Сегодня, 15 июня, в возрасте 88 лет в одной из московских клиник ушел из жизни один из знаменитых советских актеров Алексей Баталов.
ПРИЧИНЫ СМЕРТИ
По данным СМИ, 15 июня в 6:00 у актера остановилось сердце.
Напомним, что зимой Алексей Баталов сломал ногу и в феврале ему сделали операцию, после чего он не выходил из больницы почти пять месяцев. 14 июня к нему в палату приходил священник и актер причастился.
По словам друга и коллеги Баталова, Владимира Иванова, Алексей Владимирович умер во сне — вечером лег спать, а утром просто не проснулся.
Известно так же и о том, что актера похоронят на Преображенском кладбище. Панехидой и его похоронами будет заниматься Никита Михалков, который очень любил актера.
ВОСПОМИНАНИЯ СОВРЕМЕННИКОВ АКТЁРА И КАРЬЕРА
«Я, как и все женщины Советского Союза, рада видеть артиста Алексея Баталова», — так, по воспоминаниям священника Михаила Ардова, приветствовала молодого актера в родном для него доме Анна Ахматова.
К тому моменту Баталов успел уже сняться в картинах, до сих пор остающихся классикой советского кино — «Летят журавли» и «Дорогой мой человек». А родным дом Ардовых на Ордынке был и для Ахматовой, которую эта семья приютила в Москве, и для самого Баталова — сатирик и карикатурист Виктор Ардов был для него любящим отчимом.
Баталов родился в театральной семье — его родителями были Владимир Баталов (Аталов) и Нина Ольшевская работали еще вместе со Станиславским в труппе МХТ. Когда Алексею было пять лет, его родители развелись, и Ольшевская вышла замуж за Виктора Ардова. Во время войны он ушел на фронт военным корреспондентом, а Ольшевская с сыном уехала в эвакуацию в Бугульму. Там она организовала театральную труппу, в которой
Баталов впервые вышел на сцену — правда, в качестве рабочего сцены и актера массовки.
В дальнейшем, правда, он появлялся больше на экране, чем на сцене. В кино он пришел очень рано — первую роль Баталов получил в 17 лет, сыграв одного из школьников в военной драме о Зое Космодемьянской.
А после выпуска из Школы-студии МХАТ начал сниматься очень активно — играл в «Большой семье» Иосифа Хейфица (этот фильм был представлен в Каннах и получил приз за актерский ансамбль), в «Деле Румянцева» того же Хейфица исполнил главную роль шофера-дальнобойщика, в экранизации романа Горького «Мать» также сыграл главного героя, революционера Павла Власова.
Потом были «Летят журавли» Михаила Калатозова — с этим фильмом Баталов побывал в Каннах, где познакомился с Федерико Феллини и Марчелло Мастроянни.
К выходу этой картины Алексей Баталов уже окончательно ушел из театра и поступил на «Ленфильм» — актером и режиссером. Правда, его режиссерская фильмография не столь богатая — в конце 50-х он поставил фильм «Шинель» по Гоголю с Роланом Быковым, а в 1966-м был одним из авторов сценария и постановщиком «Трех толстяков» по Юрию Олеше — но в этой картине больше помнят его героя, канатоходца Тибула.
Он продолжал работать с Хейфецем — в фильмах «Дорогой мой человек », «Дама с собачкой», снимался у Михаила Ромма («Девять дней одного года»).
Но главной работой Баталова в кино стала, пожалуй, мелодрама Владимира Меньшова «Москва слезам не верит», пишет rosred.ru. Процитированная Михаилом Ардовым реплика Ахматовой наглядно показывает, что к моменту начала съемок в этом фильме Баталов обладал уже солидной популярностью в стране, и попал в картину в статусе «звезды», актера-хедлайнера.
Фильм оказался очень популярен в СССР — даже после показа на телевидении в прокате его посмотрело 90 млн человек и по итогам года он уступил только боевику «Пираты XX века».
В 80-х Баталов становится более избирателен в выборе картин, и на экране появляется реже — не сторонясь, впрочем, и ролей второго плана.
Он снимается в «гоночной» «Скорости» Дмитрия Светозарова, в шпионском «Досье человека в «Мерседесе», а также в «спродюсированном» Евгением Евтушенко фильме «Похороны Сталина». А в 90-е вообще пропадает с экранов, сосредоточившись на преподавании во ВГИК и общественной работе.
Правда, в те годы актер много работал в радиотеатре и, обладая мгновенно узнаваемым звучным голосом, озвучивал игровых и анимационных фильмов (кстати, именно он был голосом рассказчика в «Ежике в тумане»). Занимался он и общественной работой — так, в нулевые и 2010-е Баталов был президентом киноакадемии «Ника».
Алексе́й Влади́мирович Бата́лов (20 ноября 1928, Владимир — 15 июня 2017, Москва) — советский и российский актёртеатра и кино, кинорежиссёр, сценарист, педагог, мастер художественного слова (чтец) и общественный деятель. Народный артист СССР (1976). Герой Социалистического Труда (1989). Лауреат Государственной премии СССР (1981), Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых (1966), Государственной премии России (2005).
ФИЛЬМОГРАФИЯ АЛЕКСЕЯ БАТАЛОВА
Актёр
- 1944 — Зоя — Алексей, школьник
- 1952 — Служу Советскому Союзу — Павел Соснов
- 1954 — Большая семья — Алексей Ильич Журбин
- 1955 — Дело Румянцева — Саша Румянцев
- 1955 — Михайло Ломоносов — рыжий мужик
- 1955 — Мать — Павел Власов
- 1957 — Летят журавли — Борис Фёдорович Бороздин
- 1958 — Дорогой мой человек — Владимир Афанасьевич Устименко
- 1960 — Дама с собачкой — Дмитрий Дмитриевич Гуров
- 1961 — Девять дней одного года — Дмитрий Гусев
- 1963 — День счастья — Александр Николаевич Берёзкин
- 1964 — Свет далёкой звезды — Пётр Степанович Лукашёв
- 1966 — Три толстяка — канатаходец Тибул
- 1966 — В городе С. — Шергов
- 1967 — Седьмой спутник — комиссар
- 1968 — Живой труп — Фёдор Васильевич Протасов
- 1969 — Внимание, черепаха! — дедушка Тани Самохиной
- 1970 — Бег — Сергей Павлович Голубков
- 1971 — Красный дипломат. Страницы жизни Леонида Красина — эпизод
- 1973 — Возврата нет — Алексей Владимирович Егоров
- 1974 — Чисто английское убийство — доктор Ботвинк
- 1975 — Звезда пленительного счастья — князь Сергей Петрович Трубецкой
- 1975 — Рикки-Тикки-Тави — Роберт Лоусон
- 1976 — Гореть, чтобы светить — Савин
- 1978 — Поздняя встреча — Сергей Иванович Гущин
- 1979 — Москва слезам не верит — Георгий Иванович (Гоша)
- 1983 — Скорость — Игорь Владимирович Лагутин
- 1984 — Время отдыха с субботы до понедельника — Павел
- 1986 — Зонтик для новобрачных — Дмитрий Павлович Красков
- 1986 — Досье человека в «Мерседесе» — Сергей Владимирович Григорьев
- 1990 — Похороны Сталина — отец Жени
- 1991 — Полтергейст-90 — профессор Вильницкий
- 1998 — Чехов и Ко (9-я серия «Рассказ госпожи NN») — Пётр Сергеевич
- 2006 — Карнавальная ночь 2, или 50 лет спустя — камео
Прощание состоится 19 июня в Доме Кино, отпевание в храме иконы Божией Матери на Ордынке, похороны на Преображенском кладбище.
Царство ему небесное, пусть земля будет пухом
Свежие комментарии