Что заменяло советским гражданам интернет: телефонные чаты, журнал с лайфхаками и не только


Интернет настолько прочно вошёл в нашу жизнь, что даже те, кто начал им пользоваться в сознательном возрасте, не очень твёрдо помнят — чем же мы заменяли этот источник знаний и информации раньше. Как разыскивали нужное место, человека, материал для реферата или книги, как общались, когда невозможно было встретиться? Всё было сложнее — но всё было.

Справочники и энциклопедии


Обычно вспоминают только телефонные справочники — где по фамилии можно было узнать чей-то домашний телефон — и большие энциклопедии в нескольких томах обо всём на свете, но на самом деле в доинтернетную эпоху можно было купить или найти в читальном зале такие издания на самые разные темы: от популярных медицинских или кулинарных справочников до очень узкоспециализированных, связанных с какой-либо профессией, хобби или наукой.



Конечно, в маленьких городах и тем более деревнях у библиотек был не настолько обширный запас разных книг, чтобы легко было отыскать информацию по фауне тропиков или узкой технической отрасли. Эту проблему решали двумя способами: нарочно выкраивали день, чтобы выехать в райцентр или облцентр, в библиотеку побольше, или отправляли аналог поискового запроса в какое-нибудь СМИ: то есть, писали просьбу осветить этот вопрос в ближайшей радиопередаче или следующем номере журнала.

Картина Александра Дейнеки.
Картина Александра Дейнеки.

Специализированные журналы


Подписка на тематические журналы в СССР была очень дёшева, и многие хранили годами подшивки изданий самой разной тематики. Не оттого, что приятно бывает перечитать про новинки в советской тяжёлой промышленности — а в качестве пополняющегося справочника, увы, без возможности искать темы по алфавиту, как в справочнике книжном, зато с постоянно добавляющейся актуальной информацией.
Такие подшивки собирали не только дома, но и в библиотеках разного рода домов культуры. Тематические журналы было легче заказать, чем новые энциклопедии, а спрос на них бывал очень большой. Особенно на издания, посвящённые той или иной работе руками. Надо сказать, их замечательно, точно и понятно иллюстрировали, что заменяло жаждущим знаний видеоряд на ютубе.

Журнальные подшивки были деталью советского интерьера.
Журнальные подшивки были деталью советского интерьера.

Радио и телевидение


Когда советскому человеку позарез хотелось узнать, что ели в Древнем Риме или как сложилась судьба любительницы Чехова и Станиславского актрисы Мэрилин Монро, а также немного просветиться в новинках психологии, педагогики и медицины, он писал письмо на радио или телевидение. Существовало несколько передач, в которых всегда были готовы ответить на такие вопросы или посвятить отдельный выпуск на тему, которая интересна слушателям.

Было только одно но: важно было передачу не пропустить. Даже попросить кого-то записать выпуск на кассету было затруднительно, так что — садишься перед аппаратом с карандашом и тетрадкой и всё нужное быстро записываешь текстом, от руки.

Чтобы ответить на вопросы слушателей, радиоведущие приглашали в студию докторов наук, писателей и врачей.
Чтобы ответить на вопросы слушателей, радиоведущие приглашали в студию докторов наук, писателей и врачей.

Справочное бюро


Адреса и телефоны организаций, а также граждан, если известны их фамилия, имя и отчество, можно было узнать в городском справочном бюро. Там же давали и расписание работы учреждений, которое большой вариативностью не отличалось: с девяти до семнадцати. Зато можно было узнать, какие дни неприёмные. Правда, не в каждом городе, чаще приходилось звонить по полученному в справочном бюро номере.
Узнать номера учреждений можно было и по телефонной справочной линии, но она работала не во всех городах. Была и ещё одна телефонная услуга, тоже не везде: точное московское время. Но чаще граждане сверялись с сигналами по радио.
Вообще телефон играл особенную роль в жизни советского человека. Дети часами висели “на трубке” вечерами, например, делая уроки вместе или просто что-то обсуждая. Были даже свои “телефонные игры” — словесные, нарочно для того, чтобы вечером поиграть с другом или подружкой. Это, в основном, “города”, буриме, разные викторины. Некоторые играли в настоящие словесные ролевые игры! Говоря честно, висели на телефоне порой не только дети, но и взрослые - но им-то никто не делал замечаний по этому поводу! 

По телефону звонили часто и много.
По телефону звонили часто и много.

Самиздат и стенгазеты


Далеко не каждый самиздат преследовался в СССР. Самодельные рукописные (реже — машинописные) журналы и стенгазеты были популярной формой развлечения в рабочих коллективах, в жилых подъездах и даже в семьях. Нет, речь не идёт о стенгазетах, нарисованных по заданию партии и классной руководительницы — существовали именно дурашливые газеты, которые делали по своей инициативе.

Одни напоминали корпоративные блоги, другие — форумы (под вопросом или очерком вешался пустой лист, на котором можно было писать свои соображения и комментарии), третьи вообще превращались в ералаш: вешался практически пустой лист с призывом творить, и на нём каждый, кто желал, писал смешные стишки, рисовал карикатуры, оставлял предложения сходить такого-то числа вместе на новую пьесу.

Объявления в газетах


Чтобы познакомиться или найти того, с кем уже почти совсем познакомился случайно в жизни, давали объявления. Чтобы найти что-то и купить или взять во временное пользование, тоже давали объявления. Через объявления продавали, призывали что-то сделать вместе, искали попутчиков для поездки на машине (вскладчину за бензин) на юг. Можно было встретить объявления с криком отчаяния: кто знает, как сделать то-то и то-то, поделитесь знанием, очень надо!

Отрывные календарики


Многие современные развлекательные порталы очень сильно похожи на отрывные календарики советской эпохи: там на каждом листочке, кроме даты и необходимых астрономических замечаний, публиковались шутки, рецепты дня, лайфхаки и интересные факты из истории.

Источник

Сказочные картины Юлия Клевера

В советские годы имя художника Юлия Клевера было мало кому известно. Его творчество не было запрещено, а сам Юлий Юльевич в 1920-е гг. до конца жизни преподавал в Академии Художеств и в Центральном училище технического рисования в Ленинграде, где заведовал кафедрой монументальной живописи. Но в XIX веке Клевер считался салонным художником, его даже называли любимым живописцем царской семьи, поэтому после революции о былой популярности он мог только вспоминать.



Девственный лес. 1880

При этом картины Юлия Клевера просто завораживают.

Обычные русские пейзажи и заброшенные деревеньки на них выглядят сказочными, волшебными. Леса, озера, заснеженные равнины манят и привлекают своей загадочностью. Мы предлагаем вам полюбоваться картинами Юлия Клевера и заодно узнать немного о его судьбе.


Юлий Юльевич Клевер родился 19 (31) января 1850 года в Дерпте. С детства проявлял наклонности к рисованию и в 1867 году, после окончания гимназии, по настоянию семьи начал учиться архитектуре в Императорской Академии художеств, однако вскоре перевёлся в пейзажный класс. За успехи в живописи он был удостоен малой и большой серебряных медалей Академии.



Деревня на острове Нарген. 1881

В 1871 году его картина «Заброшенное кладбище зимой» была положительно оценена художественным сообществом и приобретена графом П. С. Строгановым. В 1872 году картина «Закат» была приобретена великой княгиней Марией Николаевной. А после того, как в 1876 году его картину «Березовый лес» пожелал приобрести Александр II, Юлию Юльевичу, не кончившему академического курса, было присвоено звание классного художника первой степени, а в 1878 году за картину «Старый парк» («Вид запущенного парка в Мариенбурге») он получил звание академика живописи.



В парке Гатчинского дворца. 1894

В 1890-х годах Ю.Ю. Клевер был вынужден уехать в Германию: его привлекли как свидетеля к громкому делу о финансовом злоупотреблении его знакомого, бывшего конференц-секретаря Академии художеств П. Ф. Исеева. Семья Клеверов вернулась в Россию только в 1915 году. После революции 1917 года живописец получал материальную поддержку от Общества художников имени А. И. Куинджи. Умер Юлий Юльевич в 1924 году.



Дебри. 1895



Закат солнца зимой. 1897



Зима. 1876



Закат солнца зимой. 1891

Рыбацкая деревня. 1892



Пруд с белыми лилиями. 1893



Перед грозой. 1899



Зимний закат в еловом лесу. 1896

Популярное в

))}
Loading...
наверх