На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ДАВАЙ ПОГОВОРИМ

10 848 подписчиков

Свежие комментарии

  • Ирина Осипова
    Вы абсолютно правы.👍👍👍День неполного ос...
  • Ирина Осипова
    вот это действительно очень-очень мерзко и гадко!!!!🤮🤮🤮День неполного ос...
  • Traveller
    А не напомнить ли Вам, голубчик, кто открывал этот самый гадюшник - "ельцин-центр"? И кто носит подарочки на день рож...День неполного ос...

В кепочке и черных очках. Анатолий Папанов маскировался даже на даче

31 октября 1922 года родился актёр, любимец публики Анатолий Папанов.

«Бриллиантовая рука», 1968 г. © / Кадр из фильма

Известность к актеру пришла после роли комбрига Серпилина в двухсерийной ленте «Живые и мертвые», когда Папанову было уже за 40. Да и на сцену родного Театра Сатиры он довольно долго выходил со словами «кушать подано».

Потом все наладилось — сценарии актеру стали присылать пачками, он физически не успевал их все даже просмотреть, помогала супруга. И если вдруг полгода или год не было работы, Анатолий Дмитриевич начинал переживать. Опасался, что зрители совсем забудут. К счастью, этого не произошло. Актера нет с нами уже 30 лет, а его по-прежнему помнят, любят. Потому что таких как он мало.

Лучшие роли Анатолия Папанова

«Живые и мёртвые» (1963) — комбриг Серпилин.

Image Caption

«Приходите завтра…» (1963) — Николай Васильевич.

Image Caption

«Берегись автомобиля» (1965) — Сокол-Кружкин, тесть Семицветова.

Image Caption

«Бриллиантовая рука» (1968) — контрабандист Лёлик.

Image Caption

«Служили два товарища» (1968) — командир полка.

Image Caption

«Виринея» (1968) — Магара.

Image Caption

«Белорусский вокзал» (1970) — Николай Иванович Дубинский.

Image Caption

«Любовь Яровая» (1970) — Горностаев.

Image Caption

«Плохой хороший человек» (1973) — Самойленко.

Image Caption

«Время желаний» (1984) — Владимир Дмитриевич.

Image Caption

«Холодное лето пятьдесят третьего…» (1987) — Николай Павлович Старобогатов («Копалыч»).

Смертельный душ

5 августа 1987 года в Москве было жарко. Папанов вернулся со съемок картины «Холодное лето пятьдесят третьего...», решил принять душ. Но горячей воды в доме не было. А ледяную не выдержало сердце... Ни труппа театра, гастролирующего в это время в Риге, ни зрители, купившие билеты на спектакли, Анатолия Дмитриевича так и не дождались. Театр продолжил гастроли в латвийской столице. И на прощании с народным артистом почти никого из его коллег не было. У супруги Анатолия Папанова Надежды Юрьевны Каратаевой (сегодня ей 93 года), осадок остался на всю оставшуюся жизнь. Но так решил худрук Валентин Плучек. Даже гроб с телом актера был выставлен в фойе, а не в зрительном зале там в это время шел ремонт...

- Буквально через несколько дней Москва прощалась с Андреем Мироновым, и коллег уже было больше, и гроб установили в зале, вспоминала печальные дни дочь Анатолия Дмитриевича Елена Папанова, актриса театра им. М.Н. Ермоловой. Кажется, это мелочи. Но такие неприятные, колкие... Хотя попрощаться с папой пришли очень многие, очередь выстроилась до «Пушкинской». У него ведь было огромное количество обожателей, поклонниц.

Анатолий Папанов в роли солдата Егора Сысоева и Андрей Миронов (справа) в роли Всеволода Вишневского в сцене из спектакля «У времени в плену». Московский академический театр сатиры. 1974 г.

Анатолий Папанов в роли солдата Егора Сысоева и Андрей Миронов (справа) в роли Всеволода Вишневского в сцене из спектакля «У времени в плену». Московский академический театр сатиры. 1974 г. Фото: РИА Новости/ Мирослав Муразов

Когда уходят известные актеры, родственников нередко беспокоят «неожиданно обнаружившиеся» внебрачные дети. К счастью, семью Папановых эта участь миновала. Да и при жизни их не теребили ни звонками, ни письмами. Хотя даже на даче Анатолий Дмитриевич вынужден был надевать кепочку и черные очки.

Надежда Каратаева и Анатолий Папанов поженились сразу после войны 20 мая 1945 года. И за сорок с лишним лет любимец публики ни разу не дал жене повода усомниться в его преданности.

- Его любовь к маме была очень сильной. Настоящей. При этом он никогда не участвовал в ее карьере, хотя несколько десятилетий они работали в одном коллективе. А когда худрук Валентин Плучек решил дать маме роль в «Гнезде глухаря», папа даже пошел ему доказывать, что «это не Надина роль». Такое было воспитание: нельзя делать протекцию жене, дочери... А вот когда в Союзе кинематографистов ему предложили поездку в Америку, он твердо заявил, что полетит только с женой.

Сильный духом

Довольно скрытный по своей природе, актер, однако, часто поверял свои душевные метания Надежде Юрьевне. Тем более, если это касалось работы. Поначалу, когда с ролями было совсем плохо, в его жизни появился «зеленый змий». Но папиной силе воли можно было только позавидовать. Бросил сам, безо всяких «кодирований». И потом говорил: будет кто-то жаловаться не верь, что не может бросить пить. Надо только захотеть...

Выражение «сильный духом» это и про Папанова тоже! После фронта он пришел в ГИТИС с палочкой: был тяжело ранен, два пальца на ноге ампутированы. Но дал слово, что избавится от хромоты. И сдержал его.

- Помните фильм «Отцы и деды» как там в конце папа бежит?! Просто как спортсмен! Мы же с ним на даче и на велосипедах ездили, и в настольный теннис играли, и в бадминтон. Хотя дачу родители купили, в общем-то, ради меня: «чтобы ребенок дышал свежим воздухом». Когда я родилась, они несколько лет снимали домики, ездили к родным на Украину, еще куда-то... А потом вдруг знакомый Ольги Аросевой стал продавать свою дачку по Ярославской дороге, и она сказала об этом моим родителям. Даром что огородниками мама с папой, конечно, не стали. Сажать, полоть, собирать урожай ну когда им было этим заниматься?..

Во всяком случае, поэзию Анатолий Папанов любил больше, чем сад и огород, вместе взятые. В свое время он скупил всю библиотечку журнала «Огонек» маленькие белые книжицы, которые до сих пор хранятся на даче. Это были и современные авторы, и классики. С ними он выступал в своих творческих вечерах. Иногда даже пел. И нередко участвовал в совместных концертах с Андреем Мироновым, с которым народная молва «подружила» его крепко. И навсегда.

- К комедии «Бриллиантовая рука», которую до сих пор обожают многие зрители, папа относился совсем по-другому. Не шибко нравился ему этот балбес гротесковый, карикатурный… Однако режиссеру Гайдаю нужен был именно такой Лелик. И папа свою работу выполнил на «отлично».

В творческих встречах Папанов обычно читал что-то серьезное. После чего выходил легкий, воздушный Миронов, и в конце вечера, как правило, пел. Однако ошибочно полагать, что они дружили.

- Честно говоря, друзей у папы, по большому счету, и не было... С Евгением Весником в начале карьеры его связала, скорее, любовь к крепким напиткам, чем добрые приятельские отношения. Но когда Весник оставил театр Сатиры, и дружбе, кажется, пришел конец. В последние годы в жизни папы появился Виктор Мережко. И, хотя папа был значительно старше, они смогли найти общий язык. И, да, пожалуй, действительно дружили...

Анатолий Папанов — студент Государственного института театрального искусства.

Анатолий Папанов — студент Государственного института театрального искусства. Фото: Commons.wikimedia.org

Последняя роль

О войне, как многие фронтовики, Анатолий Папанов вспоминать не любил, даром что День Победы, конечно, отмечал. «Живые и мертвые», «Белорусский вокзал»... Так войти в судьбу персонажей, не сыграть, но прожить, мог только тот, кто сам испытал ужасы войны. После премьеры картины «Живые и мертвые» одна воинская часть даже передала «комбригу Серпилину» списанный автомобиль «Победа». Хотя и не бесплатно...

А вот последняя работа Анатолия Папанова проникновенная, пронзительная роль «Копалыча» в фильме «Холодное лето пятьдесят третьего...» могла пройти мимо актера... Надежда Юрьевна, помогавшая мужу разбирать сценарии, многое критиковала, браковала. «Толь, ну, что там такое? Лето, рецидивисты... Зачем?», делилась она впечатлениями. После чего он прочитал сам и принял решение.

«Холодное лето пятьдесят третьего». 1987 год. Кадр из фильма

- Предложений было очень много, но так случилось, перед этим фильмом возникла пауза. И отцу очень хотелось сниматься. Он и представить себе не мог, что работа получится настолько удачной. Что ее оценят профессионалы и полюбят зрители. Однако, если уж взялся за работу, значит, поверил в режиссера, в эту историю...

Большое разочарование

К слову, о вере. Сам Анатолий Дмитриевич не рассказывал в советское время это была, мягко говоря, не самая удобная тема для интервью... Мама его, католичка Елена Болеславовна, тайно приняла православие. И актер был человеком верующим.

- Помню, в детстве я сидела на заднем сидении в «Победе» и видела, как, проезжая мимо церкви, папа обязательно крестился. Это было естественно. Но вдруг умерла бабушка Лена - его мама. И отец перестал креститься. Когда я спросила, что случилось, рассказал: он умолял Господа оставить маму, дать ей еще пожить. Но тот забрал ее. И вера отца пошатнулась. Он как будто разуверился в Боге... Теперь-то я уже поспорила бы с ним, а тогда не смогла. Конечно, всего, что происходило в его душе, я не знаю. Бывало, папа гулял у Новодевичьего монастыря, заходил в храм. Но так и не воцерковился... Сама я приняла крещение в 18 лет тайно, договорившись со знакомым священником, и он провел обряд дома. В церкви это сделать было невозможно я была комсомолкой, и данные о крещении тут же передали бы «куда следует». Но отцу я, естественно, все рассказала.

Анатолий Папанов с дочерью Еленой. 1974 год.

Анатолий Папанов с дочерью Еленой. 1974 год. Фото: РИА Новости/ Виталий Арутюнов

Каждый год, 5 августа, Папановы поминают Анатолия Дмитриевича в узком семейном кругу. Пять лет назад на его родине в Вязьме Смоленской области был установлен памятник актеру. А чуть раньше Елена Папанова написала об отце книгу раскупили мгновенно...

Источник:

http://www.aif.ru/culture/person/v_kepochke_i_chernyh_ochkah...

Картина дня

наверх