На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ДАВАЙ ПОГОВОРИМ

10 846 подписчиков

Свежие комментарии

  • Ирина Осипова
    Вы абсолютно правы.👍👍👍День неполного ос...
  • Ирина Осипова
    вот это действительно очень-очень мерзко и гадко!!!!🤮🤮🤮День неполного ос...
  • Traveller
    А не напомнить ли Вам, голубчик, кто открывал этот самый гадюшник - "ельцин-центр"? И кто носит подарочки на день рож...День неполного ос...

О ЧЁМ ПОВЕДАЛА НАГАЯ - Рембрандт Харменс ван Рейн. ДАНАЯ.

Древний греческий миф о Данае знают все, поэтому нет смысла его повторять, но на всякий случай напомним: греческий царь Акрисий сходил к гадалке и узнал, что его убьёт собственный внук. Тогда он взял свою дочь Данаю и замуровал её в погребе, для надёжности упаковав в медную ёмкость. Но вездесущий проныра бог Зевс проник в ёмкость в виде золотого дождя (этот момент как раз и изображают на картинах), от которого Даная Акрисьевна родила внука, Персея Зевсовича, который вырос и убил деда, как и было предсказано в начале абзаца.

К сюжету о Данае обращались такие знаменитые художники как Тупициан, Котоваскес, Вороваджо, Смагиан, Бидструпиан, Васнециан, Леонардо да Вицын и многие другие. Спасибо им большое, но сегодня мы разглядываем «Данаю» работы Рембрандта.

Картина написана в исторически традиционном, квадратно-инстаграмном формате. Сейчас так уже не пишут. Центральное место на картине занимает ярко освещённая подушка с кистью, от которой взгляд невольно перемещается вниз к небрежно брошенным босоножкам, а затем ещё ниже, к табличкам «Рембрандт. Даная» и «Руками не трогать».

Кроме предметов обихода, на картине изображена женщина, и даже не одна, а целых две – молодая, чьё обнажённое тело привлекает внимание своим гениально прорисованным пупом, и старая, к счастью, одетая женщина.

Может показаться, что старушка совершенно случайно попала в кадр к Рембрандту. Но это не так. Достоверно известно, что в образе прекрасной Данаи художник изобразил свою вторую жену. Рядом в обличье старухи стоит его первая жена.

В правом верхнем углу мы видим голого мальчика с крыльями. На его лице видны страдания, как будто он страдает. В левом нижнем углу, наоборот, царит спокойствие, там покоится массивная ножка кровати, и ничего особенного не происходит.

Левый верхний и правый нижний углы как бы уравновешивают картину, там не нарисовано ничего, кроме нескольких тряпок, и эти углы не отвлекают нашего внимания от созерцания голой, бесстыдно смятой с одной стороны и призывно торчащей с другой стороны женской груди. Груди в свою очередь уравновешивают саму Данаю.

Очень много усилий автор приложил к драпировке. Плотные, толстые портьеры, бархатные скатерти и занавеси – всё было сделано, чтобы отвлечь внимание от едва проснувшейся женщины, скрыть её от внешнего мира, но свет, то есть Зевс, как говорится, дырочку найдёт. Вот и на этом шедевре свет проникает в какую-то щёлочку и щедро высвечивает невыносимые условия, в которых ночевали древнегреческие, а затем и средневековые женщины.

Бусы во время сна сползли у Данаи на левую руку. Одеяло сползло, постельное бельё не первой свежести, но Даная не обращает внимания на такие мелочи. Мамочки, Зевс идёт! Девушка хочет вскочить, но ноги запутались в одеяле, а изо рта вылетают лишь нечленораздельные звуки. Спутанная причёска, примятая подушка – всё говорит о том, что у героини спуталась причёска и измялась подушка.

Служанка выглядит гораздо бодрее. Она уже выспалась, встала с постели, почистила зубы, оделась, возможно, позавтракала.

Даная же ещё толком не проснулась и спросонья как бы отмахивается рукою от Зевса: мол, дай поспать, не буди мою чувственность! Но чему быть, того не миновать: Даная, согрешив, как говорится, с божьей помощью, родит сыночка, Персейку, киллера своего дедушки Акрисия, а также Аргоса, Горгоны и прочих достойных граждан. А ведь накинь девушка пижаму да прикройся одеялком – и, глядишь, обошлось бы…

Как бы там ни было, но миф остаётся мифом: Даная после этого события сразу же понесла. На картине видно, что она понесла уже сейчас, и несёт всё больше и больше. И, скорее всего, рукой она уже ни от чего не отмахивается, а просто тянется к чему-то солёному. Или к извёстке.

* * *

Работая над картиной, Рембрандт сделал так, что кровать под Данаей прогнулась. Благодаря этому мы почти физически ощущаем весовые характеристики героини. Вот почему нам в голову приходит иной, более современный сюжет этой картины: мать пришла будить молодую девушку Данаю, сообщая, что к ней пришёл некий Зевс. Девушка же, понимая, что не готова, сетует на то что, мол, зачем ты, мать, меня родила с такой попой? Лабутены лежат возле кровати и сохнут, а штаны так и не налезли. Собственно, после долгих безуспешных попыток их натянуть девушка и уснула. Ангел в изголовье койки явно сопереживает страданиям Данаи…

Надо сказать, что не только мы, но и сам художник очень вольно трактует канонический миф. При взгляде на рисунок складывается ощущение, будто в помещении отсутствует несколько стен. А ведь Даная-то, по идее, была заточена в медном ящике, в подземелье, если что.

Далее. Если присмотреться, то на левой руке у Данаи имеется кольцо. Возможно, она уже обречена, или, хуже того, замужем.

Современники даже высказывали предположения, что на полотне Рембрандта представлена вовсе не Даная, а Гнусавия, Пассифлора, Бахиль, Снусмумрия, Шмарра или какие-то другие женские мифологические персонажи.

Чтобы развеять все сомнения, учёные подвергли картину рентгеновскому анализу. Благодаря рентгеноскопии удалось выяснить, что героиня больна туберкулёзом в начальной стадии, у служанки сломан нос, шалят клапаны сердца и имеется подозрение на ишемию. УЗИ же чётко выявило пол будущего Персея.

* * *

В 1985 году один безумный исследователь решил проверить, как «Даная» поведёт себя, если обработать её серной кислотой и ножом. Старая подержанная средневековая картина, прямо скажем, не выдержала испытания. Многие эксперты считали, что шедевр надо выбросить. Но, к счастью, нашёлся один косой левша, который не только восстановил изображение, но и дорисовал парочку спаривающихся на подушке блох, коих можно различить лишь под микроскопом, а на подушке – еле заметный штамп: «Барнаульский резерв проводников».

Однако и без микроскопа великое творение знаменитого Рембрандта продолжает радовать любителей живописи как в Эрмитаже, так и за его пределами!

© 2016 «Красная бурда»

Рисунки Рембрандта и А. Кивокурцева

Картина дня

наверх