Тадеуш Костюшко, памятник которому установили под Брестом в 2018 году, предлагал усмирить русинов и приучить их к польскому языку. Бенджамин Уэст. Генерал Тадеуш Костюшко. 1797. Мемориальный художественный музей Аллена, США
После выборов в Беларуси, где президент Александр Лукашенко набрал 80,1% голосов, ряд российских влиятельных политиков и журналистов стали говорить о неизбежной смене власти в Беларуси, считая Лукашенко политическим трупом.
Причем некоторые надеются, что его место займет бюрократ из окружения, который улучшит отношения с Россией и будет реанимировать Союзное государство. Ну что ж, мечтать не вредно!В XXI веке в Беларуси развернулась дикая ультранационалистическая пропаганда. Стержнем ее, как и на Украине, является фантастическая история страны. Но по сравнению с «новой историей белорусского народа» творения украинских историков могут показаться мелкими искажениями фактов.
Творцы «новой истории» поработали на славу. Выяснилось, что ни белорусы, ни украинцы не являются славянами. Украинцы, как теперь всем известно, произошли от древних укров, ну а белорусы – это, оказывается, литвины. Причем аристократия литвинов произошла от самого Палеймона, племянника римского императора Нерона. Палеймон специально-де приехал из Рима, чтобы основать государство литвинов.
Только, пожалуйста, не путайте литвинов с литовцами, а то сильно обидите свидомых белорусов. В движении литвинов есть несколько течений. Так, некоторые считают литвинами всех этнических белорусов, зато другие считают, что «литвины» проживают лишь в западных областях Белоруссии, на востоке живут замаскированные злыдни-москали, а главный атаман у них – батька Лукашенко. Эти персонажи слово «белорус» воспринимают не иначе как «неполноценный рус».
В 2000 году в городке Новогрудке 25 «литвинских комиссаров» в местной пивной подписали «Акт объявления существования литвинской нации». «Комиссары» решили создать литвинский язык, естественно, с использованием латиницы, а не кириллицы, и требовать национальной независимости Литвинского государства.
Попробуем сравнить ситуацию в Польше, на Украине и в Беларуси. В Польше с Х по XIX век власть безраздельно принадлежала шляхте. К 1980-м годам у 98% жителей страны родным языком был польский. Наконец, у Варшавы была своя история, пусть во многом приукрашенная, но в целом нормально состыковавшаяся с общемировой историей. А вот на Украине и в Беларуси русские православные князья Рюриковичи, бояре и дворяне в XVI – начале XVII веков отреклись от православной веры, русского языка и стали считать себя поляками, переняв у них веру и язык. Мало того, они стали презирать своих предков. Понятно, что украинские националисты не решились объявить этих новоявленных поляков элитой украинской нации. Нельзя же записать Ярему Вишневецкого героем украинского народа!
Императрица Екатерина II ради мира и процветания Малороссии пожаловала беспородной казацкой верхушке права русских дворян и даже признала их фантастические родословные, которые тысячами сочиняли евреи из Бердичева в специально открытых с этой целью конторах. Но нынешние украинские националисты не желают признавать элитой нации бывших свинопасов типа Разумовских, Безбородко, Милорадовичей и прочих, которые волею русских царей стали гетманами, графами, министрами и генералами. Но другого-то дворянства в Малороссии и не было! В итоге украинской элитой оказались бандюганы – всякие там полевые командиры, именовавшие себя гетманами и полковниками, а также местечковые атаманы типа Грициана Таврического из старого фильма.
А вот в белорусские национальные герои записали всех польских магнатов и шляхтичей, имевших поместья в Беларуси или просто проживших там несколько лет. Плевать, что они говорили только по-польски и презирали «тутейших» и их мужицкую веру. Других же дворян на Белой Руси до XIX века не было.
Так, 12 мая 2018 года под Брестом открыли памятник польскому дворянину Тадеушу Костюшко. В мае 1789 года Тадеуш Костюшко писал своему соседу (и послу трокскому на Четырехлетний сейм) Михаилу Залевскому, что усмирение русинов невозможно без успокоения их фанатизма, это можно осуществить «верным и наимягчайшим способом», а именно «объединяя их праздники все с нашими, пусть один будет календарь, также надо сделать так, чтобы попы могли служить литургии по-польски…» Далее в письме Костюшко писал: «Приучать их [русинов] надо к польскому языку, пусть по-польски все их службы будут. Со временем дух польский в них войдет. За врага будут потом считать того, кто бы не знал языка народного. Начнут ненавидеть москаля, пруссака и австрияка так, как француз ненавидит англичанина».
Белорусы и украинцы до 1917 года не имели собственной государственности. Тем не менее они воспевают культовые битвы, «изменившие ход истории», – Конотопскую 1659 года и Оршанскую 1541 года. В них украинцы и соответственно литвины разгромили орды злыдней-москалей. Неважно, что эти войны на самом деле закончились победой Москвы.
Киевские историки доказывают, что Петр I и Александр Меншиков устроили геноцид украинского народа в Батурине. Свидомые белорусы утверждают, что царь Алексей Михайлович в 1654–1667 годах вырезал две трети населения Белой Руси. Но что же было на самом деле?
С 1648 года, то есть в течение 6 лет, крестьяне и горожане Белой Руси, поддержанные казаками Богдана Хмельницкого, вели истребительную войну против польской шляхты. В 1654 году в Беларусь вошли русские войска, и 80% шляхты принесли присягу царю. Затем вмешались шведы. И вся польская шляхта кинулась к ним. Шляхтичи по три, а то и по десять раз меняли хозяев – русского царя, польского и шведского королей. А заодно шляхтичи убивали крестьян и горожан, выясняя отношения между собой. Добавим эпидемию чумы, возникшую в районе боевых действий. Две трети погибших белорусов – бред, но процентов 20–25 наберется. Однако на совести русских воинов было не более 5% из числа всех убитых.
Сейчас в Минске издано не менее пяти книг, в которых доказывается, что 40 тыс. белорусов добровольцами вступили в армию Наполеона и совместно с французами освобождали Белую Русь от русских оккупантов. Да, такие части были, но в них 30% составляли поляки, немцы и литовские татары, а остальные – принудительно мобилизованные французами белорусские крестьяне, которые быстро разбежались.
Далее геноцидом белорусов «занялся» император Николай I. Он-де приказал разрушить города Брест и Бобруйск и построить на их месте мощные крепости. На самом деле было снесено лишь несколько городских кварталов, а все владельцы снесенных домов получили достойную денежную компенсацию и целый ряд льгот. Зато строительство и эксплуатация крепостей привели к существенному росту местной промышленности и торговли. Новые земли, выделенные под застройку, позволили в течение десятилетий неограниченно расширяться обоим городам. Сейчас крепости являются главными достопримечательностями Бобруйска и Бреста и привлекают миллионы туристов.
По всей Беларуси установлены памятники польским шляхтичам, воевавшим с Россией. Даже отпетый бандюган Александр Лисовский, приговоренный польским судом к смертной казне за разбои и сжегший два десятка городов России в 1610–1614 годах, объявлен национальным героем Беларуси.
Все это я почерпнул не из самиздата и не из книг белорусских диссидентов, изданных на Западе, а из десятков книг, легально изданных большими тиражами в Минске, Бресте и других городах. Свыше 90% исторической литературы в Беларуси содержат русофобскую идеологию.
А как же относится к русофобской пропаганде президент Лукашенко? Да смотрит сквозь пальцы! Хотя сам помалкивает о битве при Орше, литвинском народе и «освободительном походе» Наполеона.
К майдану в Киеве Лукашенко решил отнестись нейтрально. Он «не замечал» участия сотен белорусских «добровольцев» в националистических батальонах на Украине. Батька скрывал перепродажу российской нефти и бензина ВСУ, ремонт в Белоруссии украинской бронетехники, подбитой на Донбассе, и так далее. Не признал Лукашенко и возвращение Крыма в Россию и организовал экономическую и транспортную блокаду полуострова.
С конца 1990-х годов США и ЕС объявили Батьку диктатором и ввели против него санкции. Но война на Донбассе все изменила. И вот в феврале 2015 года Ангела Меркель и Франсуа Олланд в «Президент-отеле» в Минске обнимаются с Батькой. А потом подписывают «Минские соглашения». После этого отношение ЕС к Батьке заметно изменилось в лучшую сторону. И вот у Александра Григорьевича «от радости в зобу дыханье сперло». Он решил побалансировать между Россией и Западом.
Тут нужно признать, что на заметное ухудшение отношений РФ и Беларуси повлияли и действия некоторых российских олигархов, пожелавших взять под контроль предприятия Беларуси. Все их махинации, естественно, не публиковались в СМИ, но о действиях олигархов мы можем судить по событиям в Крыму. За последние пять лет на полуострове произошел грандиозный передел собственности. Сколько предприятий, земельных участков на ЮБК, вилл, дворцов и санаториев перешли под контроль частных лиц и государственных организаций из Санкт-Петербурга, Москвы, Ростова-на-Дону и других российских городов?
Но вернемся к итогам президентских выборов в Белоруссии. Бежавшая в Литву кандидат от оппозиции Светлана Тихановская объявила себя главой «координационного совета по перемене власти». А немного подумав, заявила, что она еще и «лидер нации». Бегство Тихановской в Литву вызвало у меня ассоциации с тем, как в ту же Литву драпанул монах Григорий (в миру Юшка Отрепьев), наскандаливший в Чудовом монастыре. Столь мудреных слов, как «координатор» и «лидер», Юшка не знал и не мудрствуя лукаво объявил себя царевичем Димитрием. Он, видимо, как и Тихановская, осознал:
Что ни король, ни папа, ни вельможи –
Не думают о правде слов моих.
Димитрий я иль нет – что им за дело?
Но я предлог раздоров и войны.
Отрепьев был востребован Польшей, Литвой и другими странами и в итоге стал московским царем. Ну а что из этого вышло…
А что предлагает Беларуси Тихановская? Ее шесть пунктов предвыборных обещаний – детский лепет на лужайке. А вот ее коллеги по оппозиции проболтались. Вот озвученный ими список:
– выход из Союзного государства, Евразийского союза, Таможенного союза и других интеграционных образований, где доминирует Россия;
– запрет пророссийских организаций, деятельность которых противоречит национальным интересам, а также российских фондов и организаций, которые финансируют такие структуры;
– введение уголовной ответственности за публичные оскорбления белорусского языка;
– осуществление пограничного и таможенного контроля на границе с Россией;
– запрет трансляции в Беларуси публицистических, общественно-политических и новостных программ, созданных российскими телеканалами;
– включение в стандартный телевизионный пакет обязательных общедоступных телеканалов Латвии, Литвы, Польши и Украины;
– выход из ОДКБ, возвращение полного контроля Беларуси над своими системами противовоздушной и противоракетной обороны;
– вывод с территории Беларуси российских военных объектов – узла связи в Вилейке и радиолокационной станции под Барановичами;
– восстановление Белорусской автокефальной православной Церкви;
– исполнение Беларусью всех критериев членства в Европейском союзе и НАТО, подача соответствующих заявлений на членство в этих структурах.
Знакомо, правда? А в чем разница программы белорусской оппозиции и программы Порошенко и Ко? Пока прямо не говорится, но подразумевается, что в Беларуси произойдет полный запрет русского языка, как на Украине. И это в стране, где 82% населения говорит по-русски! А кое-кто из оппозиционеров уже выдвигает территориальные претензии к России, мол, Смоленск – исконно белорусский город.
Оппозиционерам удалось оболванить значительную часть молодежи, интеллигенции, да и многих рабочих в Белоруссии. Но как рабочие и крестьяне не понимают, что главная цель оппозиции – тотальная приватизация и передел собственности. Вот, к примеру, КБ «Южмаш» в Днепропетровске – огромное предприятие, делавшее лучшие в мире межконтинентальные ракеты. И что там сейчас? Или пример из Польши. Агенты ЦРУ надоумили самых хорошо оплачиваемых привилегированных рабочих Гданьской судоверфи устроить бузу. Власть сменилась. 95% рабочих и служащих стали безработными. А судоверфь последние 20 лет влачит жалкое существование: строит ветряки (наподобие ветряных мельниц), небольшие яхты вместо огромных лайнеров, контейнеровозов, танкеров и других судов, 80% которых шло в СССР. О чем думают рабочие Минского завода колесных тягачей? Они уверены, что о больших партиях их тягачей мечтают в Литве, Франции и США? Прогнать Батьку, порвать торговые связи с РФ, и что будет с бузотерами завода колесных тягачей?
Тотальная приватизация и смена собственности приводит к затяжному экономическому кризису. Вспомним, что произошло в России в начале 1990-х. Но у нас была газовая труба, которая и помогла выйти из пике. А в Беларуси 100-процентная зависимость от поставок энергоресурсов. Кто ее будет кормить? США или ЕС в условиях кризиса, вызванного пандемией?
Скажут, что ведь на Украине «прокатила» смена власти! Да, но не в последнюю очередь из-за тотальной коррупции Януковича и его донецкой мафии. А про коррупцию Батьки что-то оппозиция помалкивает. В Беларуси экономических претензий к Батьке практически нет. Есть только претензии о соблюдении прав человека, создании «Великой Литвы» и переименовании белорусов в «литвинов».
Молчаливое большинство, 80% белорусов, живут небогато, но стабильно. И уверены в своем будущем. Они могут поворчать на Батьку, но если их лишить зарплат и стабильности, возможны варианты. Простые белорусы – тихие доброжелательные люди. Но когда в 1941-м на их землю пришел враг, тихие белорусы взялись за оружие. Немцам не помогли ни дивизии СС, ни специально снятый с фронта и отправленный в Белоруссию «французский легион», ни 21 украинский полицейский батальон СС, ни четыре литовских полицейских батальона, ни даже один (!) эстонский полицейский батальон.
А что если после смены власти в Минске тихое большинство возьмется за АКМ?
Александр Борисович Широкорад – писатель, историк.
Свежие комментарии