На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ДАВАЙ ПОГОВОРИМ

10 846 подписчиков

Свежие комментарии

  • Ирина Осипова
    Вы абсолютно правы.👍👍👍День неполного ос...
  • Ирина Осипова
    вот это действительно очень-очень мерзко и гадко!!!!🤮🤮🤮День неполного ос...
  • Traveller
    А не напомнить ли Вам, голубчик, кто открывал этот самый гадюшник - "ельцин-центр"? И кто носит подарочки на день рож...День неполного ос...

Существует ли мировой заговор производителей?

Задумывались ли вы, почему купленный холодильник прекрасно работает, но выходит из строя через месяц после истечения гарантийного срока? Или о том, сколько смартфонов вы поменяли на новые модели за последние пять лет? И почему замена сломавшихся деталей микроволновки часто обходится в сумму, превышающую стоимость новой печи? Все эти примеры наводят на мысль о том, что производителям выгодно заставлять нас как можно чаще покупать новые товары. Не случайно же все чаще и чаще в прессе и на форумах в Интернете встречаются упоминания о некоем «всемирном заговоре» производителей бытовой техники.

Действительно, множество брендов уже давно перешло на так называемый принцип «параметризации производства». Это значит, что современная техника сделана так, чтобы выйти из строя после истечения гарантийного срока. Данное явление называют «запланированное устаревание», и это определение существует с 1932 года. Особое распространение оно получило в последний десяток лет, когда ассортимент бытовой техники и навороченных гаджетов, казалось бы, расширился до предела. И получается, что у слухов о «заговоре производителей» есть реальные основания.

С чего все началось

Один из наиболее ярких примеров «запланированного устаревания» — лампа накаливания. В 1880 году Эдисон разработал прототип электрической лампы, подходящей для коммерческого использования. В первых моделях применялась углеродная нить, работающая за счет своей толщины достаточно долго, а потом стала использоваться не столь долговечная вольфрамовая спираль.

Когда электрическое освещение в домах только начало появляться, компании, занятые в этом бизнесе, брали на себя все — от монтажа электропроводки до выпуска и замены электрических ламп. Поскольку им было невыгодно тратить деньги на постоянную замену светильников, они старались добиться того, чтобы лампы не перегорали как можно дольше.

В пожарной части в городе Ливермор, США находится лампа накаливания, которая по некоторым сведениям горит
с 1901 года. Под названием «Столетняя лампа» она включена в Книгу рекордов Гиннеса.

Постепенно электрическое освещение приобретало все большую и большую популярность. Рынок расширился, одни компании стали заниматься только производством электричества, другие — прокладкой электросетей, третьи — выпуском оборудования. И производители ламп поняли, что гораздо выгоднее выпускать продукцию, которая будет недорогой и недолговечной — затрат меньше, а прибыль больше за счет частой замены перегоревших устройств. В 1924 году был даже образован международный картель «Феб», в который вошли компании Osram, Philips и General Electric, договорившиеся не выпускать лампы со сроком службы более 1000 часов.

Запланированное устаревание

Сейчас существует много способов заставить нас потратить деньги на новую технику. Среди них наиболее выделяются: запланированное закладывание в конструкцию устройства недостатков, приводящих рано или поздно к поломке; маркетинг, направленный на убеждение потребителей в «моральном устаревании» приборов; создание дефицита запчастей в сервисных центрах, что приводит к неподъемной цене ремонта.

До тех пор, пока действует гарантийный срок, потребитель уверен, что техника не ударит его током, не будет вредить здоровью и не загорится, но после этого может пройти всего несколько месяцев, и устройство можно будет относить на свалку. Чаще всего так происходит с мелкой бытовой техникой. Выходят из строя при этом какие-то незначительные дешевые детали, предназначение которых — выдержать гарантийный срок. И в большинстве случаев, когда что-то ломается, покупатель предпочитает пойти по легкому и понятному пути — приобрести новенькое устройство. Зачастую, если попытаться что-то предпринять — починить вещь самому или отнести ее в мастерскую — может выясниться, что приобретение запчастей или ремонт обойдутся гораздо дороже, чем новая покупка.

По мнению производителей, люди должны покупать выпускаемую ими продукцию за доступную цену и как можно чаще. Механизмы целенаправленного вывода из строя бытовой техники просты: материалы, которые используются при производстве деталей, трескаются, крошатся и перегорают в срок, заложенный производителем. Так, через 5–7 лет, а то и раньше, в стиральных машинах летят резиновые прокладки и манжеты, горят двигатели, лопаются пластмассовые баки. В холодильниках протираются тоненькие трубочки систем охлаждения.

Менять или паять их бесполезно — одна неисправность тянет за собой другую. Производители уже на стадии проектировки вносят в конструкцию машин ограничители срока их работы, о чем могут даже невозмутимо предупредить в паспорте на технику. Правда, в уголке и маленькими буквами.

Если раньше морозильники готовы были безотказно отработать лет двадцать – тридцать, то сегодня редкий агрегат отметит 10-летний юбилей без единой поломки. А на самые распространенные модели среднего ценового сегмента таких брендов как Bosch, Siemens, Neff, Gaggenau, Electrolux, Gorenje, гарантия обычно не превышает трех лет.

Есть, конечно, и исключения. Во-первых, это премиальные марки - AEG, Miele, Eurosoba, Liebherr. А во-вторых – это старая советская техника. У меня на даче, например, до сих пор работает холодильник «ЗиЛ Москва», выпущенный в 50-х годах прошлого века. И хорошо работает, держит холод, быстро замораживает, даже уплотнители на двери в приличном состоянии. Думаю, что многие могут рассказать подобные истории про пылесосы «Буран», стиральные машины «Вятка - автомат» или радиоприемники «Спидола».

Маркетинг

На помощь «запланированным поломкам» приходят грамотный маркетинг и реклама. Они активно внушают нам мысль, что технику нужно менять не только по причине ее выхода из строя, но и из-за «морального устаревания». Бытовые приборы должны не только хорошо справляться с поставленной задачей, но и радовать глаз, поражать воображение, тешить самолюбие.

Очередь за Iphone 7 - Дубай, 2016 год. С момента выхода первого Iphone в 2007 году
количество желающих купить первыми новую модель не уменьшается.

Не просто функционально, но интересно, необычно, забавно — вот какие лозунги действуют на сознание россиян, которые после советского периода повсеместного дефицита еще не успели наиграться с техническими новинками. Бытовые приборы определенных марок или конкретного стиля становятся модными, маркетологи пытаются перевести их в разряд не просто вещей, а сделать символами престижа и признаками наличия вкуса и стиля.

В большинстве случаев потребители не пользуются всеми возможными функциями своей техники, но сознание того, что холодильник может не только сохранять продукты, но и выходить в Интернет, для многих является показателем того, что они живут в ногу со временем и могут продемонстрировать окружающим уровень своего благосостояния и принадлежность к определенному слою общества.

Срок службы

Что такое «гарантия» — знает сегодня каждый. Но есть и еще одно понятие — «срок службы» — и что это дает потребителю, не всегда понятно. Например: электрический чайник — срок службы пять лет. Так что, через пять лет его выкидывать надо, даже если он продолжает работать? Или все же можно им пользоваться и дальше?

Словосочетание «срок службы» совсем недавно получило определение в российском законодательстве. Разница между гарантийным сроком и сроком службы заключается в том, что в течение гарантийного срока покупатель может, установив любые скрытые недостатки товара, предъявить соответствующие претензии продавцу и получить компенсацию. На протяжении срока службы, если он установлен, производитель должен обеспечивать возможность использования товара по назначению и нести ответственность за существенные недостатки, возникшие по его вине.

Это означает, что если поломка произойдет после истечения гарантии, но на протяжении указанного срока службы, то доказывать что поломка произошла по вине производителя придется вам. К сожалению, сделать это почти невозможно. Именно поэтому в полной мере защитить потребителя от «параметризации производства» и «запланированного устаревания», предусмотренных производителем, установленный срок службы техники не может.

Так был ли заговор?

Цель любого производителя — заработать как можно больше. В условиях современного рынка стремление заставить потребителя любыми способами купить новый товар взамен устаревшего физически и/или морально — в порядке вещей. Можно ли назвать ли это заговором, вопрос для любителей конспирологии. А читателя призываем задуматься — действительно ли Вам нужен новый смартфон?

Борис Надеждин, Агентство СЗК

Источник: http://finecru.ru/biznes/item/3365

Картина дня

наверх