На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ДАВАЙ ПОГОВОРИМ

10 848 подписчиков

Свежие комментарии

  • Ирина Осипова
    Вы абсолютно правы.👍👍👍День неполного ос...
  • Ирина Осипова
    вот это действительно очень-очень мерзко и гадко!!!!🤮🤮🤮День неполного ос...
  • Traveller
    А не напомнить ли Вам, голубчик, кто открывал этот самый гадюшник - "ельцин-центр"? И кто носит подарочки на день рож...День неполного ос...

Грядёт эпоха варварства и хаоса

Памятники нашим солдатам разрушают уже и в России

Сейчас памятник в Адлере снесен, а всякое упоминание о нем исчезло с официальных сайтов. Фото с сайта www.sochi.ru

Несколько лет мы видим на телеэкранах снос памятников советским солдатам и полководцам в Польше, Чехии, прибалтийских странах и т.д. Обычно власти этих стран оправдывают вандализм борьбой с символами советской эпохи.

Увы, надругательствам подвергаются все памятники русским полководцам. Так, в феврале 2014 года на Украине в городе Броды снесли памятник фельдмаршалу Михаилу Кутузову. Местные власти официально заявили, что «Кутузов не имеет никакого отношения к истории нашего государства», «Кутузов ничего не сделал для украинского народа». Начну с того, что Кутузов несколько раз бывал в Бродах. На Волыни по его инициативе были созданы несколько фабрик и школ.

В июле я в очередной раз обследовал фортификационные сооружения Карельского перешейка и Кронштадта, и когда мне сказали, что в Адлере, то есть на территории РФ, с согласия местной администрации был снесен памятник русским солдатам, которые в 1837 году основали на месте будущего Адлера крепость Святого Духа, я поначалу не поверил, считая это фейком.

Памятник представлял собой невысокое каменное основание, на нем – выполненная из металла карта с объемным изображением форта. Надпись на табличке гласила: «30 июня 1837 года (18 июня по старому стилю) на этом месте было заложено укрепление Святаго Духа, которое входило в число крепостей Черноморской береговой линии, построенных Россией для обеспечения безопасности морских границ Восточного Причерноморья».

И тут начались протесты немногочисленных черкесских активистов, а также более многочисленных активистов в Турции. По их мнению, памятник оскорбляет чувства кавказских народов, которые являются равноправными народами России: «Мы, равноправные представители народов России, считаем кампанию по насильственному установлению на Северном Кавказе и Юге России памятников военным преступникам не только примерами фальсификации российской истории, но и глумлением над исторической памятью коренных народов Северного Кавказа».

Турецкая сторона утверждает, что превращение музея Айя София в мечеть – внутреннее дело турецкого народа, а вот сооружать ли памятник Адлерской крепости или нет, должны решать турецкие граждане.

Теперь касательно черкесских активистов: сейчас в Сочи русских более 300 тыс. (больше 70%), армян – свыше 80 тыс. (около 20%), а черкесов (адыгов-шапсугов) – 4,8 тыс. человек (около 1,2%).

Классический случай навязывания меньшинством своей воли подавляющему большинству. Мало того, экономика Сочи держится в первую очередь на туризме. Причем подавляющее большинство туристов – русскоязычные. И им могут не понравиться претензии активистов, а результатом будет отказ от услуг черкесского бизнеса. Благо налицо широкий спектр альтернативных услуг.

По мнению протестующих, русские войска в 30-х годах XIX века высадились на Кавказском побережье исключительно за тем, чтобы грабить мирные поселения черкесов. Французский дипломат Шарль де Пейссоннель, назначенный в 1753 году консулом в Бахчисарае, в своем экономическом трактате «Торговля на Черном море» указывает на огромный размах работорговли, проводимой черкесскими князьками.

А вот записки поручика Николая Симановского: «Чтобы турку обогатиться до конца жизни, требовалось лишь 5–6 удачных рейсов к берегам Кавказа. При этом крупные купцы потерю 9 судов с невольниками на борту полностью окупали одной удачной сделкой».

Так, молодая рабыня в Черкесии стоила от 200 до 800 рублей серебром, а по прибытии в Турцию за нее уже просили от 1500 рублей серебром и выше.

В 1811 году британское правительство приравняло работорговлю к пиратству. В 1818 году для борьбы с пиратством в Англии была сформирована специальная Западно-Африканская эскадра. В 1847 году в ее состав входило 34 военных корабля. Капитанов, а иногда и всю команду захваченных в Атлантике судов с черными рабами англичане вешали на реях.

А вот по отношению к России у просвещенных мореплавателей испокон веков был двойной стандарт – к работорговцам-черкесам непрерывно шел поток английского оружия. Да еще какого! Как-то в 1990-х годах я обнаружил в архиве дело о захваченной у черкесов в 1820 году британской горной пушке с железным лафетом. В русской полевой артиллерии железных лафетов тогда вообще не было, поэтому британский лафет вызвал большой интерес и был отправлен для изучения на Луганский завод.

Русские войска, вооруженные гладкоствольными ружьями, несли большие потери от огня черкесов, использовавших дальнобойные британские винтовки. Кстати, это и стало главной причиной создания в 1830 году русской горной артиллерии. Причем горные ¼-пудовые единороги были поставлены на железных лафетах «луганского образца», то есть английских.

Чтобы пресечь грабительские набеги, работорговлю и ввоз оружия на Кавказ, русское командование в конце 1820-х – начале 1830-х годов приступило к строительству цепи небольших крепостей (фортов) вдоль Кавказского побережья.

В их числе была и крепость Святого Духа, строительство которой началось 18 июня 1837 года на правом берегу реки Мзымпы, в 100 метрах от моря. Форт имел пять бастионов, на каждом установили по три крепостных орудия.

В 1854 году в ходе Крымской войны русское командование, опасаясь нападения союзного флота, приказало форт взорвать, а гарнизон эвакуировать. В 1864 году на месте форта Святого Духа было возведено укрепление (пост) Адлер.

Русские, заняв в XIX веке побережье Кавказа, брали минимальные по сравнению с другими регионами империи налоги, а то и не брали вовсе.

Русские власти не вмешивались в духовные дела мусульман и в их обычаи. Даже на многоженство смотрели сквозь пальцы. Горцы были освобождены от воинской повинности, их верхушка автоматически была записана в дворяне со всеми вытекающими привилегиями. К 1897 году на тысячу этнических русских приходилось дворян раза в три меньше, чем среди горских народов. Естественно, это вызывало возмущение русских дворян и интеллигенции.

Взамен всего этого русские требовали не грабить, не торговать оружием и рабами и не принимать турецких и английских военных инструкторов.

К сожалению, большую часть черкесской знати подобное не устраивало. Их речи до нас не дошли, зато сохранилось несколько грамот крымских ханов турецкому султану. Турки просили Гиреев пару лет не нападать ни на Россию, ни на Речь Посполитую, пока Порта вела одновременно войну с Венецией и Персией. Хан жаловался султану: «Как же я буду теперь кормить моих людей?»

В итоге русские власти были вынуждены предложить черкесам переселиться с побережья в прикубанские долины, где им выделили обширные плодородные земли.

Турецкие же власти предложили альтернативу – перевезти всех черкесов в Турцию. Султанам хотелось изменить этнический состав населения на Балканах и в других регионах. Замечу, турки пригласили к себе не только черкесов, но и крымских татар. Любопытно, что Александр II по требованию крымских помещиков и губернатора графа Воронцова всячески препятствовал отъезду татар. Русские помещики опасались за свои доходы в связи с возможным упадком экономики Крыма.

На Кавказе русские власти заняли нейтральную позицию в вопросе эмиграции в Турцию. Так, только сторонникам Мусы Кондукова русские выделили на дорогу 45 тыс. рублей серебром. Муса в Турции стал большим пашой, а вот простым черкесам переселение вышло боком.

Турки битком набивали людьми утлые посудины. Много судов погибло по дороге. По прибытии черкесов помещали в карантинные лагеря. Тысячи переселенцев погибли от заразных болезней, голода и лишений.

И вот теперь черкесские активисты, большинство которых проживают вне России, объявили переселение черкесов в 1860-х годах геноцидом. А вину за варварское обращение турок с переселенцами возлагают на… Россию! А, может, учинить геноцид черкесского народа турецкому султану приказал император Александр II?

Если мы обратимся к истории Кавказа и Закавказья за последние четыре тысячи лет, то ни один год не обходился без войны с пришлыми завоевателями (греками, римлянами, персами, византийцами, турками и др.) и без разбойничьих набегов горных племен. Мир и тишина наступали только с приходом русского солдата. Как только русский солдат уходил, на Кавказе и в Закавказье начиналась война всех против всех. Так было в 1918–1921 годах, так было и после распада СССР в 1991 году.

Любопытный нюанс. Против создания памятника русским солдатам – строителям крепости Святого Духа – энергично выступила Общественная палата Абхазии. Я уж не буду говорить, что Адлер находится в соседнем суверенном государстве, а никак не в Абхазии. Забавнее другое. Ведь если завтра Россия перестанет оказывать военную и политическую поддержку Республике Абхазия, то любое грузинское правительство не упустит своего шанса, и уже на следующий день грузинские танки войдут в Абхазию, а их «Грады» будут работать по Сухуму.

А известно ли активистам в Сочи и в Сухуме, что в цивилизованном мире с уважением относятся к памятникам солдатам и историческим фортификационным сооружениям? Финны провели в ХХ веке три кровопролитные войны с Россией (1918–1922, 1939–1940 и 1941–1944 годы). Тем не менее русские укрепления и русские пушки крепости Свеаборг сохраняются финнами в куда лучшем состоянии, чем у нас в России. В Норвегии местные власти привели в порядок береговые батареи немцев, построенные в 1940–1944 годах, и благодаря этому имеют хорошие деньги с многочисленных туристов.

А, может быть, война с памятниками, начатая сейчас во многих странах мира, – предвестник эпохи варварства и хаоса? В Америке уже крушат статуи Колумба. Знал бы старый генуэзец Христофоро Коломбо, как его будут проклинать в Новом Свете, наверняка остался бы дома.

Автор: Александр Широкорад

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх