На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ДАВАЙ ПОГОВОРИМ

10 846 подписчиков

Свежие комментарии

  • Ирина Осипова
    Вы абсолютно правы.👍👍👍День неполного ос...
  • Ирина Осипова
    вот это действительно очень-очень мерзко и гадко!!!!🤮🤮🤮День неполного ос...
  • Traveller
    А не напомнить ли Вам, голубчик, кто открывал этот самый гадюшник - "ельцин-центр"? И кто носит подарочки на день рож...День неполного ос...

Щедрые традиционные ярмарки на картинах русских художников

А ну, не дорого, купите творога,

И вот вам курица и сельдерей!

Дешевле рублика, два с маком бублика,

Берите, милые, да поскорей!

А вот кирзовые, почти что новые,

Ну, что вы смотрите? Им сносу нет!

Берите кепочку, и брюки в клеточку,

Да не жалейте вы, своих монет!

Ведь вы на ярмарке, а не на каторге,

Гуляйте, милые, чего уж там!

Штиблеты кожаны, почти не ношены…

Эх, ради праздника! И так отдам!

С. Сочивко, Казачий рынок

С. Сочивко, Казачий рынок
В старину жизнь крестьян была четко подчинена ритмам природы, причем распорядок их существенно отличался от нашего, современного. О том, что летом можно отдыхать, люди, работающие на земле, не могли и подумать. А вот зато после светлого праздника Покров, когда урожай уже собран и начинаются первые морозцы, можно было и свадебку сыграть, и на ярмарку съездить.
Б. М. Кустодиев, Ярмарка
Б. М. Кустодиев, Ярмарка
К.К. Кузнецов, Рынок зимой
К.К. Кузнецов, Рынок зимой

Борис КУСТОДИЕВ 1878 1927 Ярмарка 1906 Холст масло. Борис Михайлович Кустодиев

Б.М. Кустодиев, Ярмарка
Б.М. Кустодиев, Ярмарка
Б.М. Кустодиев, Ярмарка
А.П. Васнецов, Новгородский торг
А.П. Васнецов, Новгородский торг
В.И. Штернберг, Ярмарка на Украине
В.И. Штернберг, Ярмарка на Украине
К. Коровин, Рынок во Пскове
К. Коровин, Рынок во Пскове
И.С. Куликов, Ярмарка
И.С. Куликов, Ярмарка
И. С.Куликов, Базар у карусели
И. С.Куликов, Базар у карусели
К.Ф. Юон, Троицкий посад. Загорск
К.Ф. Юон, Троицкий посад. Загорск
В. Маковский, Ярмарка в Полтаве
В. Маковский, Ярмарка в Полтаве
И.С.Куликов, Базар с баранками
И.С.Куликов, Базар с баранками
С. Ивлева, Ярмарка
С. Ивлева, Ярмарка
С. Нестерчук, Ярмарка в старом Дмитрове
С. Нестерчук, Ярмарка в старом Дмитрове
О. Долгая, Свенская ярмарка
О. Долгая, Свенская ярмарка
А.В Шевелев,Базар на Красной площади
А.В Шевелев,Базар на Красной площади
Ф.В. Сычков, Колхозный базар
Ф.В. Сычков, Колхозный базар

Ярмарки немыслимы без скоморохов, вертепа, Петрушки, балагана – вот чем весел русский человек. Вот она – пёстрая и шумная ярмарка. Это и место народных гуляний, и сцена, на которой разворачивается действие, не подвластное ни одному режиссёру. На ярмарке менялись лавки и товары, однако развлечения традиционно оставались одними и теми же.

Хоровод.

Именно этот простой танец был одним из наиболее древних способов увеселения на ярмарочных гуляниях. В хороводах всегда участвовало большое количество людей. Эта забава обязательно сопровождалась пением и музыкой. Однако, хороводы носили не только увеселительный, но и сакральный характер, и были чем-то сродни ритуалу. Так, на Руси существовали военные хороводы, любовные, урожайные, трудовые, родильные, семейные и множество других. Начинались хороводы, как правило, под песни «наборные», а заканчивались «разборными». Хоровод сопровождался игрой лицедеев, что позднее стали первыми скоморохами. Благодаря хороводам появились и певцы-запевалы.

А.Саврасов. Хоровод в селе

Пляски.

О русской пляске говорят, что она разорвала круг хоровода. Пляска на славянских ярмарках была своеобразным соревнованием, в котором молодые парни могли соревноваться друг с другом в удали и прыти. Есть мнение, что это и вовсе – подготовка воина, которая сопоставима с подготовкой самбиста. Например, русская присядка – умение задеть противника ногой в любом положении. Победителя плясок определял народ, который собирался, чтобы поглазеть это мероприятие. Как правило, «голосовали» криками за самого прыткого юношу, который также мог показать необычные и красивые движения.

Миниатюра «Игрища славян» из Радзивилловской летописи XV в.

Миниатюра «Игрища славян» из Радзивилловской летописи XV в.

И.Репин. Гопак

Скоморохи.

Скоморохи всегда занимали на ярмарках особое место. Согласно историческим письменным источникам, впервые скоморохи появились еще в XI веке, став прародителями первых профессиональных актёров театров, хотя, по сути, скоморохи уже и были теми самыми актерами. Как правило, скоморохами были люди без крыши над головой, бродящие по свету от ярмарки к ярмарке. Традиционно скоморохи занимались лицедейством и шутками, чем вызывали гнев властей и церкви. Так, в царской грамоте 1648 говорится, чтобы «скоморохов с домрами, и с гуслями, и с волынками, и со всякими играми в дом к себе не призывали».

Л.Русов. Скоморохи

Балаган.

Это ярморочное увеселение появилось достаточно поздно, однако быстро приобрел широкую популярность, как среди простого люда, так и среди более знатных сословий. Примечателен тот факт, что именно таким малоприятным названием на Руси обозвали первые народные театры. Играли в балаганах скоморохи, которые развлекали ярморочных зевак не только шутками и песнями, но и театральным действием на специальном помосте. У большинства из них даже был свой владелец. По богатству убранства и оформления балагана, можно было судить и о благосостоянии его хозяина.

К. Маковский, Ярмарочные балаганы

К. Маковский, Ярмарочные балаганы

А. Попов. Балаганы в Туле на Святой неделе. 1873

А. Попов. Балаганы в Туле на Святой неделе. 1873

Вертеп.

Первый кукольный театр под названием вертеп появился на ярмарках лишь с распространением на Руси христианства. Все постановки показывались людям в коробке, с вырезанной стенкой и днищем, а фигурки кукол были нанизаны на деревянные штырьки. Вертеп был известен во всех славянских землях. Наиболее популярными мотивами Вертепа были мотивы на библейскую тематику. Всякая история, рассказанная в вертепе, была проста и поучительна. Все персонажи и действия были понятны каждому посетителю ярмарки. Традиционными участниками вертепа были: мужик, черт, поп, пастух, Богородица, осел, бык, младенец и Царь Ирод.

Медвежьи пляски и спектакли.

Куда в России без медведей. И это вовсе не миф, созданный иностранцами. Медвежьи пляски и медвежьи спектакли действительно были широко распространены на Руси и имели широкую популярность. Как правило, медвежьи выступления разнообразием не отличались, зато их сопровождали язвительные прибаутки медведчика, который веселили публику не меньше, чем сам медведь. Животные выполняли ряд несложных движений, показывая как баба платок завязывает, как мужик портки надевает, как зятя тёща угощает и т.д. Этакие примитивные пародии на людей вызывали особое веселье среди ярмарочной публики.

Танцующие медведи
Танцующие медведи

Раёк.

Другим весьма популярным и необычным увеселением на ярмарках был раёк, пришедший в землю русскую из западной Европы. Раёк – это большой ящик, нередко расположенный на колесах и выполненный в виде небольшой избы. На одной из боковых стен была расположена ручка, а на двух других линзы. Через одну из них, в раёк могли смотреть зеваки. Когда владелец начинал вращать ручку, внутри, за линзой происходила смена картинок. Изображения эти могли быть самыми разными: пейзажами заморских краев, рисунками невиданных зверей, картинками в сказкам. При этом, владельца такого «телевизора» можно считать предтечей диджея, поскольку он приговаривал во время демонстрации различные шутки и прибаутки.

Русский раек, гравюры XIX века.
Русский раек, гравюры XIX века.

Кукольное представление с Петрушкой.

Петрушка всегда был главным героем ярмарочных увеселений. Первое упоминание о нём относится к 1630 году. Адам Олеария, секретарь голштинского посольства, писал о комедиантах, которые устраивают для «простонародной молодежи представление за деньги» с пальчиковыми куклами. Петрушка - всегда горбатый, носатый, драчливый, озорной и крикливый балагур, который говорил хрипло-писклявым голосом. По сюжету представления Петрушка сватался, устраивался на работу, напивался и попадал в самые разные забавные ситуации. Князь Долгорукий, увидев представление петрушки в 1813 году написал: «Описывать нечего: всякий видел, что это такое; для меня нет ничего смешнее и того, кто представляет, и тех, кто смотрят. ...Зрители хохочут и очень счастливы».

Вечно молодой Петрушка
Вечно молодой Петрушка

Петрушка идет

А.Корзухин. Петрушка идёт!

Кулачные бои.

Нередко на ярмарках проходили и кулачные бои, которыми Русь славилась с древних времен. Бои такие были не только потехой, но и состязанием. Участие в них принимали все желающие мужчины, независимо от возраста и положения в обществе. В кулачных боях, несмотря на кажущуюся простоту, была жесткая система правил, несоблюдение которых приводило к досрочному завершению боя. Бить противника можно было только кулаками. Наиболее распространенными видами кулачного боя, были: один на один, стенка на стенку или «сцеплялка-совалка», которая на самом деле была вовсе не кулачным боем, а самостоятельным русским единоборством, походившим на борьбу при помощи бросков и захватов. В таких боях мужчины проявляли свою удаль и силу, смекалку и проворство, а ещё считалось, что кулачные бои «помогали «выбить» из головы всю дурь», набежавшую за дни рутинных забот.

Сапог на столбе.

Особой популярностью эта простая забава пользовалась среди молодых удальцов, которые хотели произвести впечатление на красных девиц. Заплатив всего медяк, каждый желающий и уверенный в своих силах юноша или мужчина мог попробовать залезть на деревянный столб, вкопанный в землю. Наверху такого столба находились новые сапоги – особая ценность в те времена. Коли удалец добирался до вершины, то мог полноправно забрать свой приз. Впрочем, обычно столб был настолько высок, что добирались до сапог единицы. Но такой герой вместе с сапогами получал и расположение девушек.

Русская ярмарка

Карусель на Нижегородской ярмарке, конец XIX века

Карусель на Нижегородской ярмарке, конец XIX века

Картина дня

наверх