротон (звук из воздуха, эфира). Вскоре он был переименован в честь изобретателя и стал называться терменвокс.

Собственно, Лев Термен и разрабатывал это устройство, чтобы избавить музыканта от необходимости касаться руками инструмента во время исполнения. Интересно, что терменвоксом очень заинтересовался Ленин — и даже научился играть на нем несколько простых мелодий.

Первый концерт

Лев Термен по счастливому стечению обстоятельств был не только талантливым изобретателем, но и музыкантом: он окончил консерваторию по классу виолончели и поэтому смог подобрать мелодии на терменвоксе. Делая рукой жесты вблизи антенны, он научился играть, в частности, «Этюд» Скрябина, «Лебедя» Сен-Санса, «Жаворонка» Глинки. Первый полноценный концерт ученый устроил в ноябре 1920 года на заседании кружка механиков.

Одним из музыкантов, продолживших работу Термена с терменвоксом, был Роберт Муг, американский изобретатель и пионер электронной музыки. С первой половины 50-х он производил простейшие терменвоксы в форме сборных комплектов; его компания была одним из крупнейших производителей электромузыкального оборудования и терменвоксов в частности — под них даже был заведен отдельный бренд Etherwave.

Принцип извлечения музыки на терменвоксе состоит в том, что при движениях рук вблизи антенн изменяется емкость колебательного контура и, как следствие, меняется частота звука. Вертикальная прямая антенна отвечает за изменение тона, а горизонтальная подковообразная антенна — за изменение громкости.

Как Ленин играл на терменвоксе

Недетские игрушки: терменвокс, или призрак советского изобретателя
Слава об изобретении терменвокса из научных кругов дошла до главы страны Владимира Ленина, и он, как сторонник электрификации, был очень заинтересован необычным электроинструментом и системой электросигнализации, которую также разработал Лев Термен. По приглашению вождя ученый устроил концерт в Кремле весной 1922 года. Сначала показал бесконтактную сигнализацию: она срабатывала на расстоянии и была сделана по тому же принципу, что и терменвокс. Затем была музыка: «Аве Мария», ноктюрн Шопена, романс «Не искушай меня без нужды» в исполнении Льва Термена. Ленин был впечатлен и даже поучаствовал в концерте.

«Во время игры очень интересно было следить за выражением лица Владимира Ильича: оно менялось в зависимости от характера фраз. Если фраза минорная — у него лицо делалось печальным, а если часть мажорная — у него лицо было радостное». После аждой вещи он сильно аплодировал. А после "Жаворонка" Глинки, которого я сыграл с Фотиевой, ему захотелось попробовать самому. Он подошел к инструменту, я встал сзади, взял его за правую и левую руки, чтобы можно было ими двигать вперед и назад. И так, "в четыре руки", мы сыграли с Лениным "Жаворонка". У Владимира Ильича оказался замечательный слух, и он быстро освоился с инструментом», — вспоминал о том дне Термен в мемуарах

После концерта Ленин задал много вопросов изобретателю и даже написал в письме к Троцкому: «Обсудить, нельзя ли уменьшить караулы кремлевских курсантов посредством введения в Кремле электрической сигнализации? Один инженер, Термен, показывал нам в Кремле свои опыты…»

Терменвокс шагает по миру

В 1927 году Термен получил приглашение на международную музыкальную выставку в Франкфурте-на-Майне. Научный доклад был подкреплен концертом на терменвоксе. Публика была потрясена «музыкой из воздуха» и самим принципом бесконтактного звукоизвлечения.

Представьте себе. Пустая сцена, на ней стоит небольшой ящик с торчащей короткой блестящей антенной. К нему подходит музыкант и начинает дирижировать. Инструмент не имеет ни клавиш, ни струн. Связь между инструментом и руками музыканта нематериальна, она на расстоянии. По тем временам это было настоящее чудо!

Сам Лев Термен считал, что самое удачное произведение для демонстрации возможностей терменвокса — «Вокализ» С.Рахманинова.
Картинки по запросу Терменвокс
На Термена посыпались приглашения со всей Европы. В 1928 году изобретатель, оставаясь гражданином СССР, переехал в США, запатентовал терменвокс и свою систему охранной сигнализации. Американские производители купили у него право на серийный выпуск упрощенной версии терменвокса, но очень скоро выяснилось, что этот инструмент невозможно сделать массовым, так как мало кто способен на нем играть.
Картинки по запросу Терменвокс
Сегодня существует несколько школ, обучающих игре на терменвоксе. Одну из них возглавляет правнук Льва Термена — Петр Термен.


В России (да и в целом в Европе) популяризацией терменвокса и обучением игры на нём занимается Петр Термен, правнук изобретателя инструмента. Он заведует школой «Russian Theremin School», которая работает в Москве и Санкт-Петербурге.
По инициативе Петра Термена на сайте Theremin Today проходит конкурсTheremin Star, посвященный 100-летию терменвокса. В каждом туре публикуются видео лучших исполнителей со всего мира, в голосовании могут принять участие все желающие. Финал конкурса состоится в декабре 2019-го: победитель выступит на юбилейном фестивале «Терменология», остальные финалисты получат памятные призы к 100-летию терменвокса.


Сегодняшняя компания Moog не имеет прямого отношения к Роберту Мугу (он скончался в 2005 году, но еще до того потерял права на компанию). Она производит профессиональные музыкальные пульты, синтезаторы, преобразователи частот, гитары, но ее визитной карточкой, как и полвека назад, являются  терменвоксы. Причем компания делает как классический Etherwave Theremin Standard — тот самый, 1970-х годов, в винтажном деревянном корпусе
,Недетские игрушки: терменвокс, или призрак советского изобретателя

Недетские игрушки: терменвокс, или призрак советского изобретателя
так и современную модель Theremini, подходящую по дизайну к квартире в модном минималистическом дизайне.
 
Недетские игрушки: терменвокс, или призрак советского изобретателя
Недетские игрушки: терменвокс, или призрак советского изобретателя
Недетские игрушки: терменвокс, или призрак советского изобретателя
Недетские игрушки: терменвокс, или призрак советского изобретателя
Впрочем, «начинка» у терменвоксов одинаковая. А для любителей радиоэлектроники устройство можно заказать в разобранном виде — в том самом кит-комплекте, в котором оно продавалось еще в 1950-е.
Фото
Другое дело, что терменвокс — это полноценный музыкальный инструмент, а не игрушка. Если вы не собираетесь учиться на нем играть, ничего толкового не получится. Но вот если научиться, можно удивить друзей. Потому что концерты для терменвокса можно смотреть даже без звука, так интересно выглядят они со стороны.

---------------------------------------------------

P/S/
Модели :

Классический терменвокс

В первых, классических моделях, созданных самим Львом Терменом, управление звуком происходит в результате свободного перемещения рук исполнителя в электромагнитном поле вблизи двух металлических антенн. Исполнитель играет стоя.

Изменение высоты звука достигается путем приближения руки к правой антенне, в то время как громкость звука управляется за счет приближения другой руки к левой антенне.

Техникой игры на этом типе терменвокса виртуозно владела одна из первых учениц Льва Термена — американка Клара Рокмор. Именно эта модель терменвокса получила самое широкое распространение в мире. Существует целый ряд фирм, производящих инструменты этого типа. Признанным в мире экспертом является исполнитель-виртуоз Лидия Кавина (родственница Льва Термена).

Лидия Кавина и берлинский исполнитель Барбара Буххольц совместно создали международный проект TOUCH! DON’T TOUCH!, в рамках которого четыре российских и пять немецких композиторов сочиняли современную музыку для терменвокса (Wergo, 2006).

Другие типы терменвокса

Терменвокс CLASSIC

Терменвокс CLASSIC, разработанный Андреем Смирновым, построен по классической схеме терменвокса. Благодаря использованию современной элементной базы инструмент отличается малым весом, высокой стабильностью и линейностью рабочего диапазона, надежностью и выносливостью. Использование оригинальной схемотехники позволило, оставаясь в рамках классического дизайна, решить проблему стаккато и быстрой динамики. Эффективный рабочий диапазон инструмента — 6 октав. Плавная регулировка тембра.

Терменвокс Etherwave

Терменвокс Etherwave, разработанный Робертом Мугом, является самым популярным в мире терменвоксом-конструктором. Можно легко построить собственный Etherwave из специального набора деталей. При этом не требуется никаких специальных знаний из области электроники. Кроме того, Moog Music поставляет и собранные инструменты серии Etherwave различных модификаций.

Основная плата собрана и настроена на фабрике. В комплект входят также никелированные антенны, деревянный корпус и внешний блок питания.

Терменвокс системы Ковальского

В терменвоксе системы Константина Ковальского (первого исполнителя и ассистента Льва Термена) высота звука по-прежнему регулируется правой рукой, в то время как левая рука управляет общими характеристиками звука при помощи кнопочного манипулятора, громкость звука регулируется педалью. Исполнитель играет сидя.

Сам Константин Ковальский виртуозно владел техникой игры на этом типе терменвокса.

Эта модель не получила столь широкого распространения, как классический терменвокс, тем не менее, традиция продолжается благодаря ученикам и коллегам К.Ковальского — Л.Королеву и З. В. Раневской, создавшим в Москве свою школу.

Конструктор Лев Королев в течение многих лет развивал и совершенствовал терменвоксы этой системы. Им же был создан инструмент-разновидность терменвокса — «Тершумфон», звук которого представлял собой узкополосный шум, с ярко выраженной звуковысотностью.

Видео: Терменвокс на видео + звучание

Благодаря этим видео Вы можете ознакомиться с инструментом, посмотреть реальную игру на нём, послушать его звучание, ощутить специфику техники:





Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх